11 мин.

Построить новое или перестроить старое?

Когда есть результат, но нет содержания, к команде и тренеру возникает много вопросов. Даже если Кононов на верном пути, работы впереди – море.

Итак, 2/3 сезона позади. Трофеев не будет, если только вы не верите в чудеса. Тем не менее, «Спартак» продолжает борьбу и еще не расстался с надеждами решить хотя бы локальные задачи. Математически – у нас отличные шансы даже на 2-е место. Осталось прибавить в качестве игры. С этим пока сложно.

По результатам все неплохо. Несмотря на частые потери очков и вылет из Кубка красно-белые не могут всерьез жаловаться на судьбу. Любой матч этой весной – нервный, любая победа – натужная, а в некоторых эпизодах нам откровенно везло. Показателен поединок с «Зенитом» – лучший по содержанию, но и здесь почти все реальные моменты «Спартака» уместились в первом тайме.

«Спартак» как обычно начинает очередной календарный год со скрипом. Как-то странно было рассчитывать на другой вариант развития событий. К тому же Кононов решил поменять слишком многое, если не все. После вылета из Кубка России главный тренер оценил готовность на 50%. Ровно тоже самое он говорил после победы на Кубке Матч Премьер (конец января). Сколько сейчас – неизвестно. Можно только предположить, что команда играет явно не так, как планировалось.

 «Спартак» в марте это:

 1) Плохие позиционные атаки

Если судить по отчетам с официального сайта, тренерский штаб все межсезонье потратил на отработку взаимодействий при построении атак. Однако после рестарта чемпионата именно в этом аспекте команда столкнулась с наибольшими трудностями. По иронии судьбы, в ноябре-декабре – в первых играх под руководством Кононова – комбинационная игра в атаке получалась! Пусть эпизодами, но красно-белые смотрелись ярко: работал и выход из обороны, и короткие передачи, и даже контроль. «Спартак» стал забивать с игры: 7 голов в 5 матчах.

Отпуск и два месяца интенсивной работы на сборах как будто не пошли на пользу.

Кроме снижения средней результативности и качества моментов (xG =/< 1), настораживает малое количество ударов из штрафной площади – в частности из danger zone и, напротив, увеличение числа попыток из-за периметра. Все это – явные признаки проблем при созидании. Хорошие моменты есть, а в последних матчах и количество ударов издали снижается, но: а) они почти всегда возникают в результате быстрых контратак и стандартов; б) для топ-клуба РПЛ это немного.

Кононов вынужден отнекиваться, давая ответы в стиле «мы проанализируем и разберемся». В большинстве матчей тренерский штаб красно-белых использует модуль 4-4-2 (4-2-3-1), где основная нагрузка в начальной стадии атак выпадает на пару центральных полузащитников. При наличии неплохих исполнителей в линии атаки (Зе Луиш, Адриано, Мельгарехо, Ханни) с игроками средней линии дела обстоят не так хорошо. Гулиев и Зобнин лучше двигают мяч на дриблинге, а не с помощью передач. Иногда это работает, – как в матче с «Динамо», когда Роман протащил мяч вперед и заработал штрафной, – но глобально игре в короткий пас не способствует. К тому же, пару центральных полузащитников возможно выключить персонально. В результате, билдап красно-белых представлен длинными передачи ЦЗ в район чужой штрафной. Там кто-то из наших форвардов обязательно навяжет сопернику борьбу – комбинационной игрой и не пахнет.

Нужен центральный полузащитник с хорошим первым пасом. Отсутствие Фернандо сейчас ощущается особенно сильно. Бразильца можно много и справедливо критиковать за вальяжную манеру игры и недоработки в обороне, но в плане умения выбрать направление атаки именно он мог бы значительно помочь команде.

Реклама 18+

2) Бодрый высокий прессинг

Против «Краснодара» красно-белые с первых минут включили очень агрессивное давление на половине поля соперника. Этот перфоманс оказался настолько ярким, что затмил все остальные компоненты, из-за чего многие слегка переоценили выступление «Спартака» в первом матче после возобновления сезона. В любом случае, самое мощное оружие в арсенале красно-белых на сегодняшний день – прессинг. Видимо, на тренировках спартаковцы много работают над ограничением соперника в начальной фазе атаки и иногда это получается достаточно эффективно.

«Спартак» действительно старается прессинговать и делает это разными способами.

Более осторожный вариант, где с мячом без давления намеренно оставляют худшего в плане игры в пас ЦЗ соперника. Таким образом, один из наших полузащитников остается свободным для подстраховки.

Агрессивный вид прессинга, более зрелищный и эффективный (иногда), но опасный провалами в центре поля, так как выдергиваются форварды, вингеры и оба центральных полузащитника.

Увлечение прессингом «Спартак» проходил еще в первой части сезона, когда над этим долго и упорно работали Каррера и Рианчо. Как получится у Кононова пока не понятно. С одной стороны,  команда очень неплохо поджимает противника, с другой – сталкивается с прежними трудностями: нехватка компактности между линиями. А выбранная новым главным тренером схема (4-4-2 без мяча) этому очень способствует. Если при 4-3-3 футболисты расположены на поле более равномерно, то при игре с двумя центральными полузащитниками, выше риск получить контратаку.

3) Проблемы на флангах обороны

Высокий прессинг при схеме 4-4-2 и нехватка взаимопонимания провоцирует быстрые атаки соперника. Как правило, крайний полузащитник (вингер) выдвигается на соперника, а его партнеры по цепочке стягиваются в том же направлении. Типичный пример – голевая атака из матча с «Краснодаром», когда гостям удалось быстро перевести мяч на противоположный фланг и использовать свободную зону. Кстати, примерно со схожими трудностями столкнулся Массимо Каррера два года назад, когда с приходом Луиса Адриано, пробовал играть в два нападающих. В марте 2017 года «Спартак» похожим образом ошибался именно в матче с «быками». В итоге, итальянец так и не решился использовать данный модуль на постоянной основе.

Усугубляют проблемы и трудности при подстраховке фланговых игроков. С приходом Айртона красно-белые вновь стали чаще атаковать через левый фланг, а сам бразилец постоянно берет игру на себя. Ему хватает сил возвращаться в оборону, а вот Ханни хотя и не уклоняется от борьбы напрямую, но нередко просто не успевает возвращаться в свою зону. В этом смысле ничего особо не поменялось.

Что дальше?

В качестве базовой модели Кононов должен выбрать 4-2-3-1. Собственно, он уже несколько раз явно отходил от игры в два форварда по ходу матчей, в которых команда не могла добиться нужного результата («Краснодар», «Урал») и в принципиальной игре с «Зенитом». Да, отчасти перестановки связаны с дисквалификацией Зе Луиша и не лучшей формой Адриано, но тактические акценты должны постепенно меняться. И будет очень странно, если этот процесс замедлится.

Вполне вероятно, что красно-белые и дальше будут использовать вариант с двумя центральными нападающими, но тренерский штаб не может дальше закрывать глаза на недостатки этой системы при игре без мяча. В Грозном мы снова оставляли столько свободного пространства в середине, что более классный соперник не преминул бы этим воспользоваться. В 4-2-3-1 «Спартак» смотрится более сбалансировано, а это именно то, что нужно команде, чтобы не проваливаться в обороне и, как следствие, стабильнее (и без нервов) набирать очки.

Эксперименты

  • 4-4-2 без инвертированных вингеров

Интересный тактический ход Кононова, выпавший на матч Кубка России против «Урала». Это произошло впервые при новом главном тренере. Даже в контрольных матчах «Спартак» не пробовал ничего подобного. Большой риск. Если это была подстройка под конкретного соперника, то она не удалась. Планировалось организовать давления на фланги екатеринбуржцев, но на деле мы не увидели ничего, кроме дополнительной неразберихи в линии атаки. Мельгарехо не уходил в лицевую, а по привычке смещался в центр. Именно парагваец создал самый опасный момент в первом тайме, пробив в дальний угол, но с нерабочей правой ноги. Со схожими проблемами на противоположном фланге столкнулся и Мелкадзе, где он получал мяч еще реже. В перерыве Кононову ничего не оставалось, кроме как перестроить команду на 4-2-3-1 с привычными ролями фланговых игроков. 

Реклама 18+
  • Мелкадзе – на фланге

Тех, кто внимательно следил за «Спартаком» на сборах, появление Георгия в стартовом составе не должно удивлять. Зимой Кононов регулярно использовал его, но чаще – на позиции под нападающий или даже в роли форварда. В официальных матчах в новом году Мелкадзе появляется на фланге. Здесь ему удобнее выходить на ударную позицию и комбинировать с партнерами. В центре в условиях большой плотности грузину все-таки не хватает технической оснащенности. Еще одна выгодная опция полузащитника – умение и желание отрабатывать в обороне.

  • Адриано – под нападающим

В паре с Зе Луишем именно бразилец располагается ниже. В «Спартаке» Луис всегда много перемещался по полю, но роль таргетмен/столба традиционно отводилась Зе. С некоторых пор Бонифаций претендует на лавры бомбардира, а его партнер чаще отходит в центр, собирая на себе фолы или вообще опускается на свою половину, где иногда даже пробует начинать атаки. Последнее – ненормально и лишний раз свидетельствует о проблемах в созидании.

  • «Спартак» без Комбарова

Когда-нибудь это станет реальность. На данный момент Дмитрий – все еще главный старожил команды. Он провел уже 273 официальных матча за красно-белых (16-й показатель в истории клуба). Впервые в своей карьере в родной команде Комбаров четыре игры подряд оставался на скамейке запасных и за месяц не сыграл ни одного полного матча. Бразильский конкурент вытеснил его из состава. Айртон начал очень мощно. В его игре можно найти недостатки, зато интенсивность действий новичка приятно удивляет. Польза – и в созидании, и в разрушении. По среднему числу перехватов и отборов он превосходит ДК уже два раза, в атаке активно идет в дриблинг и уже отметился двумя голевыми передачами (у ДК – ни одного ассиста в сезоне 18/19). Видимо, эпоха Комбарова подходит к концу.

Реклама 18+
  • Молодежь – в основу

В заключительном обзорном тексте по итогам 2018 года была затронута тема давно назревшей смены поколений. На тот момент в обойме «Спартака» было сразу девять игроков в возрасте за 30 и всего трое ребят в категории (18-22) в активной ротации/основе. Приятно, что хотя бы теперь руководство прилагает больше усилий в этом направлении. Лучше поздно, чем никогда. В стартовый состав плавно влились Айртон (1997 г.р.) и Гулиев (1996 г.р.) – уже хорошо. Достаточно времени получают Ломовицкий и Мелкадзе. Важным в психологическом плане стал выход на замену в игре с «Зенитом» совсем юных Умярова и Глушенкова. Понятно, что процесс адаптации новичков не обязательно пройдет гладко, а кто-то вообще не приживется в команде и уйдет, но без свежей крови «Спартак» просто не сможет нормально прогрессировать.

Рейтинг атакующей активности

Здесь – документальное отражение проблем «Спартака» в комбинационной игре. Настоящую засуху мы видели в сентябре, когда удавалось забивать исключительно при помощи стандартов. Сейчас ситуация лучше, но группа атаки не особенно блещет. Впрочем, матч с «Ахматом» немного поправил картину.

Луис Адриано получил солидную долю критики за этот месяц, но в последнем туре блеснул, приложив руку ко всем голам. Неожиданно видеть на строчку ниже Рассказова. Крайний защитник поучаствовал в 3-х голевых атаках «Спартака» из 4-х (еще два гола красно-белые забили со стандартов). У Глушакова есть пара поводов показывать на свою фамилию на футболке, но не более. Денис успешно сыграл в завершении, но в развитии атак – что важно для полузащитника – он не участвует.

Ждем прогресса от Зе Луиша и Мельгарехо. Оба на уровне, но могли быть в топе, если бы не нереализованные моменты из матчей с «Динамо» и «Зенитом», соответственно. Влияние Айртона в атаке также должно возрасти.

Реклама 18+

Резюме

Игра «Спартака» не вызывает восторга, но наблюдение за командой в динамике на протяжении месяца свидетельствует, что красно-белые:

1. Больше владеют мячом;

2. Реже наносят удары из-за периметра;

3. Больше забивают.

Правда, на данный момент это всего лишь робкий оптимизм в виде цифр, а не серьезные предпосылки для прорыва. Фактически за четыре месяца изменилось немногое. Идеи Кононова приживаются сложно. Более того, сам тренер уже не раз отходил от собственных принципов, что случалось нечасто в его карьере. В чемпионате «Спартак» выдает хорошую серию, но Олег Георгиевич видит недостатки и признает их публично после каждой игры.  

Ключевой отрезок сезона 2018/19 выпадает на сложный этап в развитии команды. Видя повторяющиеся из тура в тур ошибки, тренерский штаб может оказаться на распутье. Что делать дальше? Гнуть линию с комбинационным футболом, который явно не получается, либо сделать «Спартак» более гибким, грамотно подстраиваясь под конкретного соперника?

Использованы данные Understat

ттт

 Подписывайтесь на наш блог ВК