7 мин.

Как Каррере собрать Терминатора 2.0

В футболе, да и в жизни вообще некоторое время назад наступила эпоха, когда все всё знают. Вынести экспертное суждение о футболе стало чрезвычайно легко: информации больше, чем когда либо, всё фиксируется, статистические выкладки достигли потрясающей детализации, информация об играх доступна вплоть до пятой лиги Бангладеша и т.д. Современного человека очень сложно удивить, а футбольного болельщика - тем более, слишком много всего он посмотрел уже (поэтому так любит поностальгировать, ставя плюсики к постам с ретро-фото в блоге Пономарёва). Тренера, особенно опытного, или окончившего хорошую школу, уж точно нечем.

Это приводит к ситуации, когда все всё знают. Вопрос теперь сводится к тому, чтобы из всем известных элементов собрать нужный конструктор, который даст результат, то есть в определённый момент будет сильнее конструктора, выставленного оппонентом. Оттолкнусь от самого близкого и набившего оскомину своей успешностью проекта - Ростова. Конструктор Бердыева очень хорош тем, что сочетает вещи, против которых крайне тяжело найти козыри:

  • глубокая оборона в 5-3-2 с активным прессингом от передней линии (требует тактической работы тренера, хорошей физики, а вот состав исполнителей не так важен - сгодится и Терентьев, и списанный Гранат, то есть, почти кто угодно)

  • наигранные контр-атаки 

Казалось бы банальность - все про это знают. Уфа вот реализовала эти два пункта. Но конструктор из этих двух элементов будет не очень эффективен против таких же автобусов. Поэтому у конструктора Бердыева есть ещё один важный элемент. Я бы назвал это готовые шаблоны атаки - чёткие варианты розыгрыша в определённых ситуациях, которые разучиваются на предсезонке и перед конкретными играми (когда Бикеич ходит за ручку с Полозом, Азмуном и ко). Например, матч с Локо. Ростов за весь первый тайм реализует 3 варианта розыгрыша при владении мячом, 90% случаев - один и тот же вариант розыгрыша: из центра обороны на самую бровку Калачёву, а он быстро в полуфланг врывающемуся Ерохину, или просто верхом на периметр штрафной в точку, где ждёт Азмун, чтоб скинуть Полозу или Нобоа, а они могут либо ударить либо отдать на фланг. Что это значит? У Локо Калачёву противостоял по позиции Касаев. Бердыев понял, что прессинговать Алан почти не будет, поэтому проблем для розыгрыша нет. С другими командами варианты этих комбинаций - другие, но не полностью, ряд розыгрышей у Бердыева повторяется (например, классические через три на четвёртого с фланга в центр со сменой направления; коридоры со скидкой головой).

Эти шаблоны тоже требуют определённого качества исполнителей, но это качество есть - сильный в игре головой Азмун, умница Калачёв с прекрасным длинным и средним пасом, юркий техничный Нобоа, мобильный Полоз. Курбан наиграл те шаблоны, которые подходят под его исполнителей - и конструктор работает прекрасно, кирпичик к кирпичику. Команда готова ко всему, пусть и ограничена исполнителями, как и любая команда вообще.

Это была длинная и унылая преамбула. Сейчас, наконец, про Спартак. При Аленичеве конструктора не было в явном виде - заявлялось одно, на поле было другое, потом третье, потом вообще непонятно что. ДА уповал на атаку и владение мячом, а другие элементы не рассматривал как самостоятельные, за что и поплатился - это слишком несовременно, сейчас так одномерно никто не играет и, что самое главное, не думает. Каррера куда более современен, и он конструктор уже собрал. Но у этого конструктора не хватает для полного доминирования нескольких деталей. Это было ясно и после Оренбурга, а Зенит окончательно всё подтвердил. 

Сейчас у Карреры на руках сильная конструкция, у которой:

  • поставлена оборона 4-2-3-1 и уверенный прессинг. Да, смешно об этом после 4-2, но при базовой комплектации обороны у Спартака была и налаженная подстраховка, и оффсайдная ловушка, и плотность. Структура игры выстроена не хуже ростовской.

  • прекрасно поставлен первый пас - и консервная банка Оренбурга, и Уфы и оборона Зенита вскрывались розыгрышем - я имею в виду, что мяч здорово и по-разному доставлялся под штрафную, к линии штрафной. И в позиционных и в быстрых атаках. Всё здорово наиграно, многое, как в Ювентусе - через коридоры, когда игроки сдваиваются на линии паса друг за другом, например. Или через скидки Зе. Или через треугольники на флангах.

Такие два элемента, две платформы, если хотите, образуют практически терминатора, если есть:

  • последний пас (шаблоны розыгрыша в финальной стадии атаки, когда надо разрывать последнюю линию защитников), ведь тогда почти все атаки завершаются опасными моментами

  • исполнители, способные много бегать и выигрывать единоборства, чтобы работал прессинг и защищающихся игроков не переигрывали один в один; так или иначе, схемы с прессингом приводят к появлению свободных зон, и игрокам нельзя много уступать в единоборствах один в один.

Собственно, с этими пунктами беда. Попов, Жано, Квинси и Зе неэффективны, когда надо отдавать пас на гол или предшествующий, то есть разрывать последнюю линию обороны, почти во всех матчах этой осени. Они идут в дриблинг на стену из игроков, бьют в оппонента в упор, начинают мельчить - ничего из этого не работает так, чтобы быть эффективным. Парадокс, но единственный, кто последний пас отдаёт, это умница Зобнин - вспомните пас с Оренбургом на 2 гол Промеса (Зобнин отдавал Зе Луишу, тот не забил, но разрезающим последнюю линию обороны был пас именно Зобнина). И с Зенитом он тоже отдал несколько вертикальных пасов в переднюю линию, но их не приняли. К сожалению, одного Романа мало, да и не так часто мяч до него доходит.

Роман Зобнин чаще всех обеспечивает вертикальное движение мяча среди атакующей группы

Ну а уровень единоборств лимитирует все схемы. Он лимитировал Ростов с Баварией, где в решающий момент просел Гранат. И он лимитировал Спартак в матче с Зенитом. Зенит не мог ничего создать на чистых мячах, всё было перекрыто. Но несколько забросов Кришито в борьбу приводили к голам. В принципе, здесь нет новости - все знали, что Ещенко не особо дисциплинирован, хоть и самоотвержен, что Бокетти часто ошибается, что Глушаков может просто выключится, что Кутепов проваливается. Вопрос в критической массе всего этого. Все проигрывают единоборства, но нельзя делать этого больше определённого уровня. И этот уровень для каждой схемы свой. Можно снижать этот уроень за счёт тактических ухищерений (это своеобразные шаблоны оборонительной игры - например, оффсайды Слуцкого, помогающие его возрастной обороне, хоть и не всегда)

Собственно вот эти два элемента и формируют, на мой взгляд, повестку дня для Карреры и дальнейшей сборки - последний пас (финальный розыгрыш, и в позиционной, и в контр-атаке) и уровень единоборств (в обороне). Без этих пунктов сильного конструктора, способного часто и у всех выигрывать на нынешней платформе не будет - слишком много слабых мест. Можно пойти и другим путём - выбрать платформу, менее требовательную к единоборствам (как у Бердыева), но это сворачивает способности в атаке и меняет всю конструкцию. Достоинства работы Бердыева в Ростове, Луческу в Зените (на данный момент), а Слуцкого в ЦСКА в том, что выбранная ими глобальная схема конструктора (расстановка и тактика), и набор атакующих шаблонов в микроэпизодах (он есть у всех, другое дело, что в Зените игроки класснее и они могут больше импровизировать, а в Рубине схемы однообразнее; Слуцкий рассказывал, что Хонде он таких шаблонов не давал - тот сам лучше тренера видел, куда отдать) соответствуют имеющимся ресурсам.

Проблема Спартака последних сезонов была в том, что постоянно были разные ключевые схемы и шаблоны. Валера сначала играл впереди шаблоны с бегунком Веллитоном, потом перешёл к испанским фланговым розыгрышам. Якин был помешан на тяжёлом форварде впереди и всё строил через него - этого тяжёлого форварда продали прямо при нём, Аленичев - сами знаете. И этот хаос перешёл на состав, он подобран непонятно под какие глобальные схемы и шаблоны, что в атаке, что в обороне. Поэтому теперь при вписывании в любые шаблоны и общие схемы (хоть атакующие, хоть оборонительные) возникают проблемы. Впрочем, такие проблемы не только у Спартака. Далеко ходить не надо за примерами - бывший босс Карреры Конте попал в Челси, где игроки привычным для него глобальным схемам не соответствуют, да ему ещё и покупают того, кто точно не впишется в его схемы. В принципе, и в Зените Кокорин и Витцель не очень вписываются в те ролевые модели, которые для них предусмотрел Луческу. Но пока других козырей у них хватает. И это тоже чисто тренерская задача - встроить в игру людей, которые в твою схему не очень ложаться.

Фильм Терминатор 2. Судный день укомплектован всем на тот момент прекрасно известными элементами. Компьютерная граффика, тема Постапокалипсиса, и спасающего от него Мессии, который в конце жертвует собой - всё это к моменту выхода фильма было не раз использовано. Как и многие другие фильмы Джеймса Кэмерона, Терминатор 2 не является в полном смысле оригинальным. Дьявол в том, как он всем известные банальности преподносит, компанует и оформляет. Фильм поразил все возможные целевые аудитории и до сих пор остаётся культовым. Создания такого же универсального монстра, собирающего огромную кассу среди работяг, и заставляющего затаить дыхание любителей арт-хауса, очень хочется пожелать и Каррере.

Использованы фото: РИА Новости (Алексей Даничев), rfpl.org (Константин Рыбин)