9 мин.

Катафрактарии против римских легионов. Или останови Беришу, если сможешь

Не успела вся передовая мировая общественность переварить поражение на Урале, как последовал провал в Кубке с Тосно, ну и по давней русской традиции «Бог любит троицу» игроки моей любимой команды так и не придумали, как взломать владения чеченского Городового.

Соперники были явно свежее, и дело не только в физике – в скорости мысли. Спартаковцы не смогли выкинуть из головы конфуз против сборной Ленинградской области. Массовые перестановки в стартовом составе как обычно в этом сезоне не принесли каких-то дивидендов, зато внесли больше хаоса и сумятицы.

Первый гол, который окончательно развернул игру в удобное для грозненцев, родился как раз из-за дикой несогласованности тех, кто всегда в старте и тех, кто чаще начинают на скамейке. Бериша словно надел реактивные туфли-скороходы и понеся так, что у Комбарова не было ни одного шанса хотя бы остановить его хватанием за трусы. Боккетти в привычном стиле выдвинулся на перехват, но именно из-за долгого сидения на лавке растерял игровой тонус, немного не рассчитал и опоздал на какое-то мгновение. В целом все голы Ахмата получились тренировочными. Очень обидно это констатировать, но игроки моей любимой команды в этот вечер были самыми настоящими спарринг-партнерами.

Да – старался Рома Зобнин, да – снова забил Луис Адриано, да – Промес лез в обводку на целую толпу соперников, да – много прыгал Зе Луиш, но в целом соперник был гораздо свежее, быстрее, злее и эффективнее. И не сказать, что спартаковцы не создавали моменты – их было предостаточно, и можно говорить, что счет не по игре. Но опять же все идет от головы, а голова у соперника в этот вечер соображала четче и потому в решающие моменты они все делали на порядок хладнокровнее в отличие от спартаковцев, которые излишне суетились и в очередной раз делали из обычного кипера Вратаря Галактики.

Спартак проиграл Ахмату

В 53-м году до нашей эры Римская Республика пережила одно из самых болезненных поражений в своей истории. Марк Красс член негласного триумвиарата, куда входили помимо победителя Спартака Юлий Цезарь и Гней Помпей, решился на довольно авантюрный поход против парфянского царя Орода (Герода). Тот был занят борьбой с Армянским царством и потому доверил своему молодому, но уже опытному военноначальнику Сурене.

Тот грамотно оценил ситуацию и заманил армию Красса в максимально удобное место для действия знаменитой парфянской конницы. Дело в том, что на Востоке войны исторически решались за счет грамотных действий кавалерии. По объективным причинам конница в те времена была преимущественно легкой, защитное снаряжение использовали иберийцы (испанцы) и галлы. Но в армии Красса галлов было немного. А парфяне первыми в мире стали использовать бронированную кавалерию – греки называли их катафрактарии – всадник был закрыт плотным металлическим панцирем с ног до головы, броня защищала даже лошадь или верблюда.

Стремена и высокие седла появились гораздо позднее, именно они позволили всадникам наносить таранные удары копьями. А в описываемый исторический период всадники держали копья либо двумя руками, либо одной – и били как бы сверху вниз. В плотной свалке всадников легко стаскивали с коней, седла их абсолютно не держали, и потому сбить даже бронированного кавалериста с лошади не представляло особой трудности.

Но парфяне возвели действия конницы почти в ранг абсолюта. Пока катафрактарии били врага длинными копьями, их лучники засыпали врага тучей стрел, не входя в контакт с противником. Некоторые историки объясняет наличие тяжелых доспехов именно этой тактикой.

Итак, Марк Красс ведет свою армию вглубь парфянских территорий, адская жара делает свое дело. Обессиленные измученные римские легионы подошли к Каррам, где их ждала сытая свежая парфянская кавалерия. Это было историческое столкновение лучшей в мире пехоты на тот момент с лучшей конницей.

Красс выстраивает свои легионы в гигантское каре, свою немногочисленную конницу он распределяет равномерно между легионами, чтобы придать своим войскам хоть какую-то маневренность. Условия рельефа и практически полное отсутствие деревьев не дает легионерам соорудить защитные заграждения. Они только что топали по безводной пустыне, их может спасти планомерное отступление, но не за тем они пришли сюда, чтобы взять и отступить, не вступив в сражение с соперником, который визуально уступал в численности. Есть мнение, что римлян было примерно в 4 раза больше. Но повторюсь – у парфян это была сплошь кавалерия, у римлян – почти сплошь пехота.

Катафрактарии против римских легионеров

Используя гигантское преимущество в маневренности, парфяне окружают римское каре и начинают свои смертоубийственные атаки. Если с катафрактариями легионеры справляются, то с конными лучниками дело совсем плохо. Они засыпают римский строй тяжелыми стрелами из дальнобойных луков, бьют почти без промаха, умудряясь стрелять из любых положений. Стрелы накрывают римские легионы тучами без передышки. Римляне держатся, но скоро становится понятно, что долго так продолжаться невозможно. Красс предпринимает суицидную попытку опрокинуть парфянскую конницу атакой галльской кавалерии и отборной пехоты под командованием своего сына. Но отряд легко окружают и уничтожают. Пехота слишком измучена, чтобы атаковать маневренную свежую конницу.

Приходится отступать и даже оставить лагерь со всеми ранеными. Поход закончился бесславно для самого Красса – его убили во время мирных переговоров.

Причины поражения:

  • Слабое комплектование – война с Карфагеном, а именно катастрофа при Каннах убедительно показала силу кавалерии. Этот опыт пригодился в следующей кампании и особенно в битве при Заме. Сципион переманил на свою сторону большую часть нумидийских всадников, которые рассеяли пехоту Ганнибала несмотря на всю их стойкость и выучку.

  • Усталость после долго перехода – на стороне парфян была свежесть, они легко сменяли атакующие части, не давая римлянам ни секунды передышки. Запасы стрел вовремя пополнялись из тыла. Соперник знал, как разбить, казалось бы, непобедимые римские легионы.

  • Сражение изначально выглядело так, что помочь римлянам могло только чудо – атаковать пехотой кавалерию выглядело верхом абсурда.

По мнению общественности, главный виновник последних бед Спартака Денис Глушаков в этом матче не играл и вместо него капитанил Дмитрий Комбаров. Через его фланг и пошла первая голевая атака Ахмата – как будто игроки Спартака неожиданно для себя открыли скорость и проворность чеченского албанца. При втором голе Комбаров сделал такую идеальную скидку своей могучей грудью, что Промес выругался – почему мне так скидываешь?

На другом фланге Митришев был не настолько эффективен в дриблинге, но не менее настырен. Даже Неистовый Андрон выглядел измотанным и выгоревшим. На фоне злого и неуступчивого соперника все спартаковцы выглядели потухшими, и даже немного запоздавший гол Луиса Адриано после отчаянного прессинга Романа Зобнина не всколыхнул команду. Вот их двоих и могу выделить на фоне инертных безыдейных партнеров.

Антидот против таких дриблеров вроде Бериши всегда простой, как три копейки – встречать его лицом и желательно, чтобы кто-то тебя страховал. Промеса так и встречали и потому обезвредили. А вот Бериша развлекался как в цирке. Апофеозом беззащитности спартаковской защиты стало противостояние здоровенного Максимовича и миниатюрного палача из Косово. Никола не виноват – в таких ситуациях у высоченных шкафов просто нет шансов, но и более компактный Комбаров не особо способен защищаться один в один.

Команда как будто вышла играть на победу, но совсем не учла, что соперник не будет как СКА-Хабаровск стоять стеной в обороне, абсолютно позабыв про контригру. Если в чемпионском сезоне спартаковцы этот фактор постоянно учитывали, то в этом сезоне контратаки соперников всех мастей поставили на поток.

Локомотив последние 2 тура играет вничью. Казалось бы – вот он шанс для Спартака. Но команда Дона Массимо умудряется сливать соперникам, кого по идее должна спокойна душить на классе.

Но одно поражение вслед за другим только усугубляет негативное состояние, голова забита всяким мусором, а тут и ноги не бегут. Очередной трансформер в защите – Ташчи и Боккетти вместо Кутепова и Максимовича – результат тот же.

У меня нет особо негативных эмоций из-за подобного финиша Спартака. Все-таки объективно тяжелый сезон, для большинства игроков первая Лига чемпионов. Куча травм и болячек именно отсюда. Со стороны кажется, что Каррера немного потерял контакт с командой. Он пытается зажигать на бровке как в чемпионском сезоне, делает замены почти в каждом туре. Но это Васи Березуцкие могут играть в 40 лет по 50 матчей за сезон, а тут, по мнению главного тренера, только Жора Джикия может держать уровень весь сезон, но и он сломался.

Я уверен, что идеальным результатом для команды было бы лигочемпионское место и Кубок страны. Все шло как по маслу вплоть до последней недели. Руководство сейчас в очередной раз пускает пыль – мы любим Карреру, мы его не уволим, но все знают, что за тренера говорят его результаты. Каррера просил об усилении, он его получил в виде Педро Роши. Он просил нормального защитника, договорились по аренде с лавочником из Неаполя. Руководство клуба изначально не было настроено на высокие результаты в этом сезоне, и потому обида из-за несбывшихся ожиданий – это проблема самих болельщиков. Руководство все знало еще до начала сезона.

Контракт с Глушаковым переподписали, сами знаете когда. По сути, в этом сезоне Каррера не от хорошей жизни играет в 4 нападающих. Он выпускает на поле максимально свежих в плане физики футболистов, и не его беда в том, что регулярно таким был Лоренсо Мельгарехо. Нет Зобнина – нет агрессии и движения в центре поля, фланги просели. Некому страховать Ещенко или Комбарова. Вот и пришлось опускать на одну линию с Фернандо Глушакова, который в чемпионском сезоне благополучно был сдвинут ближе к атаке.

Прибавьте к этому бардаку просевшую форму бразильца и на выходе имеем почти проходной двор в опорной зоне и кучу пропущенных голов. С другой стороны Фернандо не от хорошей жизни разбрасывается за соперниками – когда на поле избыток атакующих игроков, естественно происходит недостаток обороняющихся. Если в прошлом сезоне неким балансом между атакой и обороной был Зобнин, то в этом сезоне отчасти удалось слепить такого исполнителя из Луиса Адриано.

У этого поражения есть свои объективные причины. И не надо мерить все имперскими ожиданиями. Да – мы чемпионы, да – состав Спартака богаче, да – своя поляна и болельщики. Но – Спартак изначально играл так, как было удобно сопернику, Спартак подошел к важнейшей игре в разболтанном состоянии, и виноват в этом только он сам.

  • Руководство бездарно провалило кадровую работу перед началом сезона.

  • Тренерский состав бесконечными перестановками только усугубил имеющиеся нестыковки и проблемы, например, провал с Тосно – это в первую очередь тренерский провал, а не личная вина Глушакова.

  • Игроки кроме Луиса Адриано не сделали никаких качественных изменений. Чемпионское шампанское до сих пор бьет в голову. Хотя в интервью все бодро вещают о том, что удержаться на вершине гораздо сложнее, чем взобраться. Как будто у игроков Спартака такой богатый опыт освоения этих вершин.

Между тем Гончаренко вытаскивает свой коллектив на второе место, а ведь история убедительно учит, что армейцы традиционно сильно заканчивают любой сезон. И это в условиях острейшего кадрового голода. И если до первого места после двух поражений подряд уже не добраться даже в самом фантастическом сценарии, то за лигочемпионское место надо бороться и не отдать его ни при каких раскладах.

Игрокам Спартака надо вспомнить прописную истину – в чемпионате России все играют против красно-белых как в последний раз, тут и чеченский Городовой превращается в Буффона, и Бериша финтит не хуже Месси, и Митришев бьет в касание между ног Ещенко и без шансов для Селихова. И потому играть надо, как в чемпионский сезон, на максимуме своих возможностей и даже чуточку больше.