8 мин.

Дон Массимо делает ахалай-махалай и перекрывает газопровод в Оренбурге

Каждый фокус состоит из трёх частей или действий. Первая часть называется «наживка». Фокусник показывает вам самый обычный предмет — колоду карт, птицу, или человека. Он демонстрирует предмет, возможно даже просит проверить, убедиться, что он реальный, не эфемерный, самый обычный, но, разумеется, это скорее всего не так. Второе действие называется «превращение». Фокусник берёт этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не всё, его следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная, часть, которую мы называем «престиж».

Под наживкой я считаю первые два матча этого сезона в исполнении моей любимой команды. Эмоциональная победа над Тулой и не менее эмоциональный двух раундовый вылет из Лиги Европы от АЕКа. Дмитрий Аленичев отправляется в Италию залечивать душевные раны и набираться сил для новых интервью. Команда в абсолютно разобранном подавленном состоянии какое-то время жила в депрессивном ожидании назначения Его Шаманства Курбана Бекиевича, причём почти в каждую линию должны были прибыть новички, хорошо знакомые с методами Бердыева, что естественно не добавляло уверенности и без того расшатанной команде. Хотя то, что мёртво, умереть нет может.

Потом случилось превращение – Федун не смог договориться с Бекиевичем и пришлось доверить тренерский пост Массимо Каррере, который весьма удачно провёл доверенные ему два матча – трудная победа над Крылышками и непростая выездная ничья с Рубином. Убежден, что после этих двух туров у многих болельщиков Спартака промелькнула мысль – а вдруг барин провернёт свой любимый фокус, типа прячет яйцо в кулаке, потом накрывает платком, ахалай-махалай, платок срывается, яйца нет, зато всем на радость фокусник демонстрирует фигу.

Массимо Каррера побеждает Оренбург

За итальянского тренера поначалу было тревожно, потому что совсем не знаешь – что за фрукт? Но время прошло и по итогам первых 7 туров Дон Массимо может уверенно показывать фигу всем своим недоброжелателям. Можно делать круглые глаза, но Спартак до сих пор выше всех в турнирной таблице.

Перелом наступил в игре с Краснодаром, когда команда первый раз в сезоне показала, что умеет дожимать соперника. Если не получается вырубать соперника ударом вертушкой в стиле Ван Дамма можно включить режим Олега Тактарова и смять его в партере. Если кто смотрел ранние бои Олега, тот помнит, что российский борец практически не умел бить ни рукой, ни ногой. Но зато прекрасно по медвежьи ломал соперника в жутких объятиях.

Таким образом Краснодар был смят на своей же территории – почти весь матч спартаковцы душили противника в середине поля, накрывая все попытки выйти в атаку через любимый краснодарцами короткий пас низом. Конечно, это далеко не классический бесковский Спартака, но результаты вкупе с невероятной самоотдачей не могли пройти незамеченными взыскательной спартаковской публикой. Полные ревущие трибуны на домашней битве с Локомотивом и полное недоумение Юрия Палыча после матча тому подтверждение. Тогда Каррера и стал Доном Массимо.

«Публике известна правда. Мир очень прост, мир убог, совершенно лишён магии. Но, сумев обмануть её, хоть на секунду, ты заставишь её изумиться.»

Самая сложная часть, та которую принято называть престижем, началась после официального назначения Дона Массимо в качестве полноправного главного тренера и принятия его командой, но еще более важно – принятия его болельщиками. Имею ввиду адекватных болельщиков, а не армию аленеверов и валеролюбов, вещателей про дух и тд. Ведь победы достигаются не благодаря чумовому везению, левым пенальти или паранормальным рикошетам. Тут не обходится без высочайшего исполнительского мастерства отдельных персонажей, но тренер построил процесс так, что атакующая группа выстреливает в нужный момент и делает это красиво, без надрыва, без мучительных конвульсий.

«Нужна смелость, чтобы влезать в машину каждый вечер, не зная, кем я буду: тем, кто в ящике, или престижем.»

В фильме «Престиж» герой Хью Джекмана Роберт Энджер одержим идеей разгадать секрет фокуса своего бывшего друга Альфреда Бордена, он готов пойти на любые жертвы и в конце концов сочиняет свой невероятный фокус, благодаря изобретению Николы Теслы.

Трудно обойтись без спойлеров, но повторюсь в который раз – Дон Массимо весь сезон будет менять Ивелина Попова на Жано, и они всякий раз будут радовать болельщиков Спартака своими престижами – один краше другого. Особенно радостно за вечно молодого грузина, который наконец залечил свои болячки и мало того, что забивает голы, он еще успевает помогать обороне – 3 удачных отбора в последнем матче тому пример. Попов забивает Рубину великолепным ударом слета после подачи Промеса, Жано отвечает не менее эффектно в игре с Оренбургом и тоже после подачи звездного голландца. Если в прошлом сезоне никак не могли решить ребус Попов-Широков, то в этом абсолютно безболезненно для всех решается ребус Попов-Жано.

Голы Промеса уже давно стали престижем, но только в этом сезоне он стал гораздо эффективнее работать на команду. В прошлом сезоне тренерский штаб давал свою любимую установку, как когда-то спускал Козлова в матче молодёжки – лезь, обыгрывай, бей, забивай и тд. Вечные попытки Промеса забить самому вызывали в лучшем случае разочарование, в худшем – приступы злобной ярости. Хотелось отколотить Промеса, в которого как будто вселился дух Квинси – неправильного, того, кто успевает обуться и одеться во время бега с мячом. Сейчас Промес набрал 5 результативных передач по итогам 7 туров, к примеру – за весь прошлый сезон он набрал всего 4 ассиста в 28 играх.

Почему я верю в итоговый командный престиж под руководством Дона Массимо – Промес стал работать на команду, ни один игрок не отлынивает от черной работы, включая Промеса, в последней бойне игроки Спартака совершили 31 удачный отбор. Тридцать один! Карл!!! Жано уже забил 4 мяча, Попов – 2. Для 7 туров это очень хорошие показатели. Итоговый успех команды кроется не в голевых подвигах отдельного исполнителя, которым два последних сезона был Куинси Промес, но в слаженной работе всей команды. Зе Луиш окончательно освоился в роли нового Ширко или Робсона, он расчищает пространство для более шустрых партнеров, для лёгкой кавалерии – как в славном сезоне 1996, пожалуй, лучшем сезоне для спартаковских полузащитников. Забивать африканец будет по большим праздникам, но его взяли не ради голевых подвигов – его задача ближнюю штангу держать, чтобы Ребров меньше нервничал и в прессинг идти, чтобы Промес дух перевёл.

Касательно самой игры в Оренбурге – не особо хочется расписывать то, что все и так хорошо видели. Непростой выезд, чем-то похожий на гастроли в Казани. Пожалуй, худшая в плане качества игры в целом, гастроль Спартака с Доном Массимо. Гости из столицы настраивались на жесткую борьбу и в принципе центр поля с трудом, но выиграли. Естественно несколько контрвыпадов Спартак пропустил, впервые за несколько туров Артём Ребров реально вступил в борьбу и его выручили любимые штанги. Ожидаемо Жано в старте заменил Попова, который снова бурно празднует очередной смачный гол, на этот раз Локомотиву – наверное, голова до сих пор болит.

Оренбург - Спартак статистика отборов

Картинка наглядно показывает невероятный накал борьбы практически на всех участках поля. Синие кружочки - удачные отборы Спартака, левая часть картинки это половина поля Оренбурга, видно, что игроки Спартака позволиили отобрать у себя мяч на своей половине поля только в двух случаях.Ну и соотвественно посмотрите, сколько раз игроки Спартка удачно отбирали мяч на половине соперника.

Если раньше Спартак традиционно был силён в количестве передач, то при итальянце он постепенно превращается в реальную банду отморозков, которым никто не страшен. Они готовы ломать любого противника, и никто не убирает ноги в единоборствах. Причём Дон Массимо не уходит в глухую оборону – никаких 5 защитников при 4 опорниках. Спартак традиционно играет от себя, но с учётом слабых сторон соперника. Причём игроки без паники смогли добавить в непростой период, когда казалось, что соперник должен забить, но переломный гол в итоге забил Спартак, чем убил интригу, а контрольное добивание от Жано вышло просто эпическим.

«Стоит узнать в чём фокус, и всё так просто.»

Удивительно, но с некоторыми оговорками Массимо Каррера ставит футбол, который пытался поставить Мурат Якин. Тот же дикий прессинг, те же бешенные скорости, тот же максимально быстрый выход из обороны в атаку, та же суперкомпактность в защите. Но состав никак не позволил швейцарскому специалисту довести задуманное до ума. А главное тот, кто мечтал привести Спартак к чемпионству уже дал обширное интервью СЭ, но подсидеть Дона Массимо, как когда-то получилось подсидеть Якина не получится. Возможно. Аленичев понимает, как должна играть команда в атаке, как должна комбинировать, какой должна быть игровая философия и тд, но одно дело сидеть перед советом директоров и на пальцах рекламировать свою предвыборную программу и совсем другое – донести свои задумки до игроков, чтобы они поняли, как эту самую философию перенести на поле и конвертировать в положительный результат на табло. А остальное от лукавого. Можно быть хоть трижды Луи Ван Галем, но результаты Моуриньо говорят сами за себя.

Мне понравился ответ Массимо Карреры насчёт того, в какой футбол будет играть его команда. Публика и журналисты любят красивые лозунги. Но итальянец заявил чересчур просто – мы будем играть в тот футбол, который будет давать результат, мы будем выкладываться на все сто и даже больше… Ни слова про дух и стеночки. Ветераны немного скуксились – не наш человек. Не умеет себя правильно подать – тут ему до Аленичева как до луны. Но ведь команда играет, и не просто тупо бежит, и не просто тупо бьёт, она знает, куда бежать и когда, и куда открываться, и когда бить. Даже Жано перестал подбрасывать мяч выше головы во время приёма, а когда надо просто влепил под перекладину без шансов для вратаря соперников.

Только слепой не видит игровых изъянов, я не боготворю итальянца и не делаю из него мессию, но только слепой не видит того, что игра клеится, нападающие регулярно забивают, полузащитники контролируют центр поля, защитники не пожарят, и даже Артём Ребров почти не пропускает. Поверьте, в эпоху Федуна Спартак никогда не был так близок к престижу – к тому, чтобы удивить своих болельщиков и уверенно взять титул.