7 мин.

Когда характер бьет класс. Как львовские «Карпаты» совершили сенсацию в Кубке СССР

До середины 40-х годов ни одной немосковской команде не удавалось завоевать союзный кубок. В 1944-м досадное недоразумение исправил «Зенит» и увёз трофей в Ленинград. Спустя 10 лет кубок покинул пределы не только столицы, но и РСФСР, и отправился на Украину. Виновниками «переезда» явились киевские динамовцы, обыгравшие в финале турнира спартаковцев из Еревана.

С тех пор хрустальная ваза стала частой гостьей в Украинской ССР. Пять визитов только в 60-е! Сначала кубковым дублем отметился донецкий «Шахтёр», взявший трофей в 1961 и 1962 гг., затем это достижение покорилось киевскому «Динамо» (1964, 1965/66), а закрепили украинское триумфальное шествие львовские «Карпаты» в 1969-м. Если победам дончан и киевлян мало кто мог удивиться – всё-таки клубы представляли высший дивизион (первую группу класса "А"), – то успех команды из столицы Галичины стал настоящей сенсацией.

Впервые в истории отечественного футбола Кубок СССР завоевал коллектив из второго по силе дивизиона (второй группы класса "А"). В разные годы к подобному результату были близки «Динамо» из «Тбилиси» (1936), команда города Калинин (1951) и «Знамя Труда» из Орехово-Зуева (1962), но все они уступали более именитым противникам. И только с четвертой попытки команда из низшего дивизиона смогла покорить кубковую вершину.

Слабых соперников не бывает

Финал Кубка СССР 1969 года получился весьма неожиданным по составу участников. Второй по значимости всесоюзный трофей должны были разыграть между собой ростовский СКА и младшие по рангу львовские «Карпаты».

Перед матчем армейцы Ростова считались безусловными фаворитами. Во-первых, они были единственными уцелевшими представителями высшего дивизиона. Во-вторых, ростовские футболисты уже успели продемонстрировать свою силу и честолюбивые намерения, выбив в 1/4 стадии финала московское «Динамо», а в полуфинале – ЦСКА. Однако, помимо фактов, определенно говорящих в пользу ростовчан, нужно было учитывать и тот момент, «что команда эта только-только сложилась (вероятно, еще точнее – складывается). Серостанов, Трембач, Васенин, Зинченко, Проскурин по существу новички в высшей лиге, невелик стаж Попова, Корнеева, Синау. Так что в смысле бывалости, обстрелянности "старшие" ростовчане фактически не имели преимущества перед своими формально младшими соперниками» (Л.И. Филатов, «Футбол-Хоккей» № 34).

К подопечным Эрнеста Юста кубковая тропа относилась благосклоннее, чем к ростовчанам, и не сводила с именитыми соперниками. В 1/8 был повержен «старший по званию» одесский «Черноморец», в 1/4 – воронежский «Труд», который до этого одолел московский «Спартак». В полуфинальной встрече львовчанене без труда обыграли николаевский «Судостроитель» благодаря голам Лихачева и Габовды и прошли в следующий, заключительный, раунд всесоюзного первенства.

Финал

«А финал и в самом деле удался. Он был куда интереснее и красочнее, чем, например, сыгранные на том же самом поле, в течение той же недели матчи, где были заняты такие именитые исполнители, как ЦСКА и "Динамо" (Тбилиси), московские "Торпедо" и "Динамо"», – спустя неделю делился впечатлениями о финальной игре известный спортивный журналист и писатель Лев Иванович Филатов («Футбол-Хоккей» № 34).

Рецепт удачного финала был прост: атмосфера, интрига, которая должна держать в напряжении всех присутствующих до последней минуты, и хорошая игра. Все эти факторы сошлись 17 августа 1969 года в «Лужниках».

За атмосферу отвечали собравшиеся за несколько часов до начала игры и желавшие увидеть своими глазами нового обладателя Кубка 60 тысяч зрителей. Среди них были и болельщики «Карпат», приехавшие в столицу на специальном поезде Львов-Москва и подготовившие плакаты со словами поддержки в адрес команды.

За интригу и хорошую игру – футболисты обеих команд.

Счёт в матче открыли футболисты ростовского СКА: на 20-й минуте после паса от Бориса Серостанова нападающий Анатолий Зинченко хорошим ударом с линии штрафной отправил мяч в сетку ворот Виктора Турпака. 1:0.

Подопечные Геннадия Михайловича Матвеева весь первый тайм пытались удвоить преимущество, но организованные действия оппонентов в обороне каждый раз нейтрализовывали опасность. Львовчане и сами, нисколько не смущаясь старшего по рангу соперника, создавали хорошие моменты у противоположных ворот, смело выбирались в атаку и боролись за мяч, стремясь восстановить равновесие.

После перерыва давление на ворота армейцев продолжилось, футболисты «Карпат», завладев игровым и территориальным преимуществом, стиснув зубы, проявили характер и переломили ход встречи, сравняв счет. Лев Иванович Филатов в отчете о финале, опубликованном в журнале «Футбол-Хоккей» № 34 (24.08.1969), так описал забитый мяч: «62-я минута. Данилюк, прорвавшись по правому флангу, послал мяч параллельно воротам. Габовда выпрыгнул, намереваясь сыграть. И он мог это сделать. Но в последнее мгновение, увидев, что слева набегает Лихачев, центрфорвард вобрал голову в плечи и пропустил мяч. Это было лучшее решение. Защитники ростовчан и их вратарь изготовились к возможному удару Габовды, а тут вдруг возникла совершенно другая, непредвиденная угроза, и уже нет времени перестроиться. Лихачев получил ту секунду, которой ему хватило, чтобы прицелиться в дальний незащищенный угол ворот».

Впрочем, есть и другая версия взятия ворот. Её озвучил сам Геннадий Лихачев, а процитировал – Аксель Вартанян в своей «Летописи» (1969 год, часть восьмая):

«Король воздуха Габовда выигрывал практически все воздушные единоборства. Откликнувшись на 62-й минуте на навесную передачу Данилюка, он удобно скинул мяч Лихачеву. Ему слово: “Получилось, как на тренировке. Когда Габовда головой сбросил мне мяч, я успел подумать: “Что же лучше сделать - пробить по воротам, обыграть соперника или отдать пас?” Решил ударить сам”. И правильно сделал - мяч, точно направленный в дальний от вратаря Кудасова угол, пересек пограничную линию».1:1.

Ничья на табло. И СКА, и «Карпатам» нужно заново добывать преимущество. Главный вопрос – у какой команды на это осталось больше сил?

Воодушевленные забитым мячом львовчане по инерции продолжали бежать вперед. Плоды их трудов сказались через четыре минуты, когда Владимир Булгаков забил гол и вывел свою команду вперед. Комментарий Льва Ивановича Филатова («Футбол-Хоккей» № 34): «66-я минута. Очередной натиск повеселевших, окончательно поверивших в себя "Карпат". Навес к линии штрафной площади, туда, где в полукруге – Габовда. Его прыжок, и мяч скинут вперед на выход кому-либо из партнеров. Полузащитник Булгаков разгадывает ситуацию (а она, конечно же, отрепетирована и наиграна), проскальзывает вперед и оказывается один перед воротами…». 2:1.

До конца основного времени второго тайма оставалось чуть меньше получаса. «Карпаты», стремясь сохранить преимущество, практически всем составом отошли назад, за что и были наказаны ростовчанами под конец матча. Однако, к счастью для львовских игроков, гол Владимира Проскурина засчитан не был – судья на линии Эуген Хярмс поднял флажок, сигнализируя о положении вне игры.

Спустя много лет Игорь Евстафьевич Кульчицкий, полузащитник «Карпат» 1960-х-начала 70-х годов, в одном из интервью поведает историю этого эпизода:

« – Почему в 1968-м "Карпаты" не сумели выйти в высшую лигу?

– Союзная федерация футбола делала все, чтобы в элиту вошел свердловский "Уралмаш". В очной встрече нам нужно было побеждать. Вели 1:0, судья из Эстонии Хярмс раз пять не назначил пенальти в ворота соперника. Сыграли 1:1, причем нам забили из явного офсайда.

Хярмс потом судил на линии победный финал Кубка СССР-1969. Перед матчем как капитан я должен был расписаться в протоколе. Судье руку не подал, назвал его Иудой. Он заверил, что поможет нам в финальном матче. За пять минут до окончания мы побеждали 2:1. И вдруг соперник, ростовский СКА, забивает сомнительный гол. Хярмс поднял флажок, сигнализируя офсайд. Я обратил на это внимание главного арбитра. Тот подбегает к Хярмсу, скрытой мимикой приказывает опустить флажок. Но помощник стоит с ним как зацементированный».

После обсуждения эпизода с судьей на линии главный арбитр встречи Карло Круашвили отменил взятие ворот. Счёт остался прежним – 2:1 – и уже не менялся до финального свистка.

Неделю спустя, когда страсти улеглись и команды разъехались по домам, Лев Иванович Филатов поделился с читателями журнала «Футбол-Хоккей» своим взглядом на причины триумфа львовских «Карпат», молодого, но очень амбициозного советского клуба:

«Но, что поделаешь, им противостояла команда чуть лучше организованная, смелее боровшаяся за мяч (а с этого и начинается игровое преимущество), а во втором тайме и превосходившая тактически. Если ростовчане в атаке то и дело скучивались, то львовские форварды и полузащитники постоянно соблюдали дистанцию, держали широкий фронт, что позволяло им свободно и остро маневрировать. В целом ростовчане как бы полагались на то, что их давление поможет возникновению счастливых ситуаций, между тем как их соперники рассчитывали на надежно поставленную комбинационную игру и не сбивались с нее».

Вот так львовские «Карпаты» стали единственной командой в истории отечественного футбола, которой удалось покорить Кубок СССР, не будучи представителем высшей лиги.

<a href="https://t.me/sovietfootball">Мой Telegram-канал о советском футболе</a>