3 мин.

Кинорулетка: «Только представь!»

«Представь и ты услышишь» 

 

Зачастую истории о людях с ограниченными возможностями  вызывают у зрителя (слушателя)  чувства  жалости, горечи и неловкости.  И тем уникален фильм  Анджея Якимовского «Только представь»  - здесь абсолютно отсутствует подобный посыл.  Казалось бы, нам представлен  сложный - иной мир обделённых слепых детей и подростков, но режиссеру удивительным образом удаётся рассказать и показать такую историю, что чувство неловкости или жалости не возникает. Сопереживание, интерес – да!

 

 Анджей Якимовский - режиссёр и сценарист  фильма очень правдиво, без прикрас, но с потрясающей органикой (здесь снялись не актеры, а реальные слабовидящие и слепые дети) показывает нам жизнь незрячих детей их обучение и попытки адаптации к окружающей их реальности. Эта картина наполненная философскими пластами и символами вскрывает  важные и вечные вопросы - восприятия мира и любви к жизни, внутренней свободы и независимости мысли, Веры в себя и право быть не таким как все…  Кто же на самом  деле больше «ограничен» в своих возможностях и восприятии - доктор клиники или главный герой Йен?   Фильм созданный с большой теплотой  и светом  не играет на наших чувствах, но однозначно вызывает их  не оставляя равнодушным.

Да, и нельзя конечно не упомянуть о пропитанной, сотканной из солнца атмосфере города показанной в картине.  Лиссабон – полноправный герой фильма, красивые пейзажи, смешение европейского и восточного стиля в архитектуре, узкие, покрытые старинной брусчаткой улицы, знаменитые лиссабонские желтые трамваи, море, звуки города – все это составляет особый шарм. Ведь именно город так манит и  притягивает главных героев, одновременно помогая и соучаствуя в познании себя.

 

 

 P.S.  фильм открывается специальным посвящением Бену Андервуду. Бен Андервуд – американский мальчик, который лишился глаз из-за рака сетчатки в возрасте трех лет, в пять лет мальчик открыл для себя метод эхолокации, который в фильме «Только представь!» применяет Йен. Щелкая языком и слыша эхо, которое возвращалось к нему в пространстве, Андервуд мог спокойно бегать, играть в баскетбол, заниматься сноубордом, кататься на велосипеде и вести чрезвычайно активный образ жизни. Мальчик был признан одним из самых ярких примеров профессионального использования эхолокации человеком.  Анджей Якимовский лично встречался с Андервудом и был вдохновлен его примером: «мне показалось, что способы, которыми пользуются слепые людьми, чтобы ощутить окружающий их мир, очень образны и кинематографичны. Я стал изучать эту тему – и провел несколько месяцев, исследуя вопрос о пространственной ориентации и её техниках, прежде чем решился написать эту историю».