10 мин.

Кай Хаверц в Челси: кубик Рубика для Лэмпарда

Сага окончена, и ежедневно осаждаемый фанатами "Челси" админ Твиттер-аккаунта "Байера" может наконец выдохнуть: "золотой мальчик", главная надежда Германии Кай Хаверц выбрал синие цвета и отправляется в Лондон. Но для того, чтобы понять, как юноша из традиционно невезучего клуба стал самым дорогим немецким игроком в истории, нужно вспомнить события с самого начала.

Справка игрока

Позиция: атакующий полузащитник/правый вингер/ложная "девятка" Возраст: 21 год Бывший клуб: "Байер" Статистика в Байере: 150 матчей, 46 голов, 31 ассист Трансферная стоимость: 80 млн евро

Детали трансфера

15 октября 2016 года, выездной матч в Бремене, пока ещё начало сезона, чуть было не закончившегося для леверкузенского "Байера" катастрофой. Рогер Шмидт, на тот момент ещё пытавшийся сохранять трезвость мысли, на всякий случай взял с собой щуплого мальчонку из старшего класса академии, на которого украдкой поглядывал весь прошлый сезон, когда леверкузенские семнадцатилетние пацаны разрывали юниорскую Бундеслигу. Время близится к концу, счёт по-прежнему 1:2, и Шмидт решает, что хуже уже не будет: Кай Хаверц, самый молодой дебютант "Байера" в истории на тот момент, впервые выходит на поле. Хаверца моментально затягивает в водоворот: с этого дня в свою U-19 он возвращается лишь пару раз, а парой недель спустя впервые выходит в старте основы и вписывается в команду как влитой. Сокомандники удивлённо чешут затылки ("Мне кажется, я никогда не видел такого разносторонне одарённого семнадцатилетнего парня", – выдаёт после какого-то матча капитан Ларс Бендер), соперники не знают, что делать с вездесущим юношей, газеты резко поднимают тексты, написанные, когда Хаверц стал лауреатом премии для юных немецких талантов имени Фритца Вальтера в номинации до 17 лет. На втором плане остаются и юношеские турниры, и друзья, и лишь учёба в школе никуда не девается – готовившегося тогда к выпускному экзамену по математике Хаверца не отпустили на решающий выездной матч 1/8 Лиги чемпионов в Мадрид к "Атлетико", о чём клуб не преминул рассказать публично. Закончилось, кстати, так себе: "Байер" из ЛЧ вылетел, а Хаверц экзамен сдал лишь на проходной балл. В том сезоне "Байер" захлебнулся в хаосе: с увольнением Шмидта затянули, вместо него назначили почти что комедийную фигуру Тайфуна Коркута, то и дело всплывали глупые истории вроде дисквалификации Хакана Чалханоглу за прегрешения шестилетней давности, и дошло до того, что сохранение прописки игравший при этом в плей-оффе ЛЧ клуб обеспечил себе аж в предпоследнем туре. Чьими усилиями? 17-летнего Кая Хаверца и 33-летнего уже тогда хромавшего каждый матч с первых минут из-за хронических проблем с бедром Штефана Кисслинга. Что это, если не команда по спасению мира, которую мы заслужили?

С тех пор Хаверц из состава "Байера" не исчезал. Ситуация в клубе стабилизировалась уже летом того же 2017 года, дела пошли в гору, и из статуса внезапного вундеркинда Кай постепенно превращался в носителя ярлыка "надежда нации". За последние три года с ним произошло много всего: сравнения с Месутом Озилом (кстати, его футбольным кумиром) и Михаэлем Баллаком, колоссальное медийное внимание, дебют в сборной Германии едва ли в 19 лет, интерес со стороны крупных клубов, а потом, уже, правда, этой весной, капитанская повязка в родном клубе, пусть и вынужденно из-за ряда травм. Выйдя на проектные мощности за рекордно короткие сроки, Кай и не вздумал останавливаться. Или… всё же дрогнул? История Хаверца почти не привлекательна с медийной точки зрения. Никакого излюбленного сюжета "из грязи в князи", никаких особых преодолений, поворотов судьбы и всего такого, из чего потом любят выдувать огромные простыни текста на ресурсах вроде The Players’ Tribune или The Athletic (характерных отечественных примеров, увы – или к счастью, – нет). Есть просто одарённый мальчик из хорошей семьи, ездивший всю юность в леверкузенскую академию из неблизкого города Ахен и делавшего каждый день в машинах и поездах домашнюю работу. Мальчик много тренировался, чтобы отточить волшебство своей левой ноги, а в свободное время учился играть на фортепиано и гладил осликов на родительской ферме. А потом его внезапно снесло лавиной статуса звезды европейского масштаба. И когда тебе нет и двадцати, а рядом с твоей фамилией появляется даже по современным перегретым меркам совершенно астрономический ценник в 100 миллионов, удержаться на ногах оказывается сложно даже самым умненьким мальчикам. Тебя попросту выкидывает в другую вселенную, где никакие ослики тебе уже не помогут.

Именно это случилось прошлым летом. Да, весь "Байер" вышел на начало сезона-2019/20 разобранным, будто студент, проспавший первую пару – в свете свалившихся на голову внеплановых "отработок" это оказалось даже умным решением, но первые полгода команда болталась большую часть времени за пределами еврокубков, чередуя приемлемые матчи с посредственными и даже откровенно провальными. Нестабильность, флегматичность и отрешённость "Байера" бросалась в глаза даже тем, кто изредка попадал на матчи команды, переключая каналы, – и воплощением этого стал именно Хаверц. Кай выходил в старте практически на каждый матч, но моментально растворялся на поле. Два гола и один почти случайный ассист за полгода скорее выглядели погрешностями в и так не блиставшей статистике. Было очевидно: головой Хаверц не здесь. В Барселоне ли, в Мадриде ли, где-то в Англии, может, даже в Мюнхене, куда его по-настоящему серьёзно не звали никогда, а может, и вовсе в Дортмунде, где оказался его лучший друг последних леверкузенских лет Юлиан Брандт. Но не на неопрятном берегу Рейна чуть ниже Дюссельдорфа по течению. Что-то изменилось зимой: то ли Петер Бош, не самый всё же тонкий психолог, подобрал какие-то нужные слова для подопечного, то ли у самого Хаверца в голове что-то переключилось, но с перерыва вышел совершенно другой Кай. С расправленными плечами, желанием вести за собой команду, чуть после и с капитанской повязкой, с вернувшейся магией пасов в самую последнюю секунду, когда кажется, что эпизод уже выходит из-под контроля, с его видением поля и чутьём. Итог: 14 голов и 7 ассистов за полгода и драка крупных клубов за право выкупить главный талант Германии за любые деньги даже в ковидный год.

Почему Хаверц перешел в Челси?

"Челси", дорвавшись до трансферного рынка после бана, в этом году разошёлся не на шутку – кажется, Марина Грановская проводит одно из самых мощных трансферных окон в последние годы среди всех европейских клубов. Тимо Вернер, Хаким Зиеш, Тиаго Сильва, Бен Чиллвелл, да и имена поскромнее, вроде Маланга Сарра – всё это обрамляет главное блюдо, заветный трансфер Хаверца. Об интересе к юному гению говорили в "Барселоне", "Реале", "Ливерпуле" и других топ-клубах, но дело закончилось юго-западом Лондона. И не зря. Помимо ума, колоссального видения поля и очень приличной техники, главная сильная сторона Хаверца – его невероятная универсальность. Спектр его умений и способность читать игру позволяет ему выходить на полдюжины позиций, от центрального форварда до латераля любого фланга и, с переменным успехом, опорника созидательного типа (автор этого текста видел это в паре матчей и настоятельно советует мистеру Фрэнку Джеймсу Лэмпарду найти эти записи, чтобы положить их в папочку с названием "Не делать так никогда под страхом смерти"). Сильнейшими же позициями для него скорее являются роли "десятки", а также незафиксированной "восьмёрки" при 4-3-3 и правого вингера – все мы любим левоногих футболистов справа, не так ли? Но при необходимости этот список расширяется и покрывает почти всё поле – атакующую половину уж точно.

На самом деле эта супер-способность является и его главной бедой. Ещё в ранние годы его универсальность сразу же бросилась в глаза Рогеру Шмидту, который использовал его от глубокой центральной полузащиты до чистого форварда, где придётся и где есть вакансия – и тогда эта особенность Кая выглядела привычным образом. Многие игроки со склонностью к универсальности лет до 19-20 шатаются по схеме как неприкаянные (игра слов, да), но потом выбирают две, максимум три позиции, на которых заостряют всё своё внимание, чтобы прокачивать те способности, что для них нужнее всего. Но у Кая этим не закончилось и дальше: сменивший Шмидта Хайко Херрлих выбрал для него центральную ось, но мотал юношу по ней от переднего края до опорной зоны, а нынешний наставник Петер Бош изобрёл велосипед, поставив Хаверца на ложную "девятку", а в перерывах вспомнил, что из него неплохой правый вингер, и для разнообразия отправлял его ещё и туда, помимо классического варианта с "десяткой". Примерно тем же арсеналом в национальной сборной оперирует и Йоахим Лёв. Отлично же, скажете вы? Но дело в том, что даже в случае такого колоссально одарённого и мозгами, и исполнением игрока, как Хаверц, подобные странствия по схемам приводят к тому, что он играет очень хорошо на пяти позициях, но ни на одной из них не безупречно. Отсутствие стабильности и постоянства в требованиях не позволяет вырабатываться автоматизму, который бы довёл Кая с 95% используемого сейчас потенциала до полной сотни. Да, прошло время, когда он пару сезонов назад страдал от "синдрома Фёдора Чалова" и не всегда успевал ногами за собственными слишком сложными мыслями и комбинациями, просчитываемыми не хуже компьютера в голове. Но именно окончательный поиск истинного предназначения Хаверца сейчас ложится на плечи Лэмпарда – у которого и так в руках оказывается слишком сильно перемешанный кубик Рубика.

Ожидания от трансфера

То, что в "Челси" сорвали куш, совершенно очевидно уже сейчас: пусть сумма трансфера и астрономическая для этого окна, Хаверц – звезда европейского масштаба. Отъезд в Англию – единственно верное решение в условиях кризиса Ла Лиги и невозможности итальянских грандов дать хоть какие-то гарантии дальнейшего развития. А нынешний "Челси" Лэмпарда, уже в этом сезоне с незвёздным составом прыгавший выше головы и показывавший, на что будет способен при получении доступа к деньгам и рынку, выглядит хорошей опцией на вырост. Другое дело, что Лэмпарду придётся провести не одну ночь в муках попыток утрамбовать в состав всех тех, кто приехал, и оставить место для тех, кто в команде уже не новички: Тэмми Абрахама, Кристиана Пулишича (Палисика, если хотите) и "приёмного сына" Лэмпса Мэйсона Маунта, усадить которого на лавку тренеру будет особенно больно. Дуэт нападающих Вернер-Абрахам и Хаверц под ними? Тройка Пулишич-Вернер-Зиеш и Хаверц-"десятка"? 4-1-2-3 с Маунтом и Хаверцем под тройкой? Бесконечное множество вариантов, которые и необходимостью ротации не оправдать. А что же "Байер"? Руководство клуба перевернуло мантру из "Простоквашино" и пытается продать что-нибудь ненужное, чтобы купить что-нибудь ненужное, и на ровном месте проблема одного ухода превращается в грандиозный кризис атаки за полторы недели до старта чемпионата. Но это история совсем о другом. Поэтому пока остаётся только пожелать не тратить ценное время, столь нужное для скаутинга новых игроков, на матчи со "Стэмфорд Бриджа": ностальгия делу не помогает.

Впервые опубликовано на портале soccer365.ru 6 сентября

Еще тексты:

Миранчук выбрал мечту в Бергамо, выйдя из зоны комфорта Переход Кевина Фолланда – шанс Монако преобразиться в атаке после ухода Слимани Габриэл призван надолго решить вопрос защиты в Арсенале Ракитич возвращается в Севилью. Чтобы стать ключевым игроком команды Лопетеги

Социальные сети: VK Twitter Telegram Лучшие тексты

Наши Телеграм-каналы: РПЛУПЛБундеслигаПримераСерия ААПЛШвейцарская СуперлигаПримейра