11 мин.

Реквием по гранду

Мое первое знакомство с американским футболом состоялось 9-го декабря 2007 года. Правильнее будет сказать – мое обстоятельное знакомство с Национальной футбольной лигой. Шла четырнадцатая неделя регулярного сезона. «Нью-Ингланд» играл с «Питтсбургом».

Руководимые Брэди и Моссом, «новые англичане» двигались без поражений. Пасовая атака, которую нельзя было остановить. Защита, вторящая крикам: «Победа!» – нападения. Машина, танк, без единой ржавой детали. С отлаженным гением Билла Беличика управлением.

Перед глазами все еще стоит «бомба» на Рэнди Мосса. Проваливается сэкондари. И Том Брэди забрасывает мяч на 63 ярда. Тачдаун!

Бьется Уилли Паркер. Раннингбэк «Питтсбурга» делает почти 130 ярдов. Но разве можно противопоставить их Брэди. У него 399 ярдов. Один жалкий пас – и гроссмейстерские четыре сотни выглядели бы матом в три хода.

Феерия. Шоу. Пир. Для «Питтсбурга» – во время чумы.

Первые впечатления часто оказываются самыми крепкими. Они так глубоко врезаются в память, что никакими средствами их не удается изгнать. Почти никакими.

Эта игра на относительно долгое время убедила меня в беспрекословной силе Американской футбольной конференции. Для меня естественным было осознание ее доминирования над Национальной.

Долгий процесс исправления рассказывать не стану. Замечу лишь, что всегда радостно ступить на правильную дорогу. Путь праведника. Имею в виду, признать свои ошибки. И смотреть на жизнь через призму реальности. Пусть и тоненькую, хрупкую.

А она такова, что сильнейший дивизион лиги принадлежит НФК. И сильнейший он не потому, что я так захотел. Или Вася Пупкин из соседнего дома. Что лучше всего говорит о силе команд? Количество выигранных титулов. Восточный дивизион НФК с момента образования современной лиги 11 раз забирал главный трофей. А всего в Супербоул команды проходили 19 раз. Причем только один коллектив – «Филадельфия» – безрезультатно. У «Далласа» (5), «Вашингтона» (3) и «Нью-Йорка» (3) с эффективностью проблем нет.

Ни шагу назад

На CBSSports.com работает обозреватель по имени Пит Приско. Свой недавний репортаж из тренировочного лагеря «Цинциннати» он преподнес удивительным образом. Обозвал «тигрят» «неудачниками». Так и написал – «losers». Однако в концовке материала была высказана следующая идея. Мол, в новом сезоне «Цинциннати» от этого прозвища избавится.

По отношению к «Филадельфии» сия мысль имеет такое же право на жизнь.

Скажу честно. Удивлюсь, если не смогу любоваться «орлами», по меньшей мере, в финале конференции. Повторение результата того года обязывает к выходу в Супербоул. Обязывает потому, что нет другой команды в лиге, усилившейся так мощно. О плодотворности этого укрепления говорить, естественно, рано. Однако потенциал «Филадельфии» зашкаливает. Если представить себе такой аппарат. Потенциалометр.

Давайте по пунктам.

Оборона команда долгие годы неизменно – среди лучших защит чемпионата. Виной тому и подбор игроков на зависть многим. И бывший координатор защиты – Джим Джонсон. К великому огорчению, в это межсезонье его не стало…

Джонсон ушел в мир иной. Но дело его, извините за банальность, живет. Нужно постараться, чтобы загубить десятилетний труд. Как на ровной дороге, на шоссе пустить трактор под неведомый откос. К тому же сменщик его – Шон Макдермот – работает в клубе те же десять лет. И занимается, как ни странно, игроками обороны. Верится, что транспортное средство в надежнейших руках.

Во всяком случае, работать он будет с проверенным, качественным материалом. Единственной по-настоящему крупной потерей является Брайан Доукинс. Ветеран. Вдохновитель. Матерый волк. 13 лет провел в «Филадельфии». И альтернативу знаменитому фри сэйфти пока вроде бы не нашли.

С другой стороны, у «Нью-Ингланда» забрали корнербэка Эллиса Хоббса. Восстановили пару «угловых», игравших в «Пэтриотс» в 2007 году, – Хоббс и Асанте Самуэль. В том самом… Так что можно пойти по дороге художника. Переместить, например, возрастного корнера Шелдона Брауна чуть глубже. Чем не вариант?

Куда любопытнее дело обстоит с нападением.

Не раз Донован Макнабб пытался утопить нас в океане слез. Ему, бедному и несчастному, все не дадут классного ресивера. Был Террелл Оуэнс, но он, видите ли, – редиска, петрушка и другая зелепушка.

Наверное, кто-то из руководства все же утонул в соленом море квотербэка. (Какой там, интересно, промилле?) И ему взяли адресата из первого раунда. Да еще второго по уровню мастерства – как полагают аналитики. Теперь займемся арифметикой.

Есть не очень скоростной, но полезный Маклин. Настоящий плеймейкер.

Второй год будет у мистера Ракеты – Дешона Джексона. Мало кто в лиге способен тягаться с ним в быстроте и резкости. Но ловить мяч и удерживать его – вот загадка для Джексона. Как решение биквадратного уравнения для дошкольника.

Не будем забывать и о третьем ресивере. Кевин Кертис в плей-офф тащил на себе команду. Пока Джексон нервно терял мяч в сторонке.

Огорчает лишь неясная ситуация с тайт-эндом Корнелиусом Инграмом. По слухам, он может из-за травмы колена выбыть на целый год. А его планировали в старт. И перспективы у него были нешуточные.

Но с потерей одного из четырех футболистов можно смириться. Тем более, его вряд ли кто-нибудь назвал бы лучшим среди них.

Повреждения Брайана Уэстбрука стали темой неприличной в уважаемом обществе фанатов. Новость, что Уэстбрук получил травму равна по свежести… Например, такому заявлению. Сергей Зверев ужасно поет. И поет ужас. Все это знают. Но вот в чем разница.

Если с модельером-певцом-удальцом уже ничего не сделать, то рецессии от травм Брайана возможно избежать. Во втором раунде драфта был найден раннингбэк Лешон Маккой. Его хоть сейчас можно выпускать. А Уэстбрука – мариновать на лавке.

В довершении и вынос, и пас нашли себе очередную мамку. У «Баффало» уведен один из сильнейших лайнменов нападения в футболе. Джейсон Питерс условился с Макнаббом о выходе в Супербоул в этом году.

Селекционная политика «Филадельфии» наводит на грустные мысли. Если «Иглз» не сотворят чуда в этом году, главный тренер, Энди Рид, может покинуть команду. И он это понимает (как иначе?). Такая массовая скупка (не забудем о Вике) похожа на агонию. С ножом в груди, истекая кровью, но добить противника. Ни шагу назад. Позади – ничего. Пустота.

Коли не с сильнейшей за последние годы командой выигрывать, то с чем? С кем? Как?

и ни шагу вперед

А как побеждать «Далласу» – вопрос другой? Чем? Как? Возможно ли?

Рискую навлечь на себя орды критиков. Но, действительно, чем? Чем могут похвастаться нынешние «Коубойз»? Славная и великая команда. Лучшая с точки зрения истории в этом дивизионе. Но сейчас находящаяся в затмении. Помните о чернокожих, которые ночью воруют уголь. В «Далласе», увы, темнее.

Правда, это больше касается нападения. Пока в защите играют такие монстры, как Демаркус Уэйр, Игорь Ольшанский и другие, она остается боевой единицей. Во всяком случае – годящейся, чтобы нанести решающий удар. Неожиданный, резкий, смертоносный и беспощадный.

Можно об атаке ничего не писать? Очень не хочется. Компьютер от слез может поломаться. Ведь нападение «Далласа» (страшно говорить) пусто. Скучно и грустно.

Я не склонен делать выводов по товарищеским матчам. Однако замечу. Линия нападения во встрече против «Окленда» пропускала много и часто. Выпустили они с первых минут Тони Ромо. Толку-то от этого? Они ему не давали шансов бросить.

Да и сам Ромо не лучший квотербэк НФЛ. Он интересен, необычен, самобытен. Он в некотором смысле золушка. По тому, как попал в лигу. Ему не хватает класса и мастерства. Их главным критерием является стабильность выступлений. А ее у Ромо нет.

И кидать некому. Из серьезных ресиверов в команде только Уильямс. Два последних сезона у которого выпали. Подмога запаздывает. Вакансия после ухода Террелла Оуэнса не закрывается. Есть тайт-энд Джейсон Уиттен. Но то-то и оно – тайт-энд.

Мариону Барберу кидать? Ему бы вынос дотянуть…

Реквием получается. Кривоватый.

И с этим необходимо смириться. Команда попала в серию неудач. В черную полосу. Которая может вобрать в себя несколько лет бездействия и убогости. Как бы то ни было, организации, подобные «Далласу», легко не загнивают. В Техасе хорошо знают, как находить, разрабатывать и строить. А затем попивать нефтяные соки. Даже если уходит на сие предприятие не один год.

К футболу это относится в той же мере.

Нервные клетки не восстанавливаются

Из восточного дивизиона на плей-офф смеют надеяться три коллектива. Помимо «Филадельфии» – «Нью-Йорк Джайнтс» и «Вашингтон Редскинс». Первая – закономерно и неудивительно, а вторая – сенсационно. Или, во всяком случае, неожидаемо.

На днях Илай Мэннинг официально стал наиболее высокооплачиваемым футболистом лиги. Продление контракта на шесть лет и 97 миллионов долларов. Справедливо ли? Оставляю на ваше усмотрение. Обыск чужого кармана – любимое и святое дело болельщиков.

Мне же хочется отметить иной аспект. Американские журналисты восхищались «Нью-Йорк Джетс». Тем, как они на драфте получили Марка Санчеза. Нуждались в квотербэке и получили его. Страну продали, но добрались до него. Якобы такая целеустремленность заслуживает криков: «Ура!» – и чепчиков в воздухе.

Оценивая подписание Мэннинга, хочется руководствоваться теми же критериями. Он, пожалуй, не лучший квотербэк НФЛ. Ему далеко до своего брата. Ну, или пока далеко. Однако Илай доказал, что умеет побеждать. Супербоул-то он выиграл. Да, благодаря обороне. Но не оборона прошла защиту «Нью-Инглэнда». Не оборона провела восхитительный розыгрыш на четвертом дауне. Не оборона занесла победный тачдаун. Не Майкл Страхан был признан ценнейшим игроком встречи.

Мэннинг сделал то, что не удалось более талантливому Филипу Риверсу. Более опытному Макнаббу. Уникальному Карсону Палмеру. И многим другим.

Если задуматься, что выдающегося было в Джо Монтане? Или есть в Томе Брэди? Они – классные игроки. И – что важнее – игроки, умеющие побеждать. Великое искусство, которым хотел бы гордиться любой футболист.

Мэннинг, кажется, из этого же замеса. И руководство команды это понимает. Оно понимает, что чемпионов не выбрасывают, а берегут. Новый контракт Мэннинга – это вектор развития организации. Курс на стабильность в нападении в ближайшие шесть-восемь лет. Разве 100 миллионов по сегодняшним меркам несоизмеримая цена? Разве те, кто одобрял ход «Чикаго» в отношении Катлера, имеют право бросить грязь в лицо «гигантам»?

Тем более что все у «Нью-Йорка» есть.

Могучая оборона. Уступающая, быть может, лишь паре-тройке команды в НФЛ. В межсезонье она усилилась новичком Клинтом Синтимом. Входящим в пятерку сильнейших крайних лайнбэккеров драфта 2009 года.

Вынос. Где играют Джейкобс и Бредшоу. Самосвал, который можно остановить только взрывом дороги.

Слабое место команды – ресиверы. Все мы наблюдали, чем обернулся вояж Плаксико Бурреса в клуб в том сезоне. Итогом стало не попадание в финал чемпионата. Тяжело вдруг в нападении остаться без первого адресата. Масштаб, широта атаки уже не те.

Ему на замену взяли Хакима Никса. Схож по манере игры с Плаксико. Но опыта, конечно, недостает. Хотя опыт в лиге наживается быстро.

Да и найти ресивера, по идее, легче, чем квотербэка на века.

Битва за карьеру

В случае чего «Вашингтон» готов это подтвердить. В одно это межсезонье клуб дважды пытался выхватить лидера для нападения. Молодому (но талантливому ли?) Джейсону Кэмпбеллу два раза пытались найти замену.

Сначала речь шла о переходе Джея Катлера. «Вашингтон» был среди претендентов на мятежного футболиста «Денвера». Тогда не срослось. Катлер уехал в «Чикаго», а «Редскинз» остались не у дел.

Затем руководство команды порешило вогнать своего бросающего в депрессию. Активно муссировался слух о возможности ряда обменов накануне драфта. Целью их, по замыслу организаторов, был выбор Марка Санчеза. Но здесь настойчивее оказались «Джетс».

К счастью для Кэмпбелла, на этом фантазия начальников иссякла. Не найдя достойной замены, тренерский штаб признал за ним место стартового квотербэка.

Замечательна разница в поведении между Кэмпбеллом и Катлером. Джей, едва учуяв, что его кто-то где-то пытался обменять, тут же встал в позу (раком). Взбунтовался. Надул губки. Навострил ушки. И изображал из себя великомученика. В противоположность ему Кэмпбелл тренировался. Ни с кем не ссорился. Продолжал работать.

Подобная добропорядочность, увы, редко бывает награждена в лиге. Фантазия руководство, как я говорил выше, иссякла только на этот сезон. А в следующем на драфт выходит Тим Тибоу. Белый Майкл Вик, если коротко. И он – самая розовая мечта голубых детства, отрочества, юности и зрелости Дэна Снайдера. Владельца «Редскинз». И единственное обстоятельство помешает воплотить эту мечту в реальность.

Чудеса от Кэмпбелла. Выход и успешная игра в плей-офф.

Однако, если и без того сильная защита укрепилась, то нападение-то качественно не продвинулось. Судите сами.

В защиту взят лучший дефенсив тэкл НФЛ – Альберт Хейнсуорт. На драфте выбран энд обороны – Брайан Оракпо. Там же взят корнербэк Кевин Барнес. Высокий, прыгучий защитник. Одним словом, атлет. Он заделает брешь в сэкондари, которая открылась после ухода в «Нью-Инглэнд» Шона Спрингса.

А атака? Так и не усилили линию нападения (Джереми Бриджес – не в счет), которая не очень старательно защищал Кэмпбелла в прошлом году. По другим-то позициям вопросов нет. Но Джейсону требуется надежная охрана, время на раздумье.

«Вашингтон» похож на «Миннесоту». Уверенные кандидаты на плей-офф, и не только. Везде солидная оборона. Отличный вынос. Интересные ресиверы. А вот квотербэк – проблема. Причем, как в «Редскинс», так и в «Вайкингс», квотербэки находятся в идентичной ситуации. Для них это последний шанс, чтобы удержать за собой место в клубе. В противном случае им грозят увольнения и замены.

Битва за карьеру.