3 мин.

Кинорулетка: Потерянный уик-енд

Четырежды оскароносный фильм от семикратного обладателя золотого болвана. Когда слышишь такую фразу, начинаешь сразу искать подвох. Запросто так такие регалии не дают и просто так такие фильмы не снимают. Наверняка опять какая-то острая социальная заказуха и ЗОГМ ДРАМА! 

Да в общем-то, так и есть. "Потерянный уик-енд" это злободневно-повседневный фильм катастрофа, крик послевоенной, пост и преддепрессивной Америки о страшном пережитке Сухого закона - бытовом пьянстве. Тяжёлом, глубоком, разлагающем таком пьянстве.

Человек животное по натуре своей увлекающиеся и вредное, как осел. Если человеку говорят, что что-то нельзя, то ему сразу со страшной силой начинает этого нельзяшного хорошенько распробовать. Тем более это касается мужчин, которых вкус опасности, риска и протеста пьянит сам по себе. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века, прошедшие в штатах под тяжёлым гнетом "сухого закона", породили целое поколение молодых пропойцев, для которых виски стало чем-то намного большим, чем просто способ расслабиться вечером после тяжёлого дня. 

В сороковые и пятидесятые годы эти юноши становились уже взрослыми мужчинами, а затем и уже пожилыми господами. А тяга к алкоголю никуда не девалась, даже наоборот - с годами увеличивалась. Благо США входили в новый пояс потрясений: Вторая Мировая Война, новое поколение молодых людей - покарёженных и изуродованных. Послевоенное похмелье, переродившиеся в достаточно тяжелую социальную депрессию, период, когда бурным ростом в США расцветают религиозные секты и комивойажоры. Правительство штатов начинает потихонечку придумывать нации нового врага в лице СССР и заваливает страну ванильными пин-ап постерами, пин-ап музыкой и пин-ап фильмами. И т.д. и т.п. Этот период не принято называть в США кризисом, таким, каким была Великая Депрессия, например. Однако социальная жизнь рядового американца того периода была весьма далека от идилической. Пьянство же было одной из важных черт этой жизни.

Билли Уайлдер, идеальный кассовый режиссёр, прославившийся своими комедиями, и Рэй Милланд, статный герой-любовник, прославившийся приключенческими боевиками и сопливыми мелодрамами, несказано удивили широкую американскую общественность, внезапно создав потрясающе реалистичную бытовую драму. 

Драму про взрослого, состоявшегося сорокалетнего мужчину, писателя, талант которого до такой степени разбавлен спиртом, что теперь он способен лишь написать на титульном листе только одно единственное слово "Бутылка!", а потом, мучаясь от страшной алкогольной жажды, заложить в ломбарде самое святое - пишущую машинку. Свою кормилицу и своё орудие труда. 

Фильм, как всегда у Уайлдера наполненный резкими энергичными линиями и тенями, рисует не самую типичную для черно-белого американского кинематографа глубокую психологическую проработку характера главного героя. Чем и взял меня в своё время за живое. Драма главного героя изящно дополняется второстепенными персонажами, элегантно вплетёнными в общую сюжетную канву. А сцена-апофеоз, с лёгким даже намеком на спецэффекты, в своё время даже умудрилась меня до чертиков напугать.

Для своего периода этот фильм, что уж там и говорить, и вовсе был своим "Чёрным лебедем". Поговаривают, что вино-водочные лоббисты увидив первую версию фильма так перепугались, что предлагали студии страшную сумму в 5 миллионов убитых енотов, лишь бы зарубить показ фильма. И это у них даже почти удалось, первую ленту крутили очень ограниченным тиражом в маленьких залах. Однако бешеный успех у критиков и интерес публики в итоге вынудил прокатчиков дать фильму значительно большее количество экранов. Результатом стали феерические 170 миллионов, при пересчёте на современные суммы, долларов только лишь в американском прокате. Фильм стал настоящей бомбой и откровением. 

Я не очень люблю кино про всякие пагубные аддикции. Но если и выделять особняком какой-то особенный аддиктмуви, то "Потерянный уки-енд" безусловно мой любимый фильм такого плана. Здесь всё очень здорово, красиво, серьёзно и грамотно. Это тот самый случай, когда после просмотра фильма мне захотелось сказать что-то в духе: "Вау, это просто работа высшего класса!". И это, чёрт подери, именно так!