5 мин.

Как я стал волноваться и невзлюбил Гран-при России. Что было не так на «Сочи Автодроме»

Блог «Гонки и немного нервов» находит негативные моменты в прошедшем Гран-при России.

Несколько лет ожидания, миллионы вложенных денег, наступление пиар-войск по всем фронтам и... то ли пшик, то ли оглушительный грохот падения. Этап «Королевских гонок» в Сочи понравился Экклстоуну и Путину, вызвал сдержанные комментарии у пилотов и недовольство масс-медиа и поклонников из других стран. Так что было не так на «Сочи Автодроме»?

Тилькедром 2.0

Комментатор Попов, который вел трансляцию захлебываясь от восторга, упомянул, что, дескать, все боялись очередного творения Германа Тильке, а вышло не так. Так вот: вышло так. Вы вообще видели на трассе по-настоящему интересные места для борьбы?

Прославленная тем же Поповым дуга? Не смешите. Машины просто подъезжают к ней и едут дальше. Если ты на «Мерседесе», то можешь занять внешнюю сторону и обогнать. Если нет – жди шанса оказаться внутри. Никакого таланта и мастерства тут для обгона не хватит. Как на всем «Сочи Автодроме».

Да, сочинская трасса похожа на валенсийскую, но в Валенсии хотя бы были связки медленных поворотов, где можно было вести борьбу. В Сочи медленный поворот идет в связке с быстрым. В итоге, соперников на трассе можно объезжать, но вот обгонять – увольте. Видели, как Фелипе Масса застрял за Серхио Пересом? Вот то-то. Построив вокруг китайской трассы валенсийские стены, интересной ее не сделаешь.

Упор на моторы

Вторая проблема сочинского этапа напрямую связана с первой: слишком плавные скоростные повороты, слишком много прямых, стремление построить чрезмерно быструю трассу (они, наверное, так и стремились, «самую быструю» – требование в духе наших властей), все это привело убийству всякой интриги. Трасса, на которой пилоты постоянно вдавливают педаль газа в пол, главные требования предъявляет к моторам. Потому Нико Росберг и проехал через весь пелотон, вступив в борьбу пол раза. Вспомните Хэмилтона в Спа – вот вам отличие хорошей трассы от плохой.

Такое доминирование моторов «Мерседес», какое мы видели в Сочи, убивает всю «Ф-1», если в ней есть болиды с другими движками. Понятно, что силы моторов уж слишком не равны и в будущем наверняка все изменится, но требовательность трассы исключительно к скоростям на прямых останется.

Отсутствие пейзажа

Пункт для кого-то спорный, для кого-то сомнительный, но для меня очевидный. Возьмите Спа, с ее холмами и спусками, красоты «Альберт-парка», мосты Монреаля, улочки Монако и бухту Сингапура. И сравните со всем этим унылый бетон «Сочи Автодрома».

Возможно, построить трассу прямо в Олимпийском парке было проще. Вероятно, чиновникам не пришлось тратиться на инфраструктуру (и больше можно было потратить на себя). Быть может, они просто будут доить олимпийский хайп всеми подряд объектами, пока он наконец не иссякнет. Но трасса от этого проиграла.

Простите, но ледовый дворец «Адлер» живописен, как улегшаяся на дорогу корова. И при этом он вообще единственный примечательный объект вокруг трассы.

Организаторы активно говорят о том, чтобы в следующий раз сделать гонку ночной. Недостаток фантазии бьет ключом. Кого они хотят удивить хоть ночной, хоть закатной гонкой после Сингапура и Абу-Даби – решительно непонятно. Показать свое высокотехнологичное освещение? А океанскую бухту они для отражения огоньков предоставят?

Нет, единственный шанс для сочинских организаторов удивить публику временем проведения гонки – это устроить ее зимой. Правда я в таком случае предпочел бы условный Гран-при Сибири.

Ажиотаж и политика

Портить спортивные праздники чрезмерным ажиотажем и тошнотворной политикой – большая традиция современной России. Несчастного Даниила Квята, прежде лишь пять раз за сезон финишировавшего в десятке, так замучили в преддверии гонки, что он с пятого места провалился на 14-е. 20-летнего парня куча ничего совершенно в гонках не понимающих журналистов из федеральных СМИ возвела чуть ли не в ранг Шумахера. И, конечно, он не справился с таким грузом. И, конечно, это не вина Квята.

С политикой и вовсе вышла жуть. Заставить пилотов стоять молча, на радость президенту Путину, и помешать им проявить уважение к Бьянки? Они правда не понимают, что это позорище?

И потом: президент приходит на трибуны, президент зачем-то идет к тройке призеров после финиша, президент вручает награды... Удивительно, что ему не отдали вторую «Марусю» для участия в гонке. Бессовестный пиар, фу. Не хотелось бы больше такого видеть.

В заключение остается сказать, что при всем вышесказанном у сочинского этапа есть потенциал. Есть технологичная трасса, внимание поклонников, готовность чиновников сыпать бюджетными деньгами. Все это дает шансы на исправление. Исправить поворот здесь, построить что-то красивое там, и просто провести обычную гонку. Мы ведь хотим, чтоб Сочи в календаре «Ф-1» был ближе к Спа и Сильверстоуну, а не к Китаю и Бахрейну, правда?

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, Алексей Никольский

«Формула-1», которую мы не видим по телевизору

Как первый Гран-при России смотрелся вживую