8 мин.

У «Формулы-1» – новые владельцы. Что хорошего они могут сделать?

От платных трансляций в интернете до справедливого распределения доходов.

Похоже, «Формула-1» стоит на пороге перемен – на днях ведущая гоночная серия была куплена американской медиакорпорацией Liberty Media. И хотя Берни Экклстоун утверждает, что новые владельцы хотят не «рулить» чемпионатом, а просто зарабатывать деньги, подобно прежним собственникам, фонду CVC Capital Partners, вряд ли Liberty Media решила бы поставить Чейза Кэри на должность президента серии, если не собиралась полноценно управлять «Ф-1». Поклонники гонок ждут больших изменений в потерявшей былую привлекательность «Формуле-1».

Дебюрократизация регламента

alt

«Современная «Формула-1» скучна, искусственна, стерильна и бюрократизирована. Никто не понимает правила и штрафы, а к гонщикам порой относятся, как к ученикам, которых наказывают за дерзость. Это замечают и болельщики», – считает бывший руководитель «Рено» Флавио Бриаторе. Сегодня в регламенте много запутанных формулировок и невнятных наказаний – особенно для зрителя-неофита, – а корпоративная этика и требования ФИА загоняют пилотов и сотрудников команд в жесткие рамки, не поощряющие откровенные суждения и поступки.

Некоторые правила в «Ф-1» вызывают вопросы. Например, в чем смысл огромных штрафов за смену компонентов силовой установки, если они действуют лишь на одном Гран-при? Так ли нужна «балльная» система наказаний, слабо способствующая примерному поведению пилотов, но запутывающая неискушенных зрителей? Зачем вместо естественных границ трассы делать асфальтовые зоны безопасности, а потом вводить «белые линии» и наказывать за их пересечение? Система DRS, жесткие и порой непонятные ограничения на действия при обороне позиции, регулярно меняющиеся правила (вспоминаем ограничения на радиопереговоры и их последующую отмену) – конечно, гики и увлеченные поклонники автоспорта отлично разбираются во всем этом, но для широкой аудитории нужны понятные и стабильные правила.

«Давайте просто проводить гонки: меньше технологичности и бюрократии, больше действительно хорошего шоу. Гонкам нужны простые правила: отстающий пытается обогнать лидера, а лидер пытается не позволить ему это сделать. Все остальное – барахло» – уверен Бриаторе. И в его словах есть правда. Конечно, технический и спортивный регламент определяет ФИА, но Liberty Media на правах главного акционера может повлиять на чиновников Федерации и добиться изменений.

Развитие в интернете

alt

О провальной политике «Формулы-1» в сети сказано много, и проблемы признал даже консервативный Берни. В последние пару лет появились кое-какие сдвиги: официальный сайт серии наполнился контентом, официальное приложение стало предлагать нечто большее, чем обычный хронометраж, а в соцсетях заработали аккаунты (даже канал на Youtube!). Тем не менее, работы много – если дремучий Экклстоун не понимал, зачем и как развивать присутствие «Ф-1» на цифровых платформах, то у Liberty Media есть огромный опыт.

Официальному сайту серии нужно больше контента, а также версии на основных мировых языках (не только на английском). Не стоит недооценивать и социальные сети – это один из самых эффективных инструментов раскрутки и популяризации любых продуктов. Число подписчиков, «лайков» и репостов сегодня является одним из основных показателей размера аудитории для потенциальных спонсоров и рекламодателей. По словам Экклстоуна, Liberty Media в первую очередь намерена уделить внимание именно соцсетям.

Самым ожидаемым шагом Liberty Media является появление платных трансляций в сети по подписке. «Формула-1» – одна из последних крупных спортивных организаций, у которой нет чего-то подобного, в то время как в мире все меньше смотрят телевидение и все больше уходят в интернет. Для современной аудитории было бы куда удобнее смотреть гонки с ноутбука, планшета или другого гаджета, чем проводить выходные у телевизора – нет сомнений, что платные интернет-трансляции пользовались бы большой популярностью и принесли серии немалый доход.

Оптимизация календаря

В 2016 году в чемпионате прошел 21 этап – рекордное количество в истории «Формулы-1». Такое число гонок – огромная нагрузка на персонал команд, и без того вынужденный подолгу отсутствовать дома. К примеру, в этом году в календаре прописаны 6 сдвоенных уик-эндов, когда Гран-при проводятся со всего лишь недельным перерывом. Этим недовольны многие коллективы, не раз заявлявшие, что 20 гонок – это черта, которую «Ф-1» не стоит переходить.

Есть ощущение, что календарь перенасыщен. «Формула-1» – это не NASCAR, где этапы проводятся почти каждый уик-энд с февраля по ноябрь. В отличие от американской серии, «Ф-1» приходится путешествовать по всему миру. Сотрудники должны отдыхать, кроме того, излишнее число Гран-при за пределами Европы (где расположены базы всех коллективов) изрядно увеличивает расходы на логистику. Чрезмерно количество этапов снижает уровень «элитности» уже существующих Гран-при, кроме того, две недели ожидания праздника – это здорово, а слишком частое проведение гонок может приедаться, хотя у этой точки зрения есть как сторонники, так и противники. «Формуле-1» стоит гнаться за качеством, но не за количеством, и потому нужно прекратить «растягивать» календарь.

Возвращение классических этапов

alt

Что касается качественного состава календаря, то здесь тоже есть над чем поработать. Несмотря на улучшение ситуации в последние годы, в чемпионате по-прежнему есть унылые трассы (в основном «тилькедромы») и места, где целесообразность проведения Гран-при вызывает вопросы. В то же время вне «Формулы-1» остаются трассы с историей («Нюрбургринг», «Кьялами»), этапы с большой перспективой (Гран-при Франции) и просто интересные автодромы («Алгарве», «Истанбул-Парк», «Муджелло» и другие). Главным препятствием для появления или возвращения этих треков всегда были высокие цены за право проведения Гран-при, устанавливаемые жадным промоутером.

Новый президент серии Чейз Кэри готов снизить расценки для организаторов, чтобы сделать «Формулу-1» более привлекательной для зрителей. Кроме того, и в Liberty Media уже заявили, что не хотят терять «классические» этапы. Возможно, отдельные исправно платящие, но малоинтересные Гран-при стоит заменить на более зрелищные трассы, чьи промоутеры потянут смягчившиеся финансовые условия. Это лучше для телеаудитории, на которой Liberty Media планирует зарабатывать основную прибыль – с точки зрения ТВ-рейтингов полуторачасовой заезд на условном «Нюрбургринге» куда перспективнее беспросветной двухчасовой тоски, которую почти ежегодно дарит Гран-при Сингапура.

Обеспечение стабильного состава участников

В «Формуле-1» регулярно появляются и исчезают новые команды. И коммерческих соглашений мало, чтобы основательно «привязать» и гарантировать их участие в чемпионате на годы – достаточно вспомнить прошлогодний шантаж «Ред Булл», угрожавшего увести из «Ф-1» сразу две конюшни. Требуется нечто иное, и у Liberty Media есть, что предложить – новые владельцы готовы уступить часть акций, чтобы коллективы могли участвовать в управлении серией и претендовать на прямое получение прибыли от проведения чемпионата. 10 процентов акций «Ф-1» готов приобрести «Мерседес», интерес демонстрируют и другие.

Таким образом, коллективы также могут стать совладельцами «Формулы-1», что гарантирует стабильность серии и большую вовлеченность участников в управление чемпионатом. С другой стороны, это может привести к еще большему влиянию элитных команд, если акции купят только топ-конюшни.

Распределение доходов

alt

Liberty Media получит контроль над финансовыми потоками в «Формуле-1», и в их власти покончить с ужасающим неравенством, царящим в сфере распределения призовых между командами. Причиной тому стали коммерческие соглашения, заключенные Экклстоуном отдельно с каждой конюшней. Берни, опасавшийся единства коллективов, в 2013 году расколол их финансово – топ-командам он предложил отличные условия, включавшие немалые бонусы за «исторические заслуги» и гарантию солидных выплат даже в случае провала в Кубке конструкторов. Прочим же предложили остатки, причем в ультимативной форме – «подписывайте соглашение или уходите». Условно говоря, если бы «Феррари» за весь сезон не набрала ни одного очка, а «Форс-Индия» выиграла бы титул, то за счет бонусов Скудерия все равно бы получила от ФОМ больше денег, чем команда из Сильверстоуна. В результате финансового и ресурсного неравенства в «Формуле-1» небольшие коллективы практически не имеют шансов бороться с топ-командами. Небольшие конюшни даже подали иск в Еврокомиссию, обвинив ФОМ в картельном сговоре с элитными коллективами и создании нечестной конкуренции, но решение по этому делу пока не принято.

Проблему мог бы решить новый Договор согласия между владельцами коммерческих прав (Liberty Media), ФИА и командами, в котором было бы закреплено справедливое разделение доходов между участниками чемпионата. Это в интересах спорта и конкуренции, также Договор согласия нужен для претворения в жизнь планов по выведению акций «Ф-1» на нью-йоркскую фондовой биржу. Вероятно, владельцы готовы пересмотреть распределение средств – по слухам, Liberty Media уже начала борьбу против элиты и намерена лишить «Феррари» выплат за «исторические заслуги». Возможно, это лишь первый шаг на пути к восстановлению справедливости в «Формуле-1».

Фото: Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose