8 мин.

Полтора аборигена или Почему Спартаку никаким боком не подходит скаутская система Удинезе

Спартак против Удинезе

В прессе периодически всплывают фантастические рассказы о гениальности скаутов и менеджеров ФК Удинезе, которые берут игроков за копейки, а потом продают за мегатонны условных единиц. Дескать – пусть Федун и другие в России у них учатся.

Мне самому глубоко симпатичны подобные проекты, причем всю правду о работе этих клубов мы на самом деле не знаем. У Станниса Баратеона был шут, который после длительного пребывания в море заладил – Уж я-то знаю, я-то знаю. Это я к тому, что руководители Удинезе, Порту, Бенфики и Севильи, основных продвигателей этой идеи в массовое сознание российского болельщика, никому ни при каких раскладах не поведуют все тонкости своего ремесла.

Есть обрывки их идей, которые мелькают в прессе, периодически на сайте появляются красочные плакаты – типа, сколько наварила Бенфика на продажах рабов игроков в прошлом сезоне. Хотя сколько на самом деле заработал ФК Бенфика мы не знаем. Например, продали Луиза в Челси за условные 30 млн евро, но сколько получил клуб, сколько агент, сколько третья сторона в виде мифических корпораций, которые двигают своих клиентов по всему миру словно фигурки на шахматной доске – мы не знаем.

На поверхности плавает идея – покупать молодых задешево и продавать потом задорого. Всем такой подход импонирует. Купил айфон за 1000 рублей на Савеловском, а потом впарил его за 1000 евро на Авито.

Не уверен, что Федуну это нужно. Он, конечно, хочет хотя бы минимальной выгоды с продаж своей рабсилы – то бишь футболистов, но он не может понимать, что для раскрутки своих лотов ему катастрофически не хватает игр на международной арене. Когда регулярно клуб пролетает мимо Лиги Чемпионов, а в двух последних играх за сборную из его клиентов с первых минут играл только Роман Широков, с которым, все знают, у клубного начальства не самые теплые отношения – тут впору задуматься об эффективности пиар-кампании его проекта.

Если на сайте есть рьяные поклонники проекта Удинезе, скажите – на что претендует их любимая команда в Серии А?

После громкой выездной победы над чемпионами в первом туре последовал оглушительный провал из 4 поражений подряд.

Перед тренерами Удинезе каждый сезон стоит непростая задача – слепить из новой команды боеспособный коллектив, не провалиться в Серию Б и попытаться прорваться в зону Лиги Европы. В конце сезона 3-4 игрока обязательно будут проданы, на их место придут новички, скорее всего еще моложе, и так каждый год.

Перед тренерами Спартака при любом раскладе стоит непростая задача – чемпионство и только чемпионство! И не забываем про красивый атакующий футбол» Все ждут града голов как в последней игре против несчастной Волги.  Конечно, в этом сезоне в совете директоров взялись за голову, отдали большие полномочия Родионову, поставили задачу зацепиться за тройку, но как только команда сыграла несколько относительно успешных игр с точки зрения результата, сразу поползли разговоры про чемпионство и пресловутый дух.

Перед тренерами Спартака стоит непростая задача готовить кадры для национальной сборной – не Бразилии, а России. Но как-то так вышло, что в сборной стабильно играет только Роман Широков, а с приходом нового тренера, казалось бы, железные позиции Дмитрия Комбарова и Дениса Глушакова конкретно пошатнулись, а перспективы Сергея Паршивлюка и без того призрачные стали еще слабее.

Перед тренерами Спартака всегда стоят непростые задачи, причем одни из них обязательно противоречат другим.

Тренеров Порту и Бенфики никто не заставляет готовить кадры для сборной Португалии.

Например, в недавнем дерби всея Португалии с первых минут с обеих сторон участвовало только 6 аборигенов с обеих сторон (еще 3 вышло на замену), причем в составе Порту их было всего полтора, один из аборигенов, кто вышел на замену, имеет двойное гражданство – Гвинея-Бисау. Не думаю, что фанаты Порту сильно переживают о том, сколько футболистов из их любимой команды попадут в национальную сборную.

Да и потом в силу всем известных причин, связанных с общностью культур, языком, обычаями, климатом, исторических взаимосвязей, многочисленным латиноамериканцам гораздо проще адаптироваться к жизни в Португалии, Испании или Италии. Россия может предложить им деньги и еще раз деньги, снеговиков лепить прикольно в первый год, но потом холод и грязь жутко раздражают.

Вернемся к любимому Удинезе – для каких национальных сборных тамошние менеджеры готовят кадры? Уж точно не для сборной Италии. Хотя, возможно, этот сезон в чем-то будет переходным. В запасе сидит порядочное количество аборигенов, но регулярно на поле выходят сплошь молодые да перспективные: Антонио Ди Натале 37 лет, 262 минуты за 5 туров, Маурицио Домицци 35 лет, 90 минут, Джованни Паскуале 33 года, 17 минут. Все трое принимали участие в игре против Спартака еще в сезоне 2008 при Микаэле Лаудрупе. Вот вам и кадры для Скуадры Адзуры.

Представляю, как в составе Спартака выходят Саша Павленко, Ваня Саенко, Рома Павлюченко, еще 8 чехов, бразильцев, сирийцев, персов, африканцев, на замену выходят молдаванин, узбек и киргиз, и трибуны заряжают свое фирменное – Русские, вперед! Вам самим не смешно?

При нынешнем лимите 5 аборигенов в поле, который, навеян, скорее политическими причинами, а не спортивными, пример Порту, Бенфики, Удинезе или Севильи, мягко говоря, не уместен. Ради будущего все большие клубы с деньгами обязаны будут затариваться местными игроками, кто хотя бы по мячу через раз попадает. Так что круговорот Дядюнов-Бухаровых-Торбинских-Криворуковых-Косолаповых будет происходить по крайней мере до 2018 года, а там, возможно, власти поймут, что федеральные деньги лучше вкладывать в хоккей или биатлон, плавание или легкую атлетику.

То, что выгоднее брать молодых и перспективных все понимают без обличительных газетных статей. Не случайно Гинер зубами скрежетал после потери Олега Шатова, которого прямо из-под носа увели питерские газовики. Молодые и качественные россияне резко подскочили в цене, и все молятся, чтобы они не сбились с правильного пути, не сошли на привычный путь российского футболиста-лимитчика.

Привезут Федуну данные по какому-нибудь крутому крайнему защитнику из чемпионата Мозамбика – новый Дани Алвес, а босс в ответ – у нас есть Женя Макеев и Сережа Паршивлюк, они будут играть за сборную в 2018 году, их любят фанаты. Скауты скажут – босс, вы, конечно, профи в промывании мозгов, ценах на нефть и ценных бумагах, но крайний защитник в современном футболе ключевая фигура, они не просто должны много бегать, они должны начинать атаки, они держат линию, сейчас лучшие нападающие мира играют на флангах, сейчас эпицентр борьбы за инициативу уходит все больше из центра на край, у каждого топ-клуба мира должен быть хотя бы один топовый крайний защитник, посмотрите на коллег по чемпионату России – у ЦСКА есть Марио Фернандес, Зенит в свое время за большие деньги приобрел Доминико Кришито.

На что Федун грустно ответит – болельщики и ветераны меня не поймут.

Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство опасных моментов приходят с флангов после забегания или индивидуального дриблинга вингеров или крайних защитников. Эти же исполнители при случае уходят в центр и оттуда результативно палят по воротам, как это продемонстрировал Арас Озбилиз в недавнем матче на Кубок, и что регулярно исполняет Куинси Промес. Отсюда логичный вывод – любой команде нужен обученный крайний защитник, умеющий противостоять один в один, а когда надо неожиданно подключиться в атаку. Например, в недавнем матче ЦСКА и Зенита Щенников и Смольников обменялись любезностями, один результативно навесил, другой эффектно пробил в ближнюю девятку. Теоретически Паршивлюк и братья Комбаровы могут такое проделывать. Кирилл забивал в похожей ситуации Элтону из Порту, Дмитрий в игре с Аяксом выдал чудо-пас на Веллитона после смещения в центр, с Паршивлюком шикарно разыграли третий гол в ворота ЦСКА в матче первого круга позапрошлого сезона.

В теории крайние защитник Спартака могут качественно делать свою работу, однако есть ощущение, что в условиях лимита они перестали прогрессировать, причем давно. Тут я на стороне проекта из Удинезе - у тамошних парней выбор невелик, они получают по российским меркам небольшие деньги: или они будут рвать-метать и заслужат приглашение в топ-клуб, тем самым выбив себе достойный оклад, а альма-матери солидную компенсацию, или вместо них придут другие парни, возможно, более честолюбивые и талантливые. Это бизнес и ничего личного. Представить себе ситуацию в Удинезе вроде спартаковской ситуации с Жано или Яковлевым просто невозможно.

Сложно представить себе подобную ситуацию в большой фирме – работник ничего нового фирме предложить не может, на улице полно кандидатов, которые готовы делать ту же работу за гораздо меньшие деньги, однако по каким-то причинам босс не может уволить этого драгоценного работника – коллектив не поймет.

Пусть Удинезе и Порту идут своим путем, который никто в Росси не сможет повторить в ближайшие лет десять. Тем более в эпоху финансового фэйр-плэя, с фирменным российским госрегулированием, обледенелыми стадионами, плавающим законодательством, телекартинкой из прошлого века и комментаторами, которым обязательно надо тяпнуть, чтобы поднять настроение перед репортажем, иначе уснут прямо во время прямого эфира. Оно и понятно, почему в России Тиаго Сильва от туберкулеза чуть не умер.

Покупать молодых и перспективных, когда перед глазами всегда горит красная лампочка – спасти сезон, чемпионство близко, болельщики недовольны, ветераны брюзжат – можно будет только в минимальном количестве (не каждый раз угадаешь, как с Промесом), у тренерского штаба банально нет времени и квалификации на их обкатку, тем более каждый год из дубля приходит очередной честолюбивый выпуск. В мезозойскую эру лимита Женя Макеев оказывается нужнее Маркоса Рохо, один потом играет в финале чемпионата мира и переходит в топ-клуб, другой сидит на лавке в ожидании провала какого-нибудь товарища.

А восхвалять проект Удинезе при всех его плюсах я бы не стал – там не так все однозначно, времена Алексиса Санчеса, Гекхана Инлера, Самира Хандановича, Симоне Пепе, Фабио Квальяреллы, Маурицио Ислы давно в прошлом, в первом туре против Юве вышли играть полтора аборигена (как у коллег из Порту): вечный Ди Натале и защитник сборной Парагвая Иван Пирис. Русские, вперед?