4 мин.

И вновь о Сборной России Г.Хиддинка 2008года

2008г. Сб.РОССИИ- ПОЛУФИНАЛИСТ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ!  Перед ПОБЕДНЫМ матчем с ГОЛЛАНДИЕЙ.   Победа или же определённый Шаг НАЗАД на Пути ПОИСКА и ОТСТАИВАНИЯ своего ИСКОННОГО и ТРАДИЦИОННОГО игрового СТИЛЯ ?!..     Сид:СЕМАК-Семшов-Анюков-Зырянов-АРШАВИН; стоя:АКИНФЕЕВ-Павлюченко-Колодин-ЖИРКОВ-Игнашевич-Саенко.   

 

Выдающийся современный английский гроссмейстер Найджел Шорт- победитель Отборочного Цикла борьбы за Мировую шахматную Корону-91/93гг(где он нанёс поражение- единственное в его карьере!- самому А.Карпову(не разу не проигрывавшему никому,ни до ни после этого!- в отборочных матчах,с 1973 по 1996гг!) как-то изрёк: "Традиции выживают, если они обновляются..."   И надо сказать, что с этим,далеко не однозначным мнением, конечно можно и не согласиться, да,в конечном счёте, дело и не в этом. Речь идёт о другом: Сборная России на Чемпионате Европы-2008,добившись наконец-то по-настоящему громкого успеха, не изменила своему традиционному стилю(который,уже давно стал синонимом спартаковского...), но при этом всё-же уже...заметно видоизменила, или всё-же правильней сказать, трансформировала его.

 

Хиддинк тогда не изменил главному: Все ключевые и основополагающие полузащитники его команды (Семак, Семшов, Зырянов...), будучи по-своему профилю к тому моменту уже вроде бы опорными, вместе с тем, отчётливо несли в себе черты не только УНИВЕРСАЛОВ, но и бывших созидателей, а во-многом,если не прежде всего, и актуальных вдохновителей комбинационной, а порой и изящно-непредсказуемой игровой направленности и общекомандно-комбинационной игровой модели... Но при всём при этом, Хиддинк, в отличии от своих куда более идейных приверженцев показательно-спартаковского стиля(Романцева, Ярцева, Сёмина...) уже не так далеко безоглядно верил в неиссякаемый комбинационный и творческо-созидательный талант главных и наиболее знаковых звёзд тогдашнего российского футбола.

 

И постепенно, но неумолимо последовательно, из российской сборной исчезли тогда, в 2007-2008гг, и мастер утончённого(гавриловского!) паса и столь же утончённых игровых решений Е.ТИТОВ (и столь близкий ему по игровому мировоззрению Д.Хохлов), а вслед за ними и такой, казалось бы неукротимый поэт филиграннейшего дриблинга, как М.ИЗМАЙЛОВ!.. А вскоре,уже на самом турнире, Г.Хиддинк по-сути, в решающих матчах чемпионата Европы, вывел из основного состава сборной, пожалуй последнего её классически-чистого полузащитника-созидателя Д.Билялетдинова(в пользу куда более узко-направленного и однообразного, скоростного флангового "бегунка" И.Саенко...)  И всё это,конечно, на мой взгляд, очень и очень обедняло, а в чём-то и обезоруживало тот многолетний творческий потенциал, накопленный предшествующими поколениями российской сборной и российского футбола в целом(прежде всего,в лице столь отчётливо созидательной игровой философии,которую тогда,в 90-ые, наиболее полно воплощали в себе Романцевский Спартак и Сёминский Локомотив...) 

 

Да,скажем откровенно, Хиддинк не верил в комбинационную стихию и в неукротимый свободный дриблинг(который,при нём был едва ли не полностью упразднён в сборной России!) именно в Российском исполнении (ибо, тренируя в своё время сборные Голландии и Турции, он был куда менее жёсток в этом отношении, порой даже умышленно поощряя игровую импровизацию и свободный дриблинг на поле!..) Но вот в российской сборной он, видимо, посчитал это излишеством, либо явлением традиционно мешающим нашей сборной, наконец-то добиться более не менее знакового успеха на крупном международном форуме... Прав ли был в этом отношении Гусс Хиддинк или нет, но, так или иначе, а блестящий победный матч российской сборной против Англии,осенью 2007, стал фактически последним, в котором сборная России играла ещё в своём, десятилетиями узнаваемом, созидательном,классическом Стиле...

 

А потом, уже началась его трансформация: Это и перевод Ю.Жиркова с позиции классического атакующего флангового полузащитника в роль...линейного бегового крайнего защитника...и другие,уже указанные,ключевые изменения в Средней Линии поля... Конечно, в сборной России Хиддинка в 2008году был А.АРШАВИН- подлинная Звезда Импровизации и Свободного самовыражения на поле(многим тождественная и близкая,прежде всего,в поиске Искусства в игре, с самим Ф.ЧЕРЕНКОВЫМ!..)- и этим очень многое было сказано! Но было ли это достаточно, прежде всего, чтобы считать сборную России и в 2008году УЗНАВАЕМОЙ?.. Да и введённый Хиддинком в Среднюю линию, уже на самом финальном турнире, по-сути вместо атакующего полузащитника, ТРЕТИЙ(наравне с Семшовым и Зыряновым) номинальный ОПОРНЫЙ- С.СЕМАК- был, справедливости ради надо заметить, не только бывшим нападающим, но и по-прежнему игроком, с подчёркнуто конструктивным мышлением, а порой и с тонким комбинационным чутьём заправского диспетчера-созидателя!..

 

Всё так, но тем не менее,это уже была не та Классически Спартаковская, Российская по-Духу Полузащита, во главе с былыми неустрашимыми Рыцарями Созидания(Титовым,Хохловым или Аленичевым!), а полузащита УНИВЕРСАЛЬНАЯ и во-многом уже очень и очень УСРЕДНЁННАЯ(каких и до и после было бессчётное множество в мировом футболе...)  И чего-то неповторимого, а в чём-то даже и уникального(пусть при этом и небезупречного в игровом отношении) сборной России, под руководством Хиддинка, в 2008 уже не хватало... И это "что-то", возможно, и было тогда утрачено Российской Сборной навсегда...

 

И тем не менее, я всё-же далёк от мысли считать ту нашу сборную безликой,в плане отсутствия у неё игровой Идеи отношении, да и,тем более, проводить параллели её с "командой-прессингмашиной" Лобановского из 1988года. Хотя бы уже потому, что Средняя Линия сборной России 2008года была всё-же, в отличии от полузащиты Лобановского, куда более ориентирована, если и не на свободное созидание, то и, как минимум, не на прессинг и не на физическое удушение и скоростное подавление соперника(по-Лобановскому); а всё-же по-прежнему(в лице и Семака, и Семшова, и Зырянова, и особенно выходящего им в поддержку Билялетдинова) несла в себе драгоценные и неистребимые черты ускользающе-неуловимого Спартаковского Стиля и исконно Российского комбинационного игрового Почерка...