Трибуна
17 мин.

Чемпионка мира по конькам Нина Статкевич: «Кондуктор меня оштрафовал, я прибежала на стадион и побила два рекорда»

От редакции: вы в пользовательском PoKatit, где живо рассказывают о конькобежном спорте. Ниже – мощная история Нины Статкевич, первой чемпионки Европы в СССР. Не пожалейте плюсы, автор очень старался. И подписывайтесь, чтобы не пропускать обновления в блоге!

В этом году 50 лет победе Нины Статкевич на первом в истории чемпионате Европы по конькам среди женщин, который состоялся в феврале 1970-го в Херенвене на льду легендарного “Тиалфа”. PoKatit побывал в Петербурге в гостях у двукратной чемпионки Европы, рекордсменки и чемпионки мира. Поговорили про обиду за первого тренера, предвзятое отношение москвичей, нелюбовь к Медео, знакомство на зарядке с будущим мужем, как отменили поездку на чемпионат мира, и вспомнили про время, когда на “Петровском” на коньки собиралось больше зрителей, чем на “Зенит”.

“Перед 1-м классом пришлось переучиваться с украинского языка”

Нина Статкевич родилась в Москве через три недели после снятия блокады Ленинграда. 

“Отца еще перед войной в 1940-м отправили от предприятия в Нижний Тагил, а оттуда в Москву. В 1946-м мы вернулись в Ленинград”, – поясняет Нина Андреевна. 

“В детстве я была рахитиком, ноги были вот такие (показывает указательный палец). У отца родители жили в Винницкой области и на лето меня отправляли на Украину. Туда я ездила несколько лет подряд и начала говорить по-украински. По возвращении домой перед походом в первый класс даже пришлось переучиваться”, – вспоминает Статкевич. 

Несмотря на недуг, девочка любила спорт с малых лет и с детства привыкла к физическому труду. Семья жила в деревянном доме в историческом районе Ленинграда и Нине приходилось ежедневно справляться с бытовыми хлопотами. 

“Мой старший брат Виктор ходил на волейбол, гимнастику и везде меня с собой таскал. Меня не с кем было оставить дома, и я в зале на матах кувыркалась или на брусьях висела. Улица у нас была очень спортивная. Под крыльцом чего только не было – копье, диск, ядро. Брат сделал перекладину, и мы там часто собирались. Виктор постоянно проводил разные игры и соревнования – кто дальше метнет, кто больше подтянется. 

Я всегда любила коньки. Сначала на валенках каталась, потом вместе с валенком вставляла ноги в ботинки коньков. В двенадцать лет мне удалили аппендицит. Мама забрала меня из больницы и уехала на работу. Я сразу вышла во двор, надела коньки и по снегу начала кататься (смеется). Соседи выскочили на улицу и стали кричать: “Ты что, с ума сошла?”. 

Как-то в Удельном парке (там долгое время находился конькобежный каток) на льду поспорила с парнем, который был на два года старше, кто выиграет стометровку. У нас все время говорили “фора, фора” – кто конфеты, кто пряники приносил. И я победила. Он тогда принес на всех килограмм подушечек”. 

“Меня всегда мучила ситуация с моим личным тренером” 

Брат Виктор ушел в армию. Финансовое положение в семье было тяжелое, и Нина пошла в девятом классе работать на завод “Светлана”, на котором трудилась мама. Ее цех выпускал лампочки для телевизоров, и задачей девушки было надевать цоколь. 

“Нам надо было их сушить, мастикой обмазывать, закручивать и ставить в печку. Нам выдавали перчатки, спирт. Руки все время были в царапинах”. 

Но и про учебу Нина тоже не забывала, посещая вечернюю школу. День для девушки начинался в 6 утра. Сначала работа на заводе, потом тренировка и в конце дня надо было еще найти силы для учебы. 

“Я все время участвовала за школу на соревнованиях по разным видам спорта. Как-то пришла на работу, а там, на доске крупная надпись: “Советуем Нине Статкевич придти на стадион и записаться в какую-нибудь секцию”. 

Прихожу на стадион, а там ходят согнувшись. Мне это уже было знакомо. На Удельной смотрела, как парень один катался. Тогда как раз все по радио говорили про Шилкова (олимпийский чемпион Борис Шилков) и я подумала, что так красиво катается – как Борис.

Я оказалась у Виктора Михайловича Соловьева. Тогда попросила соседку связать мне свитер и начала занятия. Наш тренер был хорошим организатором. И велосипед мы крутили, и подход к тренировочному процессу был грамотным”. 

Виктор Соловьев довел спортсменку до уровня сборной страны, но упоминаний о его вкладе в победы конькобежки нигде нет. 

“Когда были первые соревнования, я выполнила третий взрослый разряд. Тогда я со своей периферийностью деревенской не смогла разобраться в ситуации. Лидия Матвеевна (двукратная чемпионка мира Лидия Селихова, на тот момент тренер ДСО “Труд”) после старта спросила, откуда я и записала в свою группу. А мне было удобно у Виктора Михайловича тренироваться. Я выходила после завода, а стадион был напротив. Но иногда я появлялась и у Селиховой и она мне: “Ты куда пропала?”. У нее на тренировках было больше разговоров, девочки занимались городские, а у Соловьева – заводские. Они приходили пообщаться, провести время, а мне нужно было кроссы бегать (смеется). Времени то у меня было мало. 

Я тогда многого не знала. Хоть и говорила в интервью про своего личного тренера, но потом не находила этих высказываний – из прессы эти слова исчезали. Когда выиграла Европу и мир, зашел разговор кому дать заслуженного тренера. Я тогда сказала: “Я не против Селиховой, но больше всего хочу, чтобы не обидели Виктора Михайловича”. Я тогда даже расплакалась. 

Лидию Матвеевну знали в Москве, и это сыграло свою роль. Отношение москвичей к ленинградцам всегда было предвзятым. Конкуренция на Спартакиадах и других стартах была очень серьезной, и столичные конькобежцы находились в приоритете.

После окончания спортивной карьеры 1980-м я пришла в городской спорткомитет и подняла этот вопрос. Но там нигде не было отмечено, что он мой личный и первый тренер. Как будто они что-то из своего кармана вытаскивали. Меня всегда эта ситуация мучила”. 

ЧЕ-1972. Инцель (ФРГ). 3000 м: 1. Нина Статкевич; 2. Атье Делстра; 3. Людмила Саврулина 

“Утром был вылет на ЧМ, но накануне за ужином сказали, что я не поеду” 

Нина Статкевич проработала на заводе ровно 8 лет – с 16-ти до 24-х. В один майский день ей объявили, что со следующего месяца больше на предприятие приходить не надо – она была зачислена в сборную СССР и полностью переведена на ставку. 

“Я была тогда шокирована –  работать не надо, только тренируйся и получай удовольствие”. 

Нина была девушкой скромной и первое время в команде многих стеснялась. И это не удивительно – ее окружали олимпийские чемпионы. Но всего через полгода конькобежка выполнила норматив мастера спорта международного класса и заняла пятое место на чемпионате Советского Союза. Был объявлен состав на чемпионате мира по классическому многоборью в Гренобле в 1969 году, и Статкевич уже готовилась к турниру, но в итоге на него не поехала. 

“Тогда я уже написала маме письмо и была готова ехать на чемпионат. Утром надо было вылетать, а на ужине мне говорят, что я не поеду. Вместо меня взяли Веру Краснову (серебряная медалистка Олимпиады). Она тогда на чемпионате страны выиграла пятисотку. 

Только спустя тридцать лет на одном мероприятии в Москве Краснова сказала, что очень благодарна Юрию Николаевичу Ивашкину – благодаря нему она поехала на тот чемпионат. Ивашкин когда-то был тренером наставника Красновой. 

В итоге я осталась без билета и своим ходом добиралась из Москвы в Алма-Ату. Мне тогда сказали: “Спустись в подземный переход, там тебе в кассе мама одной фигуристки сделает билет”. 

После этого мне организовали поощрительную поездку в Германию на соревнования на призы газеты “Вечерний Берлин”. Тогда я все выиграла, и у меня остался на память кубок – кирпич с коньком”. 

“В день рождения ребята из сборной сказали: “Да ты старуха”. 

Как известно, многие успешные спортсмены имеют сложный характер. Нина Статкевич была исключением. Ее отличали – неконфликтность, открытость, честность и простота. Но добродушие не всегда ценилось в сборной СССР. 

“Как-то за столом одна из партнерш по команде мне сказала: “На тебе масло, чтоб ты подавилась”. Еще меня называли куркулихой. А какая я куркулиха? В нищете выросла.

Но самое обидное услышала в свой день рождения. На столе стоял торт, и ребята говорят: “Да ты старуха”. Хотя им было 23, а мне исполнилось 27 лет. Я тогда встала из-за стола и ушла плакать”, – сегодня смеясь, вспоминает Нина Андреевна. 

Слева направо: Нина Статкевич, актер Дин Рид, Капитолина Серегина  

Впрочем, позитивных моментов в яркой карьере конькобежки было гораздо больше. Один из них произошел в Челябинске. 

“Тогда я уже была в сборной. Торопилась на соревнования, выскочила из гостиницы с коньками подмышкой. Решила для экономии времени проехать “зайцем” на автобусе одну остановку. Денег с собой не было. В итоге контролеры решили меня оштрафовать и довезли до кольца. Мне было стыдно, оправдывалась, как могла, и потом долго быстро бежала до катка. Пришла на стадион и установила два рекорда. Вот так вот размялась”. 

Не обошлось без курьезных приключений и у других сборников. 

“Ласма (чемпионка мира Ласма Каунисте) была у нас артистка. Она девушка прибалтийская и решила, что за ней должны поухаживать. Прилетели как-то на сборы, каждый берет свои сумки, а она нет. Приезжаем, а Ласма спрашивает, где ее чемодан. У нее там были все вещи, в том числе и коньки. По-моему, так ничего и не нашли”. 

“От завода был огромный плакат: “Нина, 54-й с тобой!”

В 1970-м году Нина Статкевич выигрывает первый в истории женский чемпионат Европы по классическому многоборью, который проходил на знаменитом катке “Тиалф” в Херенвене. 

Сидим в раздевалке до старта турнира – рядом Ласма и Титова (олимпийская чемпионка Людмила Титова). Я даже у Ласмы спросила: “Слушай, а чего она (Титова) на меня так смотрит?”. Каждый настраивался по-своему. Титова понимала, что я попала в команду, когда она была на вершине. Нас с ней тренеры никогда вместе не селили. Причем, инициатором этого была не я. Мне было все равно с кем жить”, – рассказывает Статкевич. 

Людмила Титова опасалась молодой соперницы не зря. Нина тогда обыграла не только партнершу по команде, но и уверенно обошла сильных голландок – будущих олимпийскую чемпионку и чемпионку мира Стин Кайсер и Атье Делстру, олимпийскую чемпионку Анс Схют. Титова победила на пятисотке и тысяче, но по сумме многоборья была только девятой. Ласма Каунисте завершила соревнования на седьмой позиции. 

“Приехала с лавровым венком на Московский вокзал. Он был наполовину завязан, только листья торчали. В такси садилась рано утром. Водитель помогал класть его в багажник и говорит: “Только начал работать и сразу венок”.

Во время дороги он рассказывал про чемпионат Европы. Мол, денег заработали много спортсмены. А я ему: “С чего вы решили, что много денег? Когда он остановился уже у моей парадной, я сказала: “Спасибо, что довезли, я Нина Статкевич”. Для него это было шоком”. 

В знак уважение, следующее европейское первенство Международный союз конькобежцев (ISU) решает провести на родине победительницы – в Ленинграде. Соревнования проходили на льду стадиона им. Ленина (сегодня “Петровский”, бывшая домашняя арена футбольного “Зенита”). Лед был естественным, и капризная питерская погода внесла в подготовку старта свои коррективы. 

“Весь январь стояла теплая погода – с плюса на минус. Иностранцы не очень были готовы к таким условиям. Наша сборная несколько раз постояла на льду, на тренировочном стадионе. Наши иностранные соперницы этого не знали. Но там льда не было, одни лепешки, поэтому полноценной тренировки провести было невозможно. 

Как выяснилось, дома выступать было гораздо сложнее. Родственников и близких я предупредила, чтобы меня не трогали. Но ведь всем не скажешь. Многие на меня обижались. Старались увидеть и помахать. Но я выходила “глухонемая”. Концентрация была максимальной. 33 тысячи зрителей пришли – все было забито. И целая трибуна была от моего завода с огромным плакатом: “Нина, 54-й с тобой!”. 

Тогда весь пьедестал заняли советские конькобежки, обыгравшие именитых соперниц из Нидерландов и Норвегии. Статкевич защитила титул лучшей многоборки Европы. Она выиграла полуторку и была второй на тысяче и тройке. Серебряную медаль по сумме завоевала Людмила Титова, бронзу – Капитолина Серегина. 

ЧЕ-1971. Ленинград. Сумма многоборья: 1. Нина Статкевич; 2. Людмила Титова; 3. Капитолина Серегина 

Всего через пять дней после европейского первенства в Хельсинки стартовал чемпионат мира по многоборью. Его Статкевич выиграла еще более уверенно, привезя серебряной медалистке голландке Стин Кайсер по сумме более двух очков (на тройке остался запас в 12 секунд). Бронзу в общем зачете тогда завоевала Людмила Титова. 

2018. Амстердам. Торжества по случаю 125-летия первого чемпионата мира по конькам. Слева направо: Валентина Стенина (3-кратная чемпионка мира), Ард Схенк (3-кратный олимпийский чемпион и 3-кратный чемпион мира), Нина Статкевич (чемпионка и рекордсменка мира), Олег Божьев (чемпион мира) 

Выиграть за неделю два многоборья (пусть раньше и не бежали пятерку) в сложных условиях на открытом катке сейчас кажется нереальным. Но тогда подряд разместились сразу три главных старта сезона. 

“Через неделю после Финляндии меня поставили в Инцеле на чемпионат мира по спринту. Настроя не было никакого. Моральных и физических сил тоже. И там я стала седьмой”. 

 

Нина Статкевич на «Медео» 

“За время полета до Алма-Аты потеряла два килограмма” 

Знаменитый среднегорный каток Медео, который называли “фабрикой рекордов”, не подходил Нине Статкевич. 

“Я больше любила бегать на равнинных катках, рассчитывая на свою выносливость и силу. Я плохо переносила высоту и, как это ни странно, не любила бегать на Медео (самый быстрый на то время каток, находящийся на высоте 1691 метр). Это связано с акклиматизацией. Я человек эмоциональный и плохо ее переносила. На самолете туда летела – два килограмма теряла. Тем более на этом катке всегда были неравные условия. Солнце уходило, и погода быстро менялась”. 

Конькобежка завоевывала медали и побеждала на чемпионатах Европы и мира, но Олимпиада так ей и не покорилась. 

“На Играх 1972 года в Саппоро все было хорошо. Бегу 1000 метров, вхожу в малый поворот, а Люда Титова тогда уже отбежала и ехала по разминочной дорожке, решив мне что-то крикнуть. Но она так близко подъехала, что я ее увидела боковым зрением и в испуге, что на меня кто-то едет, приподнялась и стоя перескочила на внутреннюю дорожку (разминочную). Тут меня осенило, что могут дисквалифицировать, и я вернулась обратно на малую. В итоге у меня получился пятый результат, а все были в одной секунде”. 

Перед Олимпиадой 1976 года (Инсбрук) я чувствовала себя хорошо и мне не нужна была Алма-Ата. За двадцать дней до Игр я легко на тренировке в Инсбруке пробежала за 2:19 полуторку – это была серебряная медаль. А потом меня с Авериной (двукратная олимпийская чемпионка Татьяна Аверина) отправляют на «Медео». У меня там ноги свело, и я сразу почувствовала себя плохо. В итоге Аверина пробежала контрольный старт, а я нет. Мы там находились всего несколько дней. Тогда я уже поняла, что ничего на Играх не получится”. 

Нина Статкевич побеждала в основном благодаря своему характеру и трудолюбию, так как с рождения не обладала крепким здоровьем. Еще до попадания в сборную ей по состоянию здоровья было отказано в поступлении в институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Хотя тогда конькобежка уже была мастером спорта. Через несколько лет она все-таки поступит в этот вуз. 

Чемпион мира Владимир Кащей 

“С будущим мужем познакомились на зарядке. Я подсказывала ему упражнения” 

Муж Нины Андреевны – чемпион мира, заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук Владимир Кащей. Но когда молодые люди только познакомились, подсказывала и давала советы перспективному конькобежцу Нина, которая к тому моменту уже имела золото чемпионатов Европы и мира.

“Это было Свердловске в 1972-м. На зарядке никого не было – только я и Володя. Я ему подсказывала, какие делать прыжки и упражнения. Вот так периодически на зарядке мы и встречались. Потом как-то он пришел и говорит, что его друг не пошел в кино, и есть билет. И я без всяких задних мыслей, серьезно ни о чем тогда не думала. Пошли в кино, а там полно наших людей (смеется). Он еще мороженое купил, все сразу так посмотрели. А мне смешно было. Билет же у человека пропадал. 

 

Нина Статкевич и Владимир Кащей 

После этого сбора Нина и Владимир виделись редко. Она бегала многоборье, он был спринтером. Во время эпизодических встреч только здоровались. 

“Потом он прислал мне письмо с открыткой, в которой было поздравление с новым годом. И назвал меня так необычно “Нинча”. Думаю, кто такой? Подписи не было. 

Как-то встретились на “Медео”. Пока были в Алма-Ате, пригласил Москву посмотреть. Он там учился, а сам был из Куйбышевской области. А потом прямо в лоб говорит: “Надо быть вместе!”. 

Вовка был настырный, решительный. Назначили свадьбу в Питере. Потом 27 июня 1973 года смотрели с балкона (ложа для почетных гостей) праздник выпускников “Алые Паруса”. 

Сейчас Нина Андреевна называет Владимира Ивановича “папан”. В семье он всегда был и остается главным. Но тогда жить молодожены все-таки решили не в Москве, а в Ленинграде. 

“Был момент, когда нам предлагали трехкомнатную квартиру на проспекте Мира в Москве. Но у меня была двухкомнатная с балконом и мебелью. В Ленинграде жила мама, брат, а у него все равно в столице никого не было. Нам дали квартиру на Будапештской, с жилой площадью в 39 метров. И сказали: “Им что на коньках кататься по квартире?”. 

Владимир Кащей и олимпийский чемпион Сергей Фокичев 

«На новый год делала тирамису»

Пока мы общались с Ниной Андреевной, вместе с мужем Леонидом приехала ее младшая дочь победительница Первенства России-1999 по конькам Нина Кащей. После этого интервью плавно перешло в теплую дружескую беседу. Мы пили чай с фирменным тортом Нины Статкевич. 

“Я сама себе ищу работу. Привыкла что-то делать. Нинулькин Глеб (14-летний сын Нины Кащей) здоровый вырос. Приходит после школы, сначала сюда заходит, покормлю, а потом дальше на тренировку едет или в театральную студию”, – отвечает на вопрос о любви к кулинарии Нина Андреевна. 

Сегодня знаменитая конькобежка заботится о внуках. Кроме Глеба, у нее ее есть внучка Кристина – ребенок старшей дочери Виктории. Она учится на втором курсе факультета восточных языков университета имени А.И. Герцена. Девушка на «отлично» сдала последний экзамен сессии и попала в тройку лучших для поездки в Китай. 

“По молодости я чего только ни делала. Столько тортов на столе было. На этот новый год, кроме – холодца, оливье и селедки под шубой, - делала тирамису. Для него специально было куплено финское печенье, сливки. Глеб «наполеон» свой традиционный печет. Нина ножки индюшиные делает. 

Анкета PoKatit 

Главное качество в человеке

Нет какого-то одного. Должен быть честным, порядочным, открытым, добродушным. Не люблю закрытых людей. 

Главное качество для спортсмена 

Трудолюбие 

Любимое средство подготовки в коньках

Меньше всего любила велосипед. Больше всего работу над техникой и легкую атлетику 

Коронная дистанция

Средние и длинные – 1500, 3000 метров. Бежала как-то пятерку в Будапеште и рекорд Союза установила. Тогда женщины еще не бегали эту дистанцию 

Любимая дорожка на полуторке

По большой начинаешь, по малой заканчиваешь, по-моему, так (смеется) 

Любимое выражение

Надейся на лучшее, но и сам не плошай 

Любимое место на земле

За двадцать лет я много где была. Везде хорошо, но дома лучше. В России много красивых мест. 

Фото:РИА Новости/Юрий Сомов, Шадрин; личный архив Нины Статкевич и Владимира Кащея