16 мин.

Во что играет «Спартак» Карреры

Аналитический взгляд на игру «Спартака» в четырех сыгранных матчах при Массимо Каррере. Фактор командной организации как основная причина стартового успеха москвичей в чемпионате.

alt

Философия Карреры

В одном из первых интервью сразу после назначения главным тренером «Спартака» Массимо Каррера вкратце обозначил тактические принципы, которые должны являться основой его игровой философии. В отличие от Дмитрия Аленичева итальянский специалист не употреблял сочетания «красивая игра» и «зрелище» в каждом втором предложении, излагая пространные монологи, а емко обозначил 3 основных тактических компонента, которые хотел бы видеть: организованная оборона; интенсивность; пространство. При этом все компоненты рассматривались Каррера в единстве: организованная оборона позволяет обеспечить пространством нападение. А там, где есть пространство – есть скорость. 

Еще один момент, который был отмечен – это неприятие тренером стиля «тики-така», продолжительного контроля над мячом. Тем не менее, в первых 2х матчах под руководством Каррера «Спартак» значительно больше соперников владел мячом (62% против «Крыльев» и 60% против «Рубина»), что могло натолкнуть на мысль о противоречии. Однако противоречия не было. Отсутствие инициативы у соперников к прессингу вынуждало «Спартак» долго готовить атаки в центре поля в попытке открыть пространство в атакующей трети. После того, как пространство было создано, игра «Спартака» обретала интенсивный характер. Непосредственно на чужой половине для красно-белых были не свойственны затяжные розыгрыши. Хотя команда для создания остроты применяла преимущественно короткие и средние взаимодействия, их характеризовала динамика. Сама длительность владения никоим образом не роднила стиль игры команды с «тики-такой». 

Уже в следующих двух встречах в игре «Спартака» наблюдалась тенденция к снижению продолжительности владения (по 51% владения в играх с «Краснодаром» и «Анжи»). Это вряд ли стоит связывать с изменениями в схеме (переход с 5-3-2 на 4-4-1-1), а в первую очередь стоит учитывать фактор игры соперника.  «Краснодар» в прессинге действовал более рискованно, чем предыдущие оппоненты «Спартака», что приводило к растянутости «быков» по полю и возникновению зон для развития атаки москвичами. В таких условиях длительная подготовка атаки «Спартаку» была не столь необходима.

Что касается матча с «Анжи», то в этом поединке «Спартак» значительную часть времени превосходил соперника во владении (56% до 75й минуты). А резкое снижение продолжительности контроля совпало с удалением Ещенко (в последние 15 минут матча красно-белые владели мячом всего 30% времени).  

Но вне зависимости от того, кто «Спартаку» противостоял, какую схему избирали москвичи, и как стратегически вел себя соперник, для красно-белых во всех 4х сыгранных поединках при Каррера было характерно единство в стиле и методах построения игры, которые были сформулированы изначально – организованная оборона, интенсивность, пространство. 

Принципы организации атаки "Спартака" в схеме 5-3-2/5-3-1-1. Фернандо как свой Пирло

В первых двух матчах Каррера использовал привычную для себя по работе в «Ювентусе» и сборной Италии систему с 3мя центральными защитниками (5-3-2 против «Крыльев Советов» и 5-3-1-1 против «Рубина»). При этом «Спартак» с этими командами единили не только схемы, но и принципы их реализации на поле. Ключевые роли в развитии и завершении атак привычно для итальянских систем отводились нападающим и латералям, а организационные - центральным защитникам и опорному хавбеку.

На краях центра обороны располагались достаточно созидательные и техничные Боккетти и Таски (что было свойственно и для игр при Аленичеве по этой схеме), тогда как новичок команды Фернандо занимал позицию над тройкой обороны. Именно это трио формировало фундамент атак «Спартака». При этом Фернандо выполнял роль классического реджисты и по своему функционалу стал для москвичей своим Пирло, управляя игрой из глубины. В поединках против «Крыльев» и «Рубина» полузащитник выполнял в среднем 83 паса, очень часто создавая беспокойство для обороны соперника нацеленными забросами за спины защитников на скоростных Промеса, Зе Луиша или Мельгарехо.

Организационная роль Фернандо заключалась в доставке мяча диагональными передачами на фланги, где  крайние защитники занимали высокие позиции, либо в прямой доставке мяча нападающим через центральную зону. Все достаточно просто и привычно для такой схемы. 

Основные направления конструктивных передач Фернандо

Основные варианты направления передач Фернандо при развитии атак

Если соперники организованно перекрывали Фернандо, лишая «Спартак» возможности комбинировать через бразильца, инициатива в организации переходила центральным защитникам. Боккетти и Таски часто демонстрировали решительность в начале атаки, применяя ведения мяча на чужую половину через открытые полу-фланговые зоны. Эти участки логично упускались соперниками из-под контроля из-за необходимости сохранять компактность на своей половине. Крайние защитники «Спартака» и центральные полузащитники, выдвигаясь в высокие позиции, создавали необходимую плотность в зоне соперника, что требовало от оппонента больше дисциплины в обороне. 

Закрытый Фернандо и начало атаки через Боккетти

При этом мяч от Боккетти и Таски имел тот же путь, что и от Фернандо - диагонально на фланг или напрямую форвардам в зону перед защитой соперника. 

Скорость на флангах

Когда мяч направлялся на фланг, «Спартак» обычно не имел проблем с пространством. Узко располагавшийся в обороне оппонент без дополнительных усилий «Спартака» открывал крайние зоны, что способствовало дальнейшей динамике москвичей. Для команды было характерно либо сразу резкое завершение атаки хлесткой подачей с фланга от Комбарова или Ещенко, либо скоростной розыгрыш в парах. Поддержку крайним защитникам оказывали Глушаков слева и Зобнин справа. При этом розыгрыши не отличались изобретательностью. При наличии места для разбега она и не требовалась. Все сводилось к выводу мяча за спину крайнему защитнику соперника, куда по ситуации вбегали или крайние защитник или центральные полузащитник в последующем переводя атаку в решающую фазу. 

Здесь любопытно говорить о действиях «Спартака» в штрафной площадке в момент завершения. Так как ставка москвичей была на стремительность атаки через фланги, то команда обычно не успевала насыщать игроками ключевую зону завершения комбинации. В штрафную за счет позиции вбегали только форварды, или форвард и атакующий полузащитник.

В таких условиях, достаточно сложно выходить на удар, когда защита соперника успевает выстраиваться по линии подачи в пределах штрафной. Поэтому важность обретала игра без мяча этих атакующих «Спартака». Типичным было для москвичей использование скрещиваний, когда один из игроков совершал рывок в сторону ближней штанги, а другой – в сторону дальней. Это значительно упрощало «Спартаку» задачу завершения, поскольку требовало от соперника быстрых перестроений, которые в силу динамики эпизода не всегда проходили организованно. 

Скрещивание Попова и Промеса в завершении атаки с фланга

"Скрещивание" Попова и Промеса в завершении фланговой атаки "Спартака"

Быстрые смещения линий обороны соперника в сторону активного фланга и блокировка в этих зонах крайнего защитника и центрального полузащитника «Спаратка», требовали от москвичей альтернативных решений по продолжению атаки. И эти решения обеспечивал Фернандо. Опорный полузащитник выдвигался высоко по полю в центральной зоне и регулярно действовал в открытой позиции. Как правило, его выдвижения следовали уже после того, как соперник опускал полузащиту ниже линии мяча. Без помех Фернандо осуществлял смену фланга «Спартака», что позволяло сохранять темп атаки, либо переводил комбинацию в фазу завершения по центру умными проникающими передачами. Пара нападающих москвичей при поддержке одного из центральных полузащитников группировались на узком пространстве при передачах Фернандо и тогда начинался приятный для болельщика мелкий перепас с игрой в касание. 

Проникающая передача Фернандо в зону перед защитой соперника

Проникающая передача Фернандо между зонами соперника после смены направления атаки "Спартакам" справа в центр

Работа над созданием пространства

Именно регулярность комбинаций в 1-2 касания в решающий момент атаки в каждом из матчей при Каррера моментально сделала его фаворитом болельщиков «Спартака» и усилила веру в светлое будущее, несмотря на неопытность специалиста. При высокой частоте фланговых атак, красно-белые показали себя командой интеллектуальной и умеющей взламывать оборону оппонента через самую неприступную для этого центральную зону. Через центр «Спартак» завершил атаками 20% своих позиционных атак – это чуть меньше, чем каждым из флангов в совокупности (24%), и забил 3 гола (столько же, сколько каждым из флангов).

Успех в комбинациях через центральную зону москвичей в первую очередь зависел от действий центральных полузащитников над созданием пространства.  Глушаков и Зобнин проделывали большой объем работы в перемещениях, открывая мячу путь к штрафной площади соперника. За счет диагонально-поперечных смещений они уводили с позиций опекающих их игроков полузащиты оппонента, позволяя Фернандо и центральным защитникам «Спартака» доводить мяч нападающим напрямую. При этом позитивным моментом была синхронность в атакующих перемещениях «Спартака». Когда центральный полузащитник создавал зону для движения мяча, один из игроков атаки (обычно Зе Луиш или Попов) непременно вставал в коридор для паса центрального защитника или Фернандо. После чего – «дух, стеночки, забегания». 

5-3-1-1 &quout;Спартака&quout; с ромбом в полузащите. Зобнин отводит оппонента и создает коридор для передачи Таски. Одновременно с маневром Зобнина открывания между блоками соперника осуществляет Попов.

Отвод соперника со стороны Зобнина и созданный канал для передачи, в который синхронно открывается Попов

Завершение атаки пасом в касание от Попова вбегающему за спины защитников Промесу

Завершение атаки пасом в касание от Попова на вбегающего за спины защитников Промеса

Отличие систем 5-3-2/5-3-1-1 и 4-4-1-1 "Спартака"

Подобные розыгрыши мяча и работа над созданием пространства для «Спартака» была характерна и после перехода со схемы 5-3-2 на схему 4-4-1-1. При этом организационно «Спартак» несколько изменился. Прежде всего, стоит отметить, что влияние на игру Фернандо стало значительно ниже. Объем выполняемых им передач сократился в 2 раза. В большей степени он выступал как игрок, позволяющий схеме расширятся. Часты были отходы Фернандо между центральными защитниками в начале атаки, что способствовало ситуативному построению 3-3-3-1. Центральные защитники занимали позиции как в схеме 5-3-2 ближе к флангам, а крайние защитники при этом уверенно выдвигались на чужую половину. Такие маневры Фернандо были более характерны в те моменты, когда «Спартак» начинал атаку от ворот коротким вводом Реброва, но периодически возникали и в центре поля. 

Расширение схемы &quout;Спартака&quout; в 4-4-1-1 за счет отхода Фернандо между центральными защитниками

Но чаще в центре поля он располагался строго над централами защитниками. Так как Глушаков больше работал на полу-флангах (чаще левом), а не в центральной области, в таких условиях соперникам было проще перекрывать позицию бразильца. И в этом кроется негативный фактор снижения влияния на игру Фернандо в схеме 4-4-1-1 по сравнению с 5-3-2, когда наличие трех игроков центра обороны упрощало создание пространства для Фернандо за счет изначальной ширины и глубины, которую создавал дополнительный игрок.   

 При этом организационные функции центральных защитников сохранились. Однако в схеме 4-4-1-1 «Спартак» значительно активнее использовал левую часть поля, за которую отвечал Боккетти, нежели правую. Связано ли это с отсутствием Таски, либо это независимый план Карреры, еще предстоит узнать, когда немец вернется в строй. Но факт в том, что Кутепов начинал атаки пасами вперед значительно реже Боккетти (в среднем 65 пасов у Боккетти, 44 у Кутепова). 

В остальном принципы построения игры были теми же. Атакующий полузащитник и форвард стремились открываться в коридоры между игроками средней линии соперника, которые возникали у оппонента либо в силу нарушения компактности, либо за счет работы Глушакова. Первый гол забитый в ворота «Анжи» можно назвать характерным для «Спартака» в текущем сезоне.

Проникающая передача Боккети между зонами соперника на Зе Луиша
Решающий пас Зе Луиша на Джано в матче с &quout;Анжи&quout;

Голевая комбинация "Спартака" в матче против "Анжи"

Но здесь все же стоит обратить внимание на пару деталей. Так как «Спартак» утратил «лишнего» игрока в центре поля, дополнительно функции по работе над созданием пространства были перенесены на атакующего полузащитника. В таком случае, позицию рядом с нападающим компенсировал смещением с фланга Промес. Это позволяло команде всегда иметь потенциал для создания ситуации как минимум 2 в 1 против одного из защитников соперника, что является ключевым при Каррера. 

Попов смещением создает коридор для передачи. Промес &quout;удваивает&quout; нападение. Таким образом Боккетти имеет шанс начать привычную для &quout;Спартака&quout; атаку, но предпочитает диагональ на Ещенко

Попов отводит опорного полузащитника с позиции. Промес "удваивает" нападение, открываясь в канал для передачи, но Боккетти предпочитает диагональ на Ещенко

Второе, что можно отметить, это функции Зобнина. Располагаясь на фланге, он фактически выполнял функции ложного игрока этой зоны. В большей степени Зобнин был нацелен на смещения в полу-фланг и открывания в коридорах между центральными и фланговыми полузащитниками соперника. По сути Роман дублировал Глушакова, когда тот располагался в центральной зоне в паре с Фернандо и совместно с бразильцем ориентировал опеку игроков центра полузащиты соперника на себя. 

alt

Маневры Зобнина в полу-фланг позволяли "Спартаку" осуществлять транзит мяча из зоны защиты к зоне нападения, либо открывать между линий оппонента атакующего хавбека, когда соперник был вынужден перестраивать свой центр поля в сторону Зобнина.  

Смещение Зобнина в полу-фланг и варианты для развития атаки

Что касается фланговых атак, то им был привычен тот же динамизм, что и в 5-3-2. Единственное, в схеме 4-4-1-1 функции крайних защитников были не столь агрессивными. В большей степени они выступали как игроки поддержи, а не атаки, занимая чуть более глубокие позиции при начале комбинаций и вбегая в атакующую зону уже по ходу розыгрыша. Комбинации также проходили в парах (крайний защитник – крайний полузащитник) либо при дополнительном участии атакующего полузащитника или Зе Луиша. Последним чаще были характерны подключения к розыгрышу именно на скорости – в зону между фланговым и центральным защитниками соперника, а не позиционные перемещения, что способствовало темпу «Спартака». В завершении же «Спартак» привычно насыщал штрафную площадку 2мя игроками с той разницей, что пару могли составлять как форвард и атакующий хавбек вместе, так и по-отдельности с кем-то из фланговых полузащитников. 

Вбегание Джано на фланге между защитниками соперника под пас Промеса

Принципы обороны

Интенсивность игры «Спартак» поддерживал не только за счет темпа атак и продуманных перемещений, но и за счет организованной командной работы в контрпрессинге. Для красно-белых было свойственно моментальное вступление в отбор большими силами. Причем на оборону работали все линии, включая Зе Луиша, который демонстрировал высокий уровень работоспособности в давлении на защиту. Тогда как остальные партнеры лишали соперника пространства в зоне мяча, блокируя короткие и средние связи и понуждая к пасам назад, нападающий интенсивно выбрасываясь на оппонентов заставлял их выбивать мяч в центр поля, что и требовалось «Спартаку» для возврата владения. Защитники команды уверенно вели верховую борьбу, тогда как игроки центра полузащиты быстро сокращали промежутки с ними, лишая соперников шансов на свободный подбор. 

Контрпрессинг &quout;Спартака&quout;
Фернандо и Глушаков быстро отходят назад в сторону защиты, сокращая расстояния между линий и лишая соперника шансов на свободный подбор после выноса мяча

В позиционной обороне «Спартак» прессингу предпочитал организацию. Команда вне зависимости от схемы стремилась к компактности по ширине и глубине в средней зоне, практически не обозначая давления на соперника при начале атак. 

Компактность &quout;Спартака&quout; в 4-4-1-1
Компактность &quout;Спартака&quout; в 5-3-2

Подобная организация обороны была направлена на перекрытие сопернику основных каналов для развития атаки по центру. Наличие пространства на фланге, которое давал «Спартак» было ложным. Направления мяча соперником в края было именно тем, что и требовалось москвичам для отбора. Как только мяч оказывался во фланговом секторе, команда организованно приступала к прессингу. Ключевые роли в зависимости от схемы отводились крайним и центральным полузащитникам. Именно от скорости их смещений в сторону фланга в последующем зависел командный отбор. Обеспечивая блокировку принимающего мяч во фланге соперника, они замедляли атаку противника, что давало время остальной команде сместить линии в сторону мяча, не допуская значительных разрывов между игроками.

Смещение линий &quout;Спартака&quout; в сторону фланга. Коллективный прессинг

Выводы

«Спартак» при Каррера представляется организованной командой как в атаке, так и в обороне. Причем организации специалисту удалость достичь в достаточно сжатые сроки. Каждое отдельное смещение игроков в разных фазах игры не проходит в отрыве от коллективных взаимодействий, что является ключевым фактором стартового успеха.

 Однако это не говорит о том, что «Спартак» безошибочен и безпроблемен. Недочеты в игре «Спартака» по-прежнему есть, но в большей степени они связаны с игрой отдельных исполнителей и с личностными недостатками.

 Но коллективно «Спартак» действует эффективно (что и позволяет нивелировать индивидуальные огрехи). Отражением этого является всего 1 пропущенный мяч в 5ти встречах и лидерство в РФПЛ по многим основным статистическим компонентам игры (чаще всех идут в борьбу и лучше всех ее ведут – 182 единоборства за матч, 55% успеха; 2й показатель по точности острых пасов (в голевые ситуации) – 54%; чаще всех бьют – в среднем 18 ударов).

Однако стоит учитывать, что «Спартак» еще не встречался с командами, применяющими смелый и агрессивный прессинг, сопряженный с высокой частотой борьбы. Из 4х соперников «Спартака» при Каррера, только «Краснодар» высоко  встречал атаки красно-белых, однако «быкам» не хватало интенсивности. Зачастую краснодарцы лишь обозначали давление, но не демонстрировали частоты отборов. Это позволяло «Спартаку» свободно выводить мяч вперед за счет организованных перемещений даже в условиях давления. Тем не менее, москвичи все же были склонны к ошибкам (можно вспомнить обрезы Зобнина), что приводило к потенциально острым контратакам соперника.

Каким будет «Спартак» в условиях плотной борьбы, диктуемой соперником пока не ясно. Вне зависимости от тренера, прежде у красно-белых возникали игровые проблемы именно в матчах, в которых соперник был решителен в прессинге и коллективном отборе. От того, как москвичи будут действовать в неблагоприятных для себя условиях борьбы, зависит фактор их последующего успеха, поскольку многое в организации завязано на первой линии (центральные защитники и Фернандо). И ближайшая встреча с «Локомотивом» для понимания перспектив «Спартака» в нынешнем сезоне как нельзя кстати. Организация организацией, но известный постулат «кто выигрывает борьбу, тот выигрывает матч» никто не отменял, а настроить на борьбу свои команды Семин всегда умел.

 В материале использовалась статистика InStat Football