12 мин.

Новая перестройка. Старый Федун

«Спартак» завершил рекордный по продолжительности сезон. 7-е место - худший результат за 12 лет

По понятным причинам сезон 19/20 стал особенным для европейского и мирового футбола и коснулся всех клубов без исключения. Впрочем, для «Спартака» он оказался довольно типичным в эпоху Федуна. Все как всегда. За долгие годы немного меняются лишь декорации да главные действующие лица.

Управленческие ошибки в пост-чемпионский период получили разрушительные последствия в будущем. «Спартак» ушел в перестройку слишком поздно и теперь начинает все заново: с новым руководством, главным тренером и большинство игроков.

Как результат – тяжелые спортивные поражения, очередная смена тренера, ноль трофеев на выходе. И вопрос: что же делать дальше?

Конец золотого «Спартака» 

Перед сезоном Федун объявил, что чемпионская команда «умерла» и нужно строить новую. После этого всего за полтора месяца «Спартак» покинули сразу шесть важных игроков из того состава. Уход Глушакова и Комбарова был предрешен задолго до того, как стал реальностью. Оба перестали попадать в состав по спортивным причинам. Не помогла даже отставка Карреры. Возраст капитана и его заместителя давал о себе знать и раньше, поэтому своевременное окончание сотрудничества могло стать куда приятнее для обеих сторон, но увы. С Боккетти похожая история, с той лишь разницей, что итальянец не ссорился с болельщиками. Отъезд еще одного экс-лидера – Адриано –  не расстроил. Последние месяцы бразильский мастер был больше занят устройством семейной жизни, чем игрой в футбол. Настоящей потерей стало расставание с Зе Луишем и Фернандо. «Спартак» лишился тех, чьи усилия в последнее время помогали набирать команде хоть какие-то очки. 

Трансферы позволили клубу заработать хорошие деньги, но спровоцировали новые проблемы. Заменить большое количество игроков в короткий срок без потери в качестве практически невозможно. Таким образом, в наполненный сложнейшими матчами август «Спартак» вступал по сути в новом составе. Из команды Карреры 16/17 в основе продолжали играть только Джикия и Зобнин. С Кононовым у руля, который продолжал метаться в вопросах тактики и с трудом управлял коллективом, результаты быстро пошли на спад. К осени команда опустилась на 7-е место – всего в пяти очках от зоны вылета.

Кошмар наяву. Больно осознавать, что великая команда, вернувшая «Спартаку» чемпионский титул закончила свое существование именно так.

Большая чистка в руководстве

2019 года стал одним из рекордных для Леонида Федуна по объему бреда на единицу времени. Однако в какой-то момент он опомнился и перешел от слов к делу. Показалось, во всем этом есть какая-то система. Перестановки в клубном руководстве затронули все уровни: от исполнительного и финансового директоров до пресс-аташе и главного врача. В первую очередь лишились своих постов вице-президент Наиль Измайлов и спортивный директор Сергей Родионов. Важно, что изменения коснулись и многих работников спортивного департамента. Например, «Спартак» расстался с многолетним главой селекционной службы Аверьяновым, а также большей частью скаутов.

Не секрет, что владелец «Спартака» плохо разбирается в футболе и часто склонен полагаться на мнение советников. Федун и сам почти не скрывает этого. Ранее он так же порывался «передать клуб в руки профессионалов». Однажды даже получилось. Во времена работы Александра Жиркова, процессы в клубе, казалось бы, наладились. Следствие этого – неожиданно грамотная работа на трансферном рынке. Всего за полтора года в «Спартаке» собралась чемпионская команда. Впрочем, принципы управления клубом тех времен никак не изменились. Любые решения принимались за закрытыми дверями и непонятно кем. Это не может не влиять на результаты главной команды. Проблему сформулировал помощник Карреры Джордио Д’Урбано:

«Команда живет сама по себе, а клубное начальство – своей жизнью… Беда в том, что в клубе отсутствует спортивный или генеральный директор, который бы ежедневно жил проблемами команды и всегда был в курсе внутренней кухни. Нет в «Спартаке» такого топ-менеджера, что мог бы не через третьи руки и чьи-то мнения, а напрямую погружаться с головой в ежедневный быт команды, то есть регулярно посещать базу в Тарасовке и общаться с тренерским штабом, присутствовать на тренировках, чтобы это обязательно видели и сами футболисты, а также ездить вместе с командой на все гостевые матчи… Спортивный или генеральный директор, живущий жизнью команды, всегда может сыграть на опережение и предотвратить или уничтожить в зародыше ситуации, которые могут выйти из-под контроля и рождают хаос. В «Спартаке» же, к сожалению, такой хаос рождается слишком часто, если судить по бесконечной тренерской чехарде».

Действительно, правой рукой Федуна оказывались то и дело оказывались нефутбольные люди, отстаивающие собственные интересы (Измайлов) или лояльные мнению боссы легенды (Шавло, Родионов). Карпин пытался объять необъятное, что редко у кого получается, и после многих попыток потерпел неудачу. Тем временем, сильной публичной фигуры именно на посту гендиректора (вице-президента) с определенным набором полномочий в «Спартаке» не было со времен Юрия Первака. Этот одиозный персонаж не боялся брать на себя ответственность, мог резко выступить в прессе, открыто напихать футболистам и т.п. В общем, был вхож в раздевалку и имел возможность открыто влиять на обстановку в коллективе.

Таким человек в новом «Спартаке» должен был стать Томас Цорн. Он продержался на посту чуть больше года. Причина отставки банальна. Руководитель такого уровня не может не нести ответственность за спортивные результаты, которые в очередной раз оказались неудовлетворительными.  

Новая трансферная стратегия

За два трансферных окна (лето 2019/зима 2020) главную команду «Спартака» пополнили семь новичков (если не считать переходы во вторую команду). Восьмым стал Зелимхан Бакаев, который вернулся из аренды в тульском «Арсенале» и тут же стал основным игроком.   

Только за три летних месяца 2019 года красно-белые потратили без малого 40 млн.евро (прим. – данные трансфермаркт):

  • Понсе – 3 млн. евро

  • Мирзов – 4 млн. евро

  • Шюррле – 1 млн. евро (аренда)

  • Ларссон – 4 млн. евро

  • Тиль – 16 млн. евро

  • Крал – 12 млн. евро

Зимой команду пополнил Соболев. Опция аренда с правом выкупа за 4,5 млн. вскоре была активирована.

Крал и Тиль вошли в топ-5 самых дорогих покупок «Спартака» в истории, но оставили полярное впечатление от своей игры. Если Алекс быстро стал важной частью спартаковской полузащиты, то Гус явно не оправдал, уплаченных за него огромных денег. Голландец оказался старательным, но прямолинейным игроком. Не далеко от него ушел Мирзов, но с ним хотя бы все было ясно с самого начала. Резиуан пригодился на скамейке, но 4 млн.евро за такого футболиста – огромная расточительность.

Как часто бывает, некоторые относительно дешевые футболисты принесли «Спартаку» больше пользы. На долю трио Бакаев – Ларссон – Понсе приходится 31 гол во всех турнирах из 49 (63 %).

Итого:

Из восьми новичков, пятеро заиграли в основе (Бакаев, Крал, Ларссон, Понсе, Соболев), двое стали резервистами (Тиль и Мирзов), а вечно травмированный Шюррле уехал восвояси до окончания срока аренды.

Это была не рядовая трансферная кампания. Прежде всего, коренным образом изменился вектор работы на рынке. Теперь «Спартак» предпочитает заключать контракты с молодыми, еще не вышедшими на пик, футболистами. В такой ситуации клуб вынужден сталкиваться с очевидными издержками. Большинство новичков не могут демонстрировать стабильную игру с первых же матчей. Предполагается, что они должны прибавлять от сезона к сезону. Но каждый случай индивидуален. Это означает, что клуб вступил на очень рискованный путь.

Странно, что в такой сложный момент у руля оказался молодой Цорн. В агентском бизнесе он, может быть, и бывалый человек, но проворачивать сделки в десятки миллионов евро оказался не готов. Видимо, непосредственной причиной отставки стали не покупки игроков на перспективу, а масштаб финансовых потерь, которые понес при этом клуб.

Впрочем, несмотря на отставку Цорна, «Спартак» продолжит работу в заданном направлении. Просто во главе будет более опытный управленец. Хотя на высоком уровне он тоже никогда не работал...

Новый главный тренер и игровая философия

Несмотря на протесты фанатов летом 2019 года руководство «Спартака» не спешило менять главного тренера. Возможно, дело в банальной нехватке времени. Цорн был с головой погружен в работу на трансферном рынке и только вникал во внутренние дела клуба. Один за другим в Тарасовку приезжали новые футболисты. В такой ситуации пригласить еще и нового тренера казалось рискованным делом. Компромиссный вариант – сохранить Кононова хотя бы на время переходного сезона.

Олег Георгиевич продолжал попытки строить игру через агрессивный прессинг и быстрые атаки. Цорн вторил ему, приводя в пример в качестве цели «играть в футбол в стиле «Ливерпуля». Новички усилили команду, но в начале осени стало очевидно, что ни комбинационная игра, ни быстрые атаки не складываются. Продлевать мучения Кононова было бессмысленно.

Как здорово, когда появление нового главный сопровождает не избитый лейтмотив о «спартаковской игре», а желание поставить «эффективный футбол». Тедеско стартовал без раскачки и поменял почти все: от организации тренировочного процесса до самых мелких тактических нюансов на поле.

«Спартак» перешел на схему с тремя центральными защитниками (3-1-4-2/3-4-1-2) и начал строить игру за счет быстрого перехода в атаку. Ключевое отличие от «вертикального» футбола позднего Кононова заключалось в нюансах прессинге. Новый тренерский штаб в этом вопросе действовал гибче. От игроков теперь не требовалось постоянно встречать соперника в чужой трети большими силами. Используя скорость и игру на опережение, спартаковцы развивали атаки со своей половины поля.

В первых матчах при Тедеско команда потерпела несколько чувствительных поражений и к зимнему перерыву опустилась на 10-е место в таблице. Впрочем, в перспективе все оказалось не так уж плохо. Когда футбол встал на паузу из-за пандемии, выяснилось, что на отрезке в 10 матчей чемпионата при Тедеско, «Спартак» стал 2-й командой лиги по качеству созданных голевых моментов (xG).

Трехмесячная пауза из-за пандемии коронавируса сильно помешала команде. К летнему марафону «Спартак» подходил в трудном положении. Играть через два дня на третий, располагая обоймой игроков в 13-14 человек очень сложно. Трудно найти равноценную замену выпадающим из строя из-за травм и дисквалификаций. Количество доступных футболистов ограничивает и тактическое разнообразие.

Несмотря на это, в каждом матче красно-белые создавали примерно одинаковое количество моментов. Пиковые показатели были в середине сезона, но учитывая кадровую ситуацию, летом игра «Спартака» в атаке не выглядела провальной.

Подводила реализация, плюс пару чистых голов у «Спартака» забрали арбитры. Набрано 11 очков при 12,59 ожидаемых (xPts). Из-за высокой плотности в середине таблицы недобор двух-трех баллов отбросил бы команду на пару ступенек ниже. Победы над «Ахматом» и «Рубином» исправили ситуацию, но зацепиться за еврокубковую зону не удалось.

В целом, красно-белые провели очередной неудачный сезон. Если оценивать результат через призму наших исторически высоких амбиций, то и вовсе произошла катастрофа.  В то же время, в условиях продолжающейся масштабной перестройки ожидать успеха вроде финиша в зоне Лиги Чемпионов невозможно. Справедливая позиция проблемного «Спартака» – в районе 5-го места. По сравнению с прошлым сезоном есть даже некоторая положительная динамика. Возросла разница между созданными и допущенными моментами. С игры команда пропустила не больше, чем в два прошлых сезоны. Конечно, это мелочи в масштабах великого клуба, но мыслить теперь приходится более приземленными категориями. Такова жизнь. Если красно-белые и будут возвращаться на лидирующие позиции в российском футболе, то только step by step.

Что дальше?

Из-за огромной весенне-летней паузы, новый сезон РПЛ придется начать уже через две с небольшим недели. Времени на полноценную предсезонку нет. К тому же будет непросто проанализировать огромный пласт информации и в спокойной обстановке осмыслить то, что происходило со «Спартаком» последние 14 месяцев.

Реальность такова, что вместо поэтапного развития все было разрушено до основания в короткий срок и начато с нуля. Чтобы нагнать конкурентов, нужно усиливать команду прямо сейчас, параллельно стараясь не допустить прежних ошибок. И все это совершенно в других финансовых реалиях. Трансферов в районе 12 – 15 млн. евро уже не будет. Более того, клубу придется компенсировать финансовые потери из-за неучастия в Еврокубках продажей одного из лидеров. Главный кандидат на выход – Самуэль Жиго.

Обстоятельства ставят под сомнения дальнейшие перспективы работы Тедеско на посту главного тренера. Хотя результата пока нет, с игрой все не настолько ужасно. Команда должна прибавлять. Впрочем, даже перемещение на пару-тройку мест вверх по турнирной таблице может и не устроить руководство. Судейский произвол в отношении «Спартак», похоже, окончательно расшатал нервную систему Федуна. Леонид и раньше был склонен к эмоциональным решения, а теперь и подавно.

Руководство публично поддерживает Доменико, а это, как известно, первый шаг к отставке. Пара неудачных матчей может сподвигнуть боссов на поиск нового тренера. Поддержка Тедеско со стороны Газизова (если она вообще есть) слишком эфемерна. Интересно будет посмотреть, как сработаются молодой европейский тренер и российский менеджер-провинциал.

В общем, в новом сезоне нас ждет очередное «весёлое» приключение. Держитесь крепче!

Один за всех, и все за одного!

Фото: официальный сайт «Спартака»

Графика: «Блог болельщиков Спартака»

Данные: «Understat.com»; «Whoscored.сom»

ррррр
оооо