4 мин.

Сборная России. 1999 год- как отправная точка чего-то Идейно Знакового!

1999г. Россия-Украина 1:1. Упущенная, обиднейшим образом, на последних минутах победа, конечно-же,не могла отменить и перечеркнуть ни блестящую победу в Париже, ни само Замечательное Содержание Игры, показанное командой Романцева в этом матче! Было обретено нечто большее чем результат, а именно, Содержание Игры, и та непреходящая Идея Созидания, которая и придаёт футболу внутренний Смысл, как Одухотворённому Человеческому Творчеству!.. Сидят:АЛЕНИЧЕВ-Тихонов-Дроздов-Смертин-Панов. Стоят:Филимонов-Онопко-ТИТОВ-Хохлов-Хлестов-КАРПИН! 

Да,в последних двух матчах, в победном в Париже, против сборной Франции, и в этом, отчётном, против Украины, думается, было добыто нечто большее даже, чем пресловутый результат- а именно, игровая Идея- к которой так мучительно, пусть порой и неосознанно, шёл российский футбол все годы после развала СССР, а возможно, даже ещё раньше... Конечно, подобный, во-многом всё-же исконно-спартаковский стиль требовал немалой смелости, а в чём-то и подчёркнутого новаторства и бесстрашия, ведь в Европе уже практически никто так не играл (возможно, португальцы с испанцами, отчасти-голландцы,- но для них всё-же это было куда легче, во-многом благодаря куда более развитой инфраструктуре, климату и куда более широкому выбору игроков...)  Но и для России подобный искрометно- комбинационный стиль был во-многом своим, родственным, близким, а в чём-то и всегда искомым, пусть временами и недосягаемым...

Вспомним, в конце 80-ых игроки из РСФСР практически не пробивались и не пропускались в сборную Лобановского: Ни Ф.Черенков, ни С.Родионов, ни даже более молодые- Е.Кузнецов, В.Шмаров и А.Мостовой... хотя в очных встречах спартаковцы практически регулярно побеждали тогда киевлян. И это во-многом тогда касалось и торпедовцев(тех же братьев Савичевых, Г.Гришина), московских динамовцев(в лице, прежде всего таких техничных полузащитников и форвардов, как, к примеру, И.Колыванов или Вас.Каратаев...)  Комбинационная и импровизационная потребность в игре у игроков знаковых московских, российских команд считалась тогда во-многом едва-ли ни чем- то предосудительным или даже "вредным" и порой, в силу этого, находилась под строгим запретом... Да, Лобановский и у себя в киевском Динамо, и в сборной проповедовал тогда совсем другой футбол- куда более строгий, тактически выверенный, а порой и вовсе доведённый до автоматического схематизма (что, к слову, не помешало нашей сборной, несмотря на казалось бы всю его "научность", с треском провалиться на ЧМ-1990...) 

И вот Романцев тогда, в 1999, вновь начал нащупывать и возрождать, не только у себя в Спартаке, но и на уровне сборной, во всероссийском масштабе, черты того импровизационного, утончённо- созидательного, творческого Стиля, которые так давно уже, чуть ли не с самого древнего советского времени, пробивались наружу, но порой, как уже было указано, были в лучшем случае не востребованы, а то и вовсе подвергались запрету... Особенно впечатляла тогда Средняя линия российской сборной. И в Матче с Францией в Париже, и в домашнем- против Украины- блестяще смотрелась пара прекрасных дриблёров, поднападающих- Е.Титов и Д.Хохлов(который даже сумел тогда слегка потеснить из состава самого А.Мостового!..)-наделённых не менее знаковой Культурой Паса!.. Классические, и не менее техничные фланги полузащиты- А.Тихонов и особенно, конечно-же,В.Карпин!.. И даже на позиции номинально опорного- такой техничнейший и тонкий игрок-Импровизатор, как Д.Аленичев!..

А ведь на ближайших подступах к основному составу был и такой незаурядный полузащитник, с несомненно созидательным мировоззрением, как С.Семак, да и целая обойма игроков, главным образом, полузащитников(Д.Лоськов, Е.Харлачёв, а чуть позже и М.Измайлов) из моск.Локомотива, который тогда, под рук.Ю.Сёмина, исповедовал очень близкий Спартаку О.Романцева графически- чистый и созидательный футбол... И,думаю, даже обиднейшим образом упущенная тогда на последних минутах победа над Украиной не могла перечеркнуть тот, такой несомненный, творческий багаж, собранный Олегом Романцевым всего лишь за один считанный, 1999 год,работы на посту тренера сборной.... Конечно, в составе украинской сборной были тогда игроки с уже европейской известностью(А.Шевченко, С.Ребров, Ю.Максимов, О.Лужный...), каждый из которых, даже при отсутствии общекомандной концепции, был способен, что называется, решить эпизод...конечно, при немалой доли сопутствующего ветра везения и удачи, которая тогда, на последних секундах, так роковым образом отвернулась от российской сборной...

Но, уверен, результат тогда был вторичен, прежде всего перед тем несомненным творческим Содержанием игры, которое демонстрировала тогда команда Романцева, отвоёвывая его себе у самой футбольной истории (уже, казалось бы, "отменившей" подобный стиль, как "пережиток" былого романтического, духовно-Чистого времени, в дань современному веку безжалостного прагматизма...)  Почему же в последующие годы всё это было так безжалостно и "рационально" упущено?- Вопрос, конечно, скорее лежит в идеологических и духовных сферах, чем в непосредственно футбольных...

Видимо "новой", а по-сути своей, старой олигархической власти и её невидимой конъюнктуре, куда ближе по духу был Пиар(со всеми его хиддинками и последующими черчесовыми), чем возрождение чего-либо настоящего и глубокого, способного, и не только в футболе, заставить людей задуматься о чём-то куда более важном и непреходящем, чем сиюминутный результат (построенный на столь же сиюминутном и низкопробном Пиаре, поглотившем в последние годы все сферы жизни страны...)