10 мин.

Тактические поиски и латание дыр в составе

 

«Спартак» ухудшил турнирное положение в РПЛ, но пробился в полуфинал Кубка

Апрель – определяющее время в борьбе за высокие места. Если провалиться сейчас, почти невозможно рассчитывать на серьезные успехи по итогам сезона. «Спартак» давно не участвует в распределении наград, более того – официально еще не обеспечил себе прописку в РПЛ на будущий сезон.

Ужасный сезон спасают только кубковые турниры. Красно-белые пошумели в Европе, закончив выступление там непобежденными. Теперь команда Ваноли рассчитывает взять Кубок страны. Впрочем, это отдельная история. Основные события пока разворачиваются в чемпионате.

*Без учета матча с ЦСКА

1 победа, 1 ничьи, 2 поражения – ровно те же результаты, что и на предыдущем отрезке сезона.

Неудачные матчи похожи друг на друга в плане сюжета. Дерби с «Локо» с минимумом опасных ситуаций напоминает домашнюю игру с ЦСКА в феврале – соперник не был лучше, но забил после дальних ударов. 2:3 в Ростове – флэшбек поединка против «Краснодара»: тоже безумное судейство с незасчитанными (VAR) и пропущенными со стандартов голами. Противостояние с «Рубином» с преимуществом красно-белых, но моментами в обе стороны, – аналог игры в Нижнем Новгороде.

Ни в одном из матчей «Спартак» не был явно хуже соперника. Все решили детали.

За последний месяц игра «Спартака» не претерпела радикальных изменений. Команде проще играть вторым номером.

Интенсивность прессинга возросла, но он – не основа, а инструмент в конкретной ситуации. Красно-белые больше создают и больше забивают. Однако инстинктом убийцы (или чего-то похожего) и близко нет. Для побед нужна эффективность в завершающей стадии.

Москвичи много пропускают относительно допущенных моментов. Окей, два гола «Ростова» с пенальти – и все равно много. Похожая картина была и месяц назад: из пяти голов три «Спартак» пропустил со стандартов (один пенальти и два штрафных).

Отъезд Айртона, травмы Мозеса, Бакаева, Умярова и даже отсутствие Хлусевича то и дело заставляли Ваноли по-разному смотреть на состав и задумываться над тактикой. Принимая во внимания свои сильные стороны, «Спартак» отталкивался от соперника.

Тренер испробовал несколько разных тактических модулей.

3-4-3 («Локомотив»)

Эту схему можно определить как 3-4-2-1 (два инсайда), но я предпочитаю акцент на атакующей «тройке». В Италии, где к футбольной тактике традиционно относятся с большим пиететом, так же разделяют модули 3-4-2-1 и 3-4-3. Пример последнего – «Аталанта» Джанпьеро Гасперини с его ставкой на высокий прессинг.

Конечно, «Спартак» далеко не «Аталанта», но схожие элементы присутствуют.   

Стоит учитывать важную роль Бакаева и Промеса в прессинг действиях в районе чужой трети. Оба при поддержке центрального нападающего давят на соперника максимально высоко. Не как при Тедеско в прошлом сезоне (там прессинг – база), но эпизодами вполне агрессивно.

В позиционных атаках роли инсайдов очень разные. Как и ранее, Квинси часто опускается в район центра поля, стягивает на себя оппонентов, отыгрывается с партнерами и разворачивает атаки в нужном направлении. Бакаев меньше задействовать в контроле. При этом, Зелимхан постоянно просит мяч в ноги. Он хорош на свободном пространстве, благодаря скорости, а за счет техники может обыгрывать один в один. Эти паттерны проявлялись в матче с «Динамо», «Нижним Новгородом», отчасти – с «Краснодаром».

Спартаковские 3-4-3 завязаны на конкретных персонажах. После травмы Промеса большую часть времени тренер предпочитает играть в два форварда.

3-4-1-2  («Арсенал», «Рубин»)

На сборах Ваноли практически не выпускал Соболева и Николсона на поле одновременно. Травмы ведущих игроков атаки после снежного дерби с «Локо» не оставили итальянцу выбора.

Александр и Шамар доказали, что могут разделять обязанности. Ямаец расторопен в штрафной, а его русский коллега способен выполнять черновую работу, опускаясь ближе к центру поля. У них может получать продуктивно взаимодействовать и напрямую: пас и гол в матче с «Арсеналом». Наличие пары больших нападающих может давать свободу Игнатову. Михаил перемещается по всему фронту атаки, оказываясь в нужном месте в нужное время.

Самое сильное качество Николсона – голевое чутье. Соболев больше действует в подыгрыше и продвижении мяча.

4-4-2 («Рубин», «Ростов»)

Против казанцев «Спартак» потерял за тайм сразу двух игроков средней линии: Умярова и Мозеса. В Ростове Ваноли решил поменять трех защитников (Кофрие, Чернова и Классена). В обоих случаях перестановки – реакция на неблагоприятный ход матча.

Без мяча команда располагалась в линию 4-4-2. В атаке наблюдалась более сложная конструкция.

«Спартак» поддерживал давление в штрафной соперника силами двух больших нападающих. С «Рубином» красно-белые сравняли счет в силовой манере: после выигранного верхового единоборства и подбора. В похожем стиле создавались моменты и против «Ростова». Большое значение приобретала связка на фланге: Бакаев и Хлусевич (Рассказов). Один смещался в центр (Бакаев), другой подключался по краю в освобождающиеся зоны (Хлусевич/Рассказов).

Обратная сторона медали – уязвимость без мяча. Доминирование в атаке не исключало общую разбалансировку. Особенно беспокоил левый фланг, где в одиночке остался Джикия. Опыт игры на этой позиции у Георгия есть, но закрывать всю бровку он вряд ли мог – слишком большой объём и проблемы с подстраховкой. В следующий раз Ваноли отправил ему на помощь Литвинова, но это выглядело скорее разовой акцией. Еще один важный вопрос: как играть Игнатову? Его номинальная позиция в схеме – крайний полузащитник. Однако Михаил – правша, его тянет в центр, где привычнее. Попытки принять мяч и развернуться к центру отнимают драгоценное время.

Возможно ли использовать 4-4-2 (с таким составом) как базовую модель? Скорее, нет. В качестве форс-мажорного вариант – да.

5-2-3 (ЦСКА, «Ростов»)

«Спартак» просто не мог позволить себе проиграть кубковое дерби. Иначе остаток сезона превращался бы в пустую формальность. Когда ставки настолько высоки, нужно исключать риски.

При отсутствии Мозеса и Хлусевича, Ваноли насытил оборону профильными разрушителями. Тройка Джикия – Жиго – Чернов видится сейчас основной. На фланги тренерский штаб выпустил Классена и Кофрие. Главное удалось: не дать разбежаться атакующему трио Карраскаль – Медина – Языджи.

От спартаковцев требовалось максимально сузить пространство на своей половине поля. Иногда красно-белые перестраивались и на 5-4-1: Бакаев и Игнатов отрабатывали на флангах. При этом, удавалось не только парковаться, но и отжимать соперника к его штрафной. Прессинг не рождал моментов, зато мешал красно-синим нормально начинать атаки. Благодаря этому «Спартак» взял под контроль игру. Несмотря на хороший стартовый план и удачное развитие событий, победу нельзя назвать оборонительным мастер-классом от Ваноли. Игравший в меньшинстве ЦСКА имел непозволительно хорошие моменты у ворот Максименко. 

В Ростове схема с пятью номинальными защитниками (5-3-2) сыграла со «Спартаком» злую шутку. В дерби команда разжималась «пружиной» быстрых атак со своей половины. «Ростов» перекрыл центр прессингом, поэтому от латералей требовалось гораздо большего. Классен не проявляет себя в созидательных действиях, Кофрие – тем более.

Каждая схема – опция под конкретный сценарий игры или соперника. Это хорошо, так как предполагает инструкции, а, значит, определенный смысловой посыл. Увы, перестройка между разными режимами – непростой процесс. Не стоит переоценивать наших парней. Для многих это реально тяжело.

Коротко о важном

Полный лазарет. Весеннюю часть сезона «Спартак» встречал в боевом составе. Кроме перманентно травмированных Маслова и Кутепова, все были в строю. Начиная с апреля, Ваноли успел поиграть без половины основных игроков: Промеса, Бакаева, Селихова, Мозеса, Умярова, Хлусевича. Не пропускали матчей, но испытывали проблемы со здоровьем Жиго и Джикия.

Чтобы заполнить заявку, тренерский штаб регулярно привлекал молодежь из резерва: Сунгатуллина, Толстопятова, Шайхтдинова, Волкова, Шитова.

Спартаковцы прошли тяжелые сборы итальянцев без потерь, но стали массово выбывать из строя в самый разгар весенней части сезона.

Хлусевич – правый латераль. После ухода Айртона левый фланг занял Мозес. Хлусевич оказался главным кандидатом на освободившуюся вакансию. Даниил подкупает самоотдачей, хорошей физической готовностью. Без него (Кофрие – на фланге) хуже, чем с ним. К сожалению, пока Хлус крайне прямолинеен даже для вертикального футбола. Он часто действует не в такт, из-за чего потенциально опасные атаки теряют свою остроту. Самый яркий недостаток – неточные удары. В матчах против «Рубина» и «Арсенала» Даниил нанес в сумме 11 ударов по воротам (2 в створ)…

Как минимум пока не восстановится Мозес, альтернативы Хлусевичу справа нет.

Старт для Пруцева и Классена. Два новичка только сейчас получили возможность проявить себя.

Против «Рубина» экс-полузащитник «Крыльев» провел на поле около часа, совершив 65 передач. Больше только у ЦЗ (Чернова и Жиго). Основной функционал Пруцева – разгон атак. С мячом в ногах полузащитник чувствует себя уверенно. Может грамотно читать игру. С оборонительной игрой дела обстоят хуже: слишком много проигранных единоборств. Тревожный симптом. В современном футболе не достаточно только светлой головы.

Классен дебютировал в дерби и не провалился, что уже радует. Другое дело, полноценно заменить Айртона он вряд ли сможет. Леон не обладает нужным функционалом. Закрыть позицию в обороне еще в состоянии. Нагнетать в атаке – нет.

Возвращение Максименко. Селихов стал героем осени. Именно его вклад (а не Руя Витории) стал решающим в успехе красно-белых в Лиге Европы. Увы, весной он смотрелся на порядок ниже своего уровня, пропустив ровно половину ударов в створ. После восстановления от очередной травмы Александр вернулся, но только на скамейку запасных. Воспользовался ли его тезка шансом? Скорее, нет. Максименко играет не так ужасно, как в начале сезона, и лучше весеннего Селихова, но по-прежнему редко выручает.

Вполне возможно, что перед решающим отрезком сезона Ваноли снова пойдет на вратарскую рокировку.

Ваноли продолжает испытывать возможности своих подопечных. Итальянец адаптирует команду под соперника, старается реагировать на ход матча. Такой подход приносит только локальные успехи. «Спартак» играет очень неровно.

Плохо скоординированный прессинг (что при Витории, что сейчас), дает сопернику много пространства для атаки и комбинирования. В РПЛ москвичи пропустили уже 36 голов (при 22,95 xG). Это катастрофа. Как ни странно, но забивает команда почти столько же, сколько создает: 30 при 30,65 xG. Исправить ситуацию структурно пока не получается. Ваноли все время говорит о психологии и правильной мотивации. Далеко не факт, что решение проблем кроется здесь. Однако данный аспект действительно важен.

У «Спартака» до сих пор нет ни одной волевой победы в сезоне. Командная «химия» не появляется просто так. Даже при Тедеско красно-белые далеко не сразу научились переламывать неудачно складывающиеся матчи. Это пришло только на следующий сезон.

Пока красно-белые научились прибавлять по ходу матча. В марте команда обычно проваливала концовки. Пока это не приносит нужного результата. Для регулярных побед все равно недостаточно хорошо сыграть один тайм. Впереди очень много работы.

Фото: официальный сайт «Спартака»