3 мин.

Эволюция красно-белых

В московском Спартаке сменилось множество тренеров за последние несколько лет, но не при одном из них команда не играла в футбол с позиции силы настолько основательно. Да, мы можем вспомнить великолепную диагональную подстраховку защитной линии времен Невио Скалы или, скажем, убийственные стандарты «по-старковски». Но ни то, ни другое не натягивало нерв игры до предела – не заставляло дергаться правый глаз от восторга.

Мы помним Федотовский пионер-отряд, как салат из мальчишеского задора и куража, приправленного тренерским доверием. Это было временами здорово, чаще - нервозно и сумбурно. Но это было по-настоящему; вот такой «Спартак» – искренний и добрый, играющий для болельщиков – был любим всеми. Период тот был слишком короток, но он остался в памяти болельщиков, как одно из немногих светлых пятен в биографии команды начала века. Ведь реалии таковы, что там, где кураж считается базисом, нет места солидности.

В унисон попыткам болельщиков отделаться от воспоминаний, от того шлейфа, что остался от трех брутально-невыносимых букв - «ССЧ», пришлось назначение В. Г. Карпина на пост гендиректора клуба, который тут же дал понять, что его не устраивает положение дел в команде. И вектор был задан – и. о. главного тренера тут же был назначен приверженец комбинационного футбола, а от австрийского душка не осталось и следа.

И с тех пор команда развивалась лишь в заданном направлении. Прогресс как в игре отдельных персонажей, так и в игре команды вцелом был налицо. Каждый новый тур болельщики встречали как прикосновение волны после солнцепека.

Затем был «второй сезон».

Вторым он был и для тренера, и для ряда игроков. «Второй» здесь - это ведь не просто порядковый номер. «Второй сезон» - это преобразование полученных знаний и эмоций - в навык, это готовность не опустится ниже планки, заданной прошлым сезоном, и способность к прогрессу. Здесь обычно говорят об основательности и солидности.

Но начались ожидаемые проблемы. Их природа понятна. Ну, не было у бывшего футболиста и еще год назад отличного бизнесмена за спиной опыта планомерного строительства команды. Как это умеет, например, Хавьер Ирурета. Зато у него было желание учиться и осознание того, что он хочет.

Знаете, есть такое дело – когда земля шатается, есть два пути – ползти или лететь. Карпиным было выбрано лететь. Но нынешний «Спартак» оказался не готов к полету, и нужно было в авральном порядке спускаться с небес на землю.

Я долго думал, почему команде не удается привить полноценный комбинационный футбол. Впрочем, для полноты картины не хватало лишь финальной части атаки, той самой, которая основывается на импровизации и творчестве собственно футболистов. И, тем не менее, без этой части показываемая игра выглядит исключительно академично. В гандболе такое наказывается свободным ударом за пассивную игру. Но тогда встает вопрос: могут ли футболисты? Очевидно, что могут. Матч в Нальчике обозначил, что проблема носит сугубо психологический характер – ведь когда команда вела в два мяча, мы увидели и игру в одно касание, и стеночки, и забегания. Пути решения просты – необходимо обретение уверенности в своих силах и вера в силы партнера.

Здесь на первый план выходит реакция тренера. И она незамедлительно последовала. Единственным путем к обретению уверенности является серия удачных игр – обязательно побед. Для достижения этой локальной цели идеально подходила контратакующая манера игры, в которой красно-белые преуспели в прошлом сезоне.

На сегодняшний момент мы имеем две игры «на ноль» кряду и небезосновательные надежды на светлое будущее.

В. Г. Карпин пришел в «Спартак» на стыке эпох. Более того – он и есть сама эпоха. За два года пребывания в команде Карпин сумел сделать главное – он посодействовал изменению взглядов на футбол владельца клуба Леонида Федуна. Как следствие – тот самый пресловутый «чистый чек», который, как мы убедились, действительно, существует, хоть и с некоторыми оговорками.

Кредит доверия тренеру обнадеживает тем, что мы и дальше будем наблюдать процесс преображения обычного идейного бойца за возрождение спартаковских традиций Валеры в специалиста с большой буквы Валерия Георгиевича Карпина.