13 мин.

Первопроходцы. Как сборная СССР взяла Кубок Европы 1960

Ровно 59 лет назад сборная СССР стала победителем первого розыгрыша Кубка Европы по футболу.

Главное начать

Идея провести континентальное первенство впервые пришла в голову генеральному секретарю Федерации Футбола Франции Анри Делонэ в 1927 году, но тогда не нашла поддержки у международных спортивных организаций, занимавшихся собственными турнирами. Впрочем, французский функционер не сдавался и в 1954 году сделал первый шаг к воплощению своей мечты – посодействовал созданию Союза европейский футбольных ассоциаций (УЕФА), который должен был объединить раздробленные государства, и стал первым его президентом.

Однако Анри Делонэ не удалось увидеть то, как его мечта станет реальностью: он умер в 1955 году, а решение о проведении чемпионата Европы было принято лишь в 1957-м.

Первый блин

Сказано – сделано. Началась подготовка к первому в истории Кубку европейских наций, или Кубку Европы. А первый блин, как известно…

В общем, из 30 стран, входящих в состав УЕФА, 13, в числе которых были Италия, Великобритания, Западная Германия, Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария, решили бойкотировать новообразованный турнир, сославшись на его бесполезность, мол, зачем выяснять сильнейшего в этом первенстве, если есть чемпионат мира?

В итоге, свое согласие на участие дали 17 государств, а для проведения соревнования требовалось 16. Для достижения четного количества сборных организаторы провели квалификационный раунд, где в сражении ирландцев и чехословаков победителями вышли последние.

Затем состоялась жеребьевка, в результате которой стали известны все 8 пар 1/8 финала. Согласно регламенту, на этой стадии, как, впрочем, и в 1/4, команд ждало двухматчевое противостояние.

Долгая дорога к финалу

Сборная СССР начала отборочный этап 28 сентября 1958 года домашним матчем против сборной Венгрии, ставшим первым в истории матчем чемпионата Европы (квалификационный раунд с участием Ирландии и Чехословакии проводился весной 59-го). Поболеть за своих и посмотреть на иностранных гостей на Центральный стадион им. В.И. Ленина пришли более 100 000 зрителей. И они не прогадали: благодаря голам Анатолия Ильина (первый забитый мяч на турнире!), Славы Метревели и Валентина Иванова сборная одержала верх над соперником, которому, однако, удалось размочить счет за пять минут до конца основного времени – 3:1.

Ответная встреча прошла ровно через год, 27 сентября 1959 года, в Будапеште. Одержав победу с минимальным счётом – единственный мяч в том матче забил Юрий Войнов, – советские футболисты вышли в 1/4, где её ждала сборная Испании, обыгравшая польскую команду.

Другие четвертьфиналисты: Франция, Австрия, Португалия, Югославия, Румыния, Чехословакия.

В соперники сборной Советского Союза по четвертьфинальной дуэли жребий определил Испанию. Команды должны были провести между собой два матча и выявить полуфиналиста. Обе федерации футбола даже условились о датах и местах проведения – первая встреча 26 мая 1960 года в Москве, ответная 6 июня в Мадриде. Однако незадолго до первого матча в иностранных СМИ появилась информацию о возможном срыве четвертьфинального поединка.

Из заявления Федерации футбола СССР по поводу срыва матчей на Кубок Европы по футболу между сборными командами Испании и СССР, опубликованного в первом номере журнала «Футбол» от 29 мая 1960 года:

«В связи с появившимися на днях в печати сообщениями ряда зарубежных телеграфных агентств о решении испанского правительства запретить испанским футболистам встречаться с советскими спортсменами Федерация футбола СССР обратилась в секретариат Европейской федерации футбола (УЕФА), являющейся организатором игр на Кубок, с просьбой выяснить, прибудет ли испанская команда в Москву и намерена ли Федерация футбола Испании провести ответный матч в Мадриде. <…>

Поздно вечером 25 мая секретариат УЕФА сообщил в Федерацию футбола СССР, что встречи сборных команд в Москве и в Мадриде не состоятся в связи с тем, что испанское правительство запретило испанским футболистам встречаться в играх на Кубок Европы с советскими спортсменами».

Версий о том, почему испанское правительство решило не отпускать своих футболистов в СССР, две: одна из них связана с политикой – Франко не пожелал отправлять игроков в коммунистическую страну, а другая – про страх и нежелание ударить в грязь лицом: тренер испанской сборной Эленио Эррера присутствовал в «Лужниках» на товарищеском матче сборных команд СССР и Польши и своими глазами видел, как безжалостно советские игроки обошлись с противником – 7:1 (хет-трик Виктора Понедельника, дубль Валентина Иванова, по одному голу у Валентина Бубукина и Славы Метревели).

УЕФА не стала долго разбираться в причинах отказа от выступления в турнире и дисквалифицировала испанскую сборную, обязав её выплатить штраф. Таким образом, советская команда первой пробилась в финальную стадию Кубка Европы, там к ней присоединились Франция, Чехословакия и Югославия.

До старта финального этапа оставался месяц, за это время «сборники» провели несколько товарищеских встреч, необходимых тренерскому штабу для составления окончательной заявки.

В итоге, на заключительные игры финала четырех, который должен был пройти с 6 по 10 июля 1960 года на полях Франции, главный тренер сборной Гавриил Дмитриевич Качалин взял с собой следующих футболистов:

Лев Яшин («Динамо» Москва), Владимир Маслаченко («Локомотив» Москва), Владимир Кесарев («Динамо» Москва), Гиви Чохели («Динамо» Тбилиси), Анатолий Маслёнкин («Спартак» Москва), Анатолий Крутиков («Спартак» Москва), Юрий Войнов («Динамо» Киев), Игорь Нетто («Спартак» Москва), Виктор Царёв («Динамо» Москва), Слава Метревели («Торпедо» Москва), Валентин Иванов («Торпедо» Москва), Виктор Понедельник (СКА Ростов-на-Дону), Валентин Бубукин («Локомотив» Москва), Михаил Месхи («Динамо Тбилиси»), Юрий Ковалёв («Динамо» Киев), Герман Апухтин (ЦСКА Москва), Заур Калоев («Динамо» Тбилиси).

6 июля состоялись оба полуфинальных матча.

В парижской встрече на глазах у 27 000 зрителей хозяева турнира неожиданно для всех проиграли югославам, хотя к 75-й минуте вели в счёте 4:2. Футболисты сборной Югославии взяли себя в руки и за четыре минуты – с 75 по 79 – забили аж три мяча, проложив себе дорогу к финалу. 5:4.

Параллельно бушевали страсти на марсельском «Велодроме», где встречались сборные команды СССР и Чехословакии. Хотя в составе соперника были такие именитые футболисты, как Йозеф Масопуст и Ян Поплугар, советские футболисты не встретили серьезного сопротивления. Открыл счёт в матче форвард «Торпедо» Валентин Иванов после игры в стенку с Виктором Понедельником, он же его и удвоил на 58-й минуте.

Нападающий ростовского СКА Виктор Владимирович Понедельник – о втором голе Валентина Иванова:

«Получив мяч на своей половине поля от защитника и обыграв в центре поля одного из чехословацких игроков, Валентин совершил затяжной рывок к воротам Шройфа по правому флангу. Словно играючи, он обошел на скорости двух бросившихся к нему защитников и вышел к углу вратарской площадки. Вратарь Шройф, надо отдать ему должное, не спешил с броском и выжидал удобного момента. Иванов замахнулся, как бы показывая всем своим видом, что ему неудобно бить по воротам под острым углом и он хочет отдать пас мне в центр штрафной. И в тот момент, когда Шройф поверил ложному замаху и сдвинулся вперед и вправо к центру ворот, последовал тихий, но точный удар носочком в ближний угол. 2:0. Все действия полусреднего советской сборной были такими стремительными и изящными, что стадион после забитого гола на несколько секунд замер как бы «переваривая» случившееся. А затем взорвался неистовой овацией» (В.В. Понедельник «Исповедь центрального нападающего»).

Довёл счёт до разгромного сам Понедельник: получив пас от Валентина Бубукина, ростовчанин отправил мяч мощнейшим ударом над головой вратаря Вилиама Шройфа. 3:0. У чехословаков был шанс сократить отставание – на 68-й минуте матча итальянский арбитр назначил пенальти в ворота Яшина, однако Йозеф Войта не попал в створ.

Убедительная победа сборной СССР.

Финал

Валентин Борисович Бубукин позднее напишет: «После этой победы отношение к нам в корне изменилось. Тут уж и журналисты повалили. Про меня в газете написали в том духе, что Иванова и Нетто мы знали, а теперь еще увидели в середине поля у русских конструктивного «рано облысевшего» футболиста. Нежно написали. Но дело даже не в нашей хорошей игре. Югославы дали французам такую пощечину, что теперь вся Франция молилась на нас, требуя отмщения» (В.Б. Бубукин «Вечнозеленое поле жизни»).

Реванш ждали не только французы, но и советская сборная, помнившая обидное поражение от югославов в 1/8 финала Олимпийских игр в Хельсинки в 1952 году.

Вспоминает форвард сборной Виктор Понедельник: «Признаюсь, тогда, перед матчем, где-то в душе у меня появилось чувство страха. С югославской сборной у советских футболистов давнишние счеты. Вспомнились олимпийские игры в Хельсинки (1952 год) и в Мельбурне (1956 год). В Финляндии победили югославы (первый матч – 5:5, второй наши проиграли – 1:3), в Австралии победила сборная СССР – 1:0. Все эти игры проходили в чрезвычайно напряженной борьбе. Шекуларац, Костич, Виденич, Галич, Юсуфи мастера мирового класса, а у нас наряду с опытными игроками пол состава имеет всего один-два года стажа игры в сборной. Было отчего задуматься…» (В.В. Понедельник «Исповедь центрального нападающего»).

Действительно, было над чем задуматься: восемь лет назад на родине понять и простить поражение от заклятых врагов (в 1949 году Югославия разорвала дипломатические отношения с СССР) не смогли – решили найти и наказать виновных. В качестве жертвы выбрали ЦДСА (ныне ЦСКА). Руководство посчитало, раз игроки знаменитой «команды лейтенантов» составляют костяк сборной (на самом деле «армейцев» в сборной было всего пять), значит, именно они должны нести ответственность за неудовлетворительный результат. Наказание последовало незамедлительно: согласно приказу № 793, команда расформировывалась и отстранялась от участия в национальном чемпионате, а её тренер Борис Андреевич Аркадьев, бывший также тренером сборной, освобождался от работы и лишался звания заслуженного мастера спорта. Кто знал, повторится ли история.

На предматчевой установке тренерский штаб не только давал отдельные указания игрокам и обсуждал тактическую схему, но и объявил стартовый состав на предстоящий финальный матч Кубка Европы против сборной Югославии: Лев Яшин, Гиви Чохели, Анатолий Масленкин, Анатолий Крутиков, Юрий Войнов, Игорь Нетто, Слава Метревели, Валентин Иванов, Виктор Понедельник, Валентин Бубукин и Михаил Месхи. Состав сборной тот же, что и 4 дня назад в Марселе во время полуфинальной встречи против Чехословакии. Тогда он оказался счастливым.

Югославы, в свою очередь, внесли ряд корректировок в стартовый состав по сравнению с предыдущим матчем: вместо Милутина Шошкича в ворота встал Благое Виденич, отсутствовали полузащитник Бранко Зебец и нападающий Томислав Кнез.

10 июля 1960 года с погодой не повезло: над городом нависли тяжелые свинцовые тучи, не прекращавшийся весь день дождь сделал поле стадиона «Парк де Пренс» мокрым, грязным и скользким, что не могло не сказаться на качестве игры.

В восемь (по другим источникам – в десять) часов вечера по местному времени английский судья Артур Эллис дал стартовый свисток к началу матча.

В первом тайме союзную сборную было не узнать. Скованность и страх допустить ошибку овладели подопечными Гавриила Качалина, не было той лёгкости, с которой они проводили прошлые матчи. Ошибки в начале игры привели к тому, что советские футболисты потеряли контроль над мячом, чем югославы не преминули воспользоваться. Уже на 17-й минуте они могли открыть счёт: последовала передача с фланга, но ни Дражен Еркович, ни Милан Галич, находившиеся в штрафной площадке Льва Яшина, не смогли её замкнуть.

Вскоре игра выровнялась, и атаки начали следовать в обе стороны. Хороший момент был у советской сборной: Валентин Иванов отправил мяч вперед, но вышедший один на один с вратарем Виктор Понедельник не успел к мячу. Не раз после розыгрыша угловых и штрафных в игру приходилось вступать Льву Яшину, чтобы нейтрализовать угрозу.

Каждой сборной важно было забить первой, чтобы завладеть хоть небольшим, но преимуществом. Сделать это удалось югославам. За несколько минут до конца первого тайма Дражен Еркович метеором пронесся по правому флангу. Защитник Анатолий Маслёнкин поднял руки, сигнализируя о том, что мяч вышел за боковую, но арбитр не придал этому значения. Тем временем Еркович уже добежал до лицевой линии, откуда навесил во вратарскую на набегавшего Галича. А дальше не совсем понятно, какой частью тела югослав переправил мяч в ворота: кто-то пишет, что Галич забил головой, кто-то – что мяч задел Игоря Нетто. После просмотра видео кажется, что отправил мяч в ворота локтем сам Игорь Нетто. Так или иначе – 1:0 не в нашу пользу.

В оставшееся до перерыва время советские игроки пытались сравнять счёт, а югославские – его удвоить. На перерыв команды ушли при прежнем результате.

В раздевалке слово взял Андрей Петрович Старостин, футболист (1925-41), функционер, а в то время начальник сборной команды:

«В перерыве Гавриил Дмитриевич вносил необходимые производственно-технические коррективы в игровые действия футболистов. Они были очень нужны, игра явно не ладилась. Не знаю, как поступил бы на моем месте врач-психолог, но я не сдержал эмоций, вспыхнул и с присущей мне в молодые годы яростной требовательностью обратился к коллективу. Я чувствовал необходимость в психологическом кнуте, надо было встряхнуть застывшие души. Задеть самолюбие игроков, разбудить спортивную злость. В данный момент гневное слово было нужным средством.

– Как вы сидите, – кричал я, – на вас смотреть противно!.. Каторжные работы отбывают веселее! Лева, Игорь, Валентин, Виктор, встряхнитесь, вы же не хуже их!!! – взывал я к опустившим головы футболистам в той же раздевалке, в которой мне тридцать четыре года назад после поражения от «Рэсинга» довелось уже пережить горькие минуты» (А.П. Старостин «Флагман футбола»).

Второй тайм игроки сборной СССР начали гораздо активнее первого. Восстановить равновесие удалось уже на 49-й минуте, когда после мощнейшего дальнего удара Валентина Бубукина вратарь югославов Благое Виденич не удержал мяч, и Слава Метревели первым успел на добивание. 1:1.

Спустя некоторое время Валентин Бубукин снова пробил по воротам, однако в этот раз голкипер сыграл надежно. Позже Михаил Месхи навесил в штрафную, но никто не замкнул передачу. Под конец матча вколачивать мяч в ворота с 4-х метров и заканчивать это всё должен был Валентин Иванов после прострельной передачи с правого фланга, но простил югославов. 1:1 после 90 минут игры.

Раз победитель встречи и всего турнира не был выявлен по истечении основного времени матча, согласно регламенту, арбитр назначил дополнительные 30 минут.

И вот тогда советская сборная проявила характер, волю и желание победить.

За семь минут до конца дополнительного тайма Виктор Понедельник после подачи Михаила Месхи мощным ударом головой отправляет мяч в верхний угол ворот.

Рассказывает Виктор Понедельник: «Атаку начал Ю. Войнов. Обыграв Матуша, он точной длинной передачей вывел вперед по левому флангу Месхи. Все внимание югославов было приковано к Мише. Он сделал один финт, другой и когда я неожиданно рванулся вперед, навесил мяч в район 11-метровой отметки. Виденич запоздал с выходом, и я головой в высоком прыжке послал мяч в ворота. После прыжка, получив очередной, но уже запоздалый удар в спину, валюсь на землю. Ничего не вижу и только по грохоту трибун парижского стадиона догадываюсь: гол! гол! 2:1» (В.В. Понедельник «Исповедь центрального нападающего»).

10 июля 1960 года сборная СССР во главе с Гавриилом Дмитриевичем Качалиным одержала победу в финале Кубка Европы по футболу и завоевала пока что главный титул в истории отечественного футбола.

Вместо послесловия:

«Когда Озеров стремительно, торопясь обрадовать, тонким изменившимся голосом выкрикнул: "Гол!" – наверное, дрогнул воздух над шестой частью земли оттого, что разом облегченно вздохнули миллионы слушателей, прильнувшие к репродукторам.

Виктор Понедельник забил решающий гол. В Москве часы показывали начало первого. В Свердловске, Ташкенте и Омске была глубокая ночь.

Это была радостная ночь. Ночь небывалого нервного накала, ночь упорства и надежды, и борьбы до конца, стиснув зубы, под дождем, в чужом городе, перед темными чужими трибунами, перед всей Европой, глядящей в телевизор. Ночь схватки с железным противником, который, не щадя ног – ни своих, ни чужих, – рвался к победе. Жестокая ночь, не признающая перемирия. Ночь единственного желания и ночь мужества и порыва, и напряжение всех сил души и тела. И ночь исполнения желаний» (Юрий Трифонов «136 строк лирики…», «Футбол» №8 от 17 июля 1960 г.).

Заглавное фото: YouTube

Ещё больше текстов про советский футбол – в моем Telegram-канале: https://t.me/sovietfootball