3 мин.

За Криса и Кевина

 "Добро пожаловать в цивилизацию", такой баннер висел у входа на Элланд Роуд перед ответным матчем полуфинала Кубка УЕФА сезона 1999/2000 гг между Лидс Юнайтед и Галатасараем, хотя, это смелое утверждение может вызвать удивление у большинства английских фанатов, посетивших это место в Западном Йоркшире в последние 30 лет. Однако, в течении 90-х годов и особенно при руководстве Питера Ридсдэйла, клуб значительно улучшил свою репутацию в обществе и это заявление не выглядит столь нелепым, как могло показаться ранее. После трагических событий в Стамбуле ответная игра привлекла к себе пристальное внимание всех СМИ, оставив многих в смешанных чувствах, сам результат отошёл на второй план, он утратил своё значение на фоне горя семей и близких двух убитых парней.

 Меланхоличная, мрачная атмосфера царила на террасах Элланд Роуд, по крайней мере до стартового свистка, да и во время игры она резко контрастировала с тем безумием, что творилось на LS11 в четвертьфинальной зарубе с Ромой. Мысль, которая овладела тысячами людей на трибунах: "На их месте мог быть я" , создала этот холодящий антураж, в матче, что должен был стать главной игрой для города за четверть века. И хотя, в самой игре было достаточно адреналина, чувство облегчения, чувство, что всё закончилось по окончании матча было почти осязаемым.

 

chris and kev

...

  Однако, в городе события развивались несколько в ином ключе. Один из пабов был разгромлен после быстрого гола Хаджи в ворота хозяев, а в другом баре, что находился рядом со стадионом, произошла драка с полицией, ибо поклонников Галатасарая в городе замечено не было. Ещё больший резонанс получил инцидент в котором камнями забросали тренера и команду гостей. Такое поведение резко контрастировало на фоне призывов к спокойствию и толерантности от Питера Ридсдэйла перед матчем через местные СМИ. Это подрывало все его усилия по улудшению имиджа клуба и единственно венрым решением для поклонниоков турецкой команды, был отказ от посещения этого выезда. Чтобы полностью осознать ответсвенность и значение действий клуба после событий на площади Таксим, мы должны помнить, какой имидж был у Лидса ещё совсем недавно. Беспорядки на финале КЕЧ в Париже 1975, которые повлекли за собой трёхлетний бан клуба на выступления в Европе. Последовавший крзис, вылет во второй дивизион в 1982 и ещё большая жестокость, но уже на внутренней арене.

 В девяностые клуб предпринял конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию. Были введены ограничения на продажу билетов на выездные матчи, для чего требовалось членство в клубе, это помогло контролировать поведение выездных фанатов, их поведение резко изменилось в лучшую сторону. Борьба с открытой продажей расистской прессы на Элланд Роуд. Та часть трибуны, что раньше была очагом расистских выступлений сейчас является семейной, правда снижение цен на эти билеты снизило доход клуба почти до половины от уровня многих глубов Премьер Лиги. Кроме билетных программ на местные матчи, руководство проводило разовые акции для выездных болельщиков. На первые три раунда Кубка УЕФА выездные билеты стоили 12 фунтов, а из за переноса игры с московским Спартаком клуб компенсировал выездным фанатам по 150 фунтов, хотя не имел перед ними каких либо обязательств по этой ситуации.

chris and kev

Соболезнования от фанатов со всей страны

 Авторитет Ридсдейла резко возрос после всей этой истории в Стамбуле и это справедливо. Когда Кевин Спейт и Крис Лофтус поступили в больницу Стамбула, Питер отправил своего личного водителя, чтобы он привёз им туда всё необходимое, заплатив за это своими собственными средствами. Он в течении долгих часов находился там, рядом с друзьями и родствениками, утешая их.

 В начале ответной игры его имя громогласно прозвучало на Копе, фанаты благодарили своего президента. В программке к матчу Ридсдейл написал: "Мы должны показать семьям погибших, что  память о Кристофере и Кевине будет вечной. Такие инциденты не должны допускаться в дальнейшем. Насилию нет места в футболе". Это и есть цивилизованный человек. 

п.с. на обложке поста фото с первой игры Лидс Юнайтед после трагедии в Стамбуле. Вилла Парк 9 апреля 2000