10 мин.

Назаров: «Игроки пошли в народ? Странный поступок»

Популярный актер высказывается о футболе редко, но емко. Так было и на этот раз. Главной темой разговора Sovsport.ru с завзятым болельщиком Назаровым стал, естественно, его любимый «Спартак».

alt

- Собеседника принято подводить к тяжелым вопросам. Спрошу, однако, «в лоб»: сезон для «Спартака» провален?

- Да. 8 очков до пятого места за пять туров до финиша — провал. Из всех целей осталась одна: красиво играть, получать удовольствие.

- То есть делать ровно то, что весь сезон не получалось.

- Временами бывало. По 15–20 минут, от силы по тайму. Есть слабая надежда, что «Ростов» из-за финансов не пустят в еврокубки, тогда 6-е место даст возможность попасть в Европу через все круги квалификационного ада. Но в том состоянии, в котором сейчас находится команда, можно и стартовые раунды не осилить.

- Жив еще в памяти «Санкт-Галлен»?

- Да и «Кошице»… С удовольствием прочел где-то: поле словацкого клуба разрыли кабаны, «Кошице» не мог играть. Такая вот месть кабанов за «Спартак».

- Бывают болельщики оптимистичные, бывают обидчивые. Чуть что: «Ходить на стадион не буду!». Себя к каким относите?

- К оптимистам. При счете 0:4 со стадиона не ухожу, как некоторые, продолжаю надеяться. Что делать, мы сидим у постели больного. Какой смысл обижаться? Печальная история: когда много лет носил корону, а потом вместо нее - простая шапка, к такому трудно привыкнуть. Это большая беда «Спартака». Как ни странно, даже Зе Луиш, недавно пришедший иностранец, сказал: нет психологии победителей. А я об этом говорю давно. В команде не осталось ни одного человека, который выиграл бы что-то серьезное, был королем в стране, обыгрывал «Реал» на «Сантьяго Бернабеу»... Они этого не понимают, не знают вкуса побед. Поход в великолепный спартаковский музей, созданный Алексеем Матвеевым, игроков немножко встряхнул. Они хоть поняли, особенно легионеры, в каком клубе играют. Но важно не только понять — почувствовать. Как? В конце интервью дам совет.

- Что помогает сохранять оптимизм? Практикуете аутотренинг: «Спартак» хороший...»?

- Я оптимист-реалист. Ясно, что играем плохо, команда не едина, футболисты часто не понимают друг друга и тренера, идет шараханье с обеих сторон. Но при этом есть факторы, не зависящие от команды. Ну вот не везет и все, например. С кем бы ни играли — везет сопернику. Для кого-то есть неудобные команды. Как «Рубин» для Динамо». Разные слухи про это ходят, и чем все закончится, часто известно еще до игры. Но почему у «Спартака» такое происходит практически со всеми подряд? Случаи везения можно пересчитать по пальцам одной руки! Колдовство? Проклятье? Не знаю. Но верю, что это существует.

- Признаете оккультное?

- От такой игры поневоле ищешь причины в чем угодно. Я даже попросил одну знакомую вычислить, кто вредит «Спартаку» с этой стороны.

- Она экстрасенс?

- Примерно. А что делать? Когда получаешь в Ростове два мяча из «вне игры», а перед этим бьешь в штангу и не попадаешь в пустые ворота, - при замечательных крепких хозяевах, не спорю, - руки опускаются. Тем более у тебя нет психологии победителя, ты несколько лузер. Вследствие всего этого команда выходит на второй тайм разобранной. Или ведем против «Зенита» 2:1. Но на 8-й минуте не удаляют Лодыгина, а потом не дают пенальти после откровенной руки Халка. И на второй тайм вы выходишь раздавленный. Потому что он должен был начинаться при меньшинстве «Зенита» и счете 3:1 в нашу пользу. А печальный опыт игры в меньшинстве против «Терека» уже был, так что на эти грабли мы второй раз вряд ли наступили бы. Такое здорово пришибает.

- Евгений Кафельников настроен к «Спартаку» куда решительнее вас.

- И уже давно. В сердцах можно всякое сказать. Но если человек действительно перестал болеть за «Спартак», значит, он и не болел за него. Я вот точно не начну поддерживать «Газовик», к примеру. А продолжу смотреть «Спартак-2», следить за нашим дублем…

- Кафельников посулил болеть за ЦСКА, если в «Спартак» придет Бердыев. Вы как относитесь к Курбану Бекиевичу?

- Предубеждение есть. При всех его заслугах Бердыев ставит не тот футбол, который близок «Спартаку». Но он дает результат. Был, однако, период, когда Бердыев заявил: «Рубин» станет играть как «Барселона». В итоге не очень получилось. Есть и другое сомнение. Не может Бердыев просто прийти в «Спартак» и стать тренером. Он должен взять все в свои руки - восточный менталитет. А куда деть тех, кто уже держит все в своих руках? Совет директоров, допустим? Сложно. А Бердыев по-другому не привык. Да и «Ростов», не надо обольщаться, совсем не «Лестер». Англичане романтики, они летят. А ростовчане больше стоят и выцеливают шанс. При этом их второй гол «Зениту» - из разряда чудес. Говорите мне, что угодно, но это была откидка мяча, а не пас Азмуну, хотя выглядело красиво. Да и гол Ерохина… Такая вот жизнь: «Ростов» играет, и ему везет. А у «Спартака» нет игры, да еще и удачи.

- Неужели после стольких лет без титулов вы бы не согласились на суховатый футбол и победы?

- Нет. Нужен сплав красивого футбола и побед. А играть только на результат… Если проводить аналогии с театром, я знаю актеров, которые играют по-бердыевски. Про великого Томмазо Сальвини говорили: восторг от просмотра «Отелло» с ним в главной роли сравним с разочарованием от повторного просмотра того же спектакля. Называю таких актеров «видеомагнитофонами». Да, они объемные, 3D, находят, как Сальвини, самые лучшие ходы, самый точный рисунок, столбят его и потом — ни в право, ни влево. Ни на йоту. С такими играть — мука и каторга.

- Почему?

- Театр, как и футбол, - живой. У тебя вчера одно настроение, сегодня другое. Быт, семья, здоровье накладывают отпечаток. Ты играешь, насколько хватает сил, и партнер должен подстроиться. Почему на сцене принято говорить тише, если у одного партнера сорван голос? Потому что зритель почувствует диссонанс. Идиоты продолжают говорить громко, но подставляют этим партнера. А в целом — весь спектакль. То же самое - в футбольной команде. Если у Граната не получается, Боккетти должен не комплексовать, а играть в полтора раза сильнее, подставлять плечо, брать на себя ответственность. И наоборот.

- История с Дзюбой и самолетом вас уколола?

- Удивила. Дзюба поступил непорядочно: попросил Аленичева взять его на борт, зная, что тренер не откажет. А Аленичев, будучи не настолько искушенным в такого рода политесе, не нашел способа красиво отказать. Потом все говорили: ничего страшного. Ну да. Только проситься в самолет, подставляя всех, не нужно было. Гаденько это и неправильно. Промес вот был честен, сказав: «Я бы его выбросил».

- У вас есть ответ на хронический спартаковский вопрос: кто виноват, тренер или игроки?

- Комплексно. При этом, полагаю, не все наши тренеры убили в себе игроков. Та же проблема, когда актер становится режиссером. Если не убьет в себе первого, у второго ничего не получится. В футболе удачных примеров — единицы. И если Титов, как пишут, лучший на поле в Тарасовке, что ему, вероятно, нравится, это плохо. Его работа — подтягивать игроков до своего уровня. А когда это невозможно, они должны делать то, что могут. Но качественно. В театре говорят: не можешь заплакать на сцене — лучше не плачь. Но не хнычь и не изображай слезы. Потому что это видно, и это погано. Бердыев почему-то нашел баланс, его команда играет цельно, или, как говорят музыканты, tutti. А в «Спартаке» налицо разрыв в классе между игроками.

- Бердыев и «Спартак» может привести к общему знаменателю, разве нет?

- Может. Придет — и приведет. Но он не знает, что его тут ждет. Одно дело, болельщики прихода Бердыева побаиваются. Другое — ему самому придется испугаться.

- Чего? Клуба?

- Да. Даже если де-юре ему дадут всем рулить, де-факто так не будет. Есть вещи, которые существуют независимо от твоей воли. Вот езжу, допустим, на гастроли после сериала «Кухня», и многие думают, что я повар. Приходится объяснять: существует такая профессия — артист…

- Захотелось пошутить. Некоторые команды приезжают на гастроли, и про них думают, что там собраны футболисты.

- Я ведь в ответ на вашу иронию могу и по журналистам пройтись.

- Давайте.

- Уже лет пять стараюсь не общаться со СМИ, исключение делаю только если интервью про «Спартак». А вообще вам, журналистам, когда идете учиться на журфак, надо сразу внушать: на выходе обязаны стать стервятниками, питаться падалью. И вы должны с этим согласиться. За границей большой отсев с первых курсов обучения, люди не выдерживают такой перспективы. А у нас не предупреждают. И наступает тяжелое прозрение: для карьеры следует опубликовать что-нибудь остренькое, желтенькое, дурно пахнущее, иначе не реализуешься в этой сфере. Единицы умудряются пройти по грани, не уронив чести. Остальные — стервятники. При этом часто делают вид, что порядочные. Подглядывают за чужой жизнью, дежурят под окнами, правят интервью так, что появляется совсем другой смысл. И публика это пожирает, зачастую веря.

- Против «Локомотива» не сможет сыграть Боккетти. Какая пара из четверки Макеев-Гранат-Пуцко-Кутепов вас меньше пугает?

- Если договорятся с Кутеповым — он и Пуцко, наверное.

- Вы серьезно?

- С Гранатом боязно, а эти хотя бы играли вместе. Кутепов прошел всю предсезонку, но теперь играет не за основу, а за «Спартак-2». Странно. Значит, есть недоговоренность о продлении контракта, о деньгах. Или вот Митрюшкин, лучший вратарь Европы у нас не играет почему-то. А мы присматриваемся к Селихову. Не все мне тут понятно.

- Не странно ли, что от ухода среднего защитника Таски затрясло целый «Спартак»?

- Это не в первый раз. Не может команда зависеть от одного человека. А ведь так уже было, когда мы потеряли «золото» из-за ухода Быстрова. Нечестная, грязная и даже подлая ситуация как со стороны «Зенита», так и со стороны игрока.

- Шпилек много получаете от коллег по цеху по поводу нынешнего «Спартака»?

- Я сейчас, слава богу, служу в Московском художественном театре имени Чехова, где кроме полутора динамовцев и зенитовцев нет других адептов этих коллективов физкультуры. А в театре Российской Армии было сложно: тем почти все, начиная с Владимира Зельдина, болели за ЦСКА. Такое закаляет. Помню, как-то мне из-за кулис злорадно показывали счет матча «Спартак» - «Арсенал», который шел параллельно со спектаклем - 0:1. Потом, правда, пришлось показывать мне 1:1, 2:1, 3:1, 4:1... Спектакль я тот отыграл, летая.

- «Виноватых» в «Спартаке» затронули. Следующий вопрос — что делать?

- Во-первых не упираться в обещание расстаться с тренерами. Невозможно за год наладить игру. Подозреваю, что и у Бердыева, который, как считается, ее наладил, игра ненадолго. Она в «Ростове» пока не болтами свинчена, а скреплена шпильками, после сезона может рассыпаться. Пожарный вариант: в «Спартак» приходит тренер и дает временный сезонный результат никому из болельщиков не нужна, по большому счету. Я мечтаю о гегемонии «Спартака»! И рад, кстати, вылету «Барселоны» из Лиги чемпионов. Испанцы шли к тому, чтобы выиграть две Лиги подряд. Не дошли. Значит, эта вершина дождется «Спартака». Оптимистично?

- Футуристично.

- Для этого понадобятся огромные изменения в составе, да.

- Промеса собрались «подписывать» до 2018 года с отступными в 35 миллионов евро. Вряд ли он наберет в России такую стоимость. Зато может потерять мотивацию, понимая, насколько он здесь завис.

- Исключать нельзя. Но пока единственный человек в «Спартаке», который носится все 90 минут, это Промес. Жив в нем, видимо, атавизм под названием «совесть».

- На Euro-2016 собираетесь?

- Сборную смотрю, но волнует она меня меньше, чем «Спартак». Во Францию не поеду и другим не советую: не исключены какие-нибудь нехорошие акции, лучше не рисковать. Да и сборная до прихода Слуцкого столько чудила, столько издевалась над родиной, что симпатии возвращаются с трудом. Но смотрю, конечно. С долей иронии. Такой, как на матче «Спартак» - «Мордовия», где на наших иронично смотрел весь стадион. Насторожило, кстати, что команда после игры беспрецедентно пошла в народ. Зачем? Что игроки могли объяснить или услышать? Странный поступок. Ясно, что у ребят болело, расстроились. Но отвечать за плохой футбол надо не на фанатском секторе, а на поле.

- Какой совет «Спартаку» вы хотели дать в начале разговора?

- Слова не мои — Ницше. «Если у тебя не осталось ни одной лестницы, залезай на свою голову. Как иначе ты сможешь забраться наверх?».

- Пытаюсь представить. Получается не до конца.

- Как сказано, так и трактуйте. Если очень надо, а другого пути нет… Мне помогло, когда был в жизни сложный период.

Источник: Советский спорт