3 мин.

Сборные России

За последнюю неделю нашу страну постигла целая серия спортивных потрясений: баскетбольная сборная выиграла Евро-2007, волейбольная тоже билась в финале своего Евро, женская теннисная в очередной раз завоевала ФедКап. И только футбольная в этот ряд совсем не вписалась… Лишний раз напоминать не буду.

Победу баскетбольной сборной отмечу особо, потому что в ее игре проявилась важнейшая черта – вся команда была командой единомышленников, а это то, чего мечтает добиться любой тренер. В футболе это иногда называют эффектом «счастливой скамейки». Эта формула выработана давно и означает, что в большей степени необходимо разговаривать не с игроками стартового состава (с ними и так все понятно – они выходят и играют), а с теми, кто всегда остается на скамейке запасных. Как ни парадоксально, но именно те, кто не играет, очень часто оказывают чрезмерное влияние на конечный результат. Несчастливый человек на скамейке – это, как правило, ложка дегтя в общекомандной атмосфере.

Меня потрясло, как эта проблема нашла свое решение в сборной у Дэвида Блатта. Потрясло, как по ходу всего турнира игроки, даже не снимавшие тренировочных костюмов, в едином порыве вскакивали со своих мест, болели, переживали, бурно гнали партнеров вперед. Это важно не только для единства командного духа, но потому, что эти люди, все равно, как будто бы находятся внутри команды, а значит, в любое время готовы выйти на площадку и помочь. Например, Понкрашов – железный запасной, на мой взгляд. Но в финале отлично вошел в игру, реализовал несколько важных бросков, удачно оборонялся. То есть он не горевал не скамейке, не думал «почему тренер так несправедлив». Вместо этого искренне он переживал вместе с командой все происходящее и в конечном итоге стал одним из героев случившегося чуда. Это абсолютная заслуга тренера.

Почему я об этом говорю? Мне кажется, в нашей футбольной сборной сейчас похожая обстановка. Когда Аршавин говорит, что в команде нет человека, который бы плохо относился к Хиддинку, я считаю, это огромное достижение тренера. Кто-то может не согласиться: что это, мол, за достижение, достижение – это когда тактика выстроена, игровая модель, микроциклы разработаны… На самом деле практика показывает, что создание команды единомышленников, создание «счастливой скамейки», когда каждый готов в любой момент включиться в игру и полностью выложиться, по крайней мере, сопоставимо по своей сложности с основными методическими задачами тренерской работы. Думаю, западная тренерская школа в данном аспекте посильнее нашей, поэтому у Блатта и Хиддинка это хорошо получается.

Что касается игры волейбольной сборной, то здесь бы я отметил такой аспект, как вера в человеческий фактор. Правда, у этого фактора есть сильная обратная сторона – если тренер «поставил не на ту лошадь», то он точно ничего не выиграет. В команде Алекно есть два ярких лидера – Хамутцких и Полтавский. Насколько я понимаю волейбол, что бы ни происходило в матче, они всегда оставались на площадке. Однако в финальном поединке игра у обоих не очень задалась, что сразу же подвело всю команду. Это тоже тренерский выбор, и я абсолютно уверен, что Алекно делал этот выбор более чем осознанно.

У Хиддинка тоже есть люди, которым он доверяет достаточно стабильно и почти независимо от состояния – Аршавин, Билялетдинов, Жирков, Семшов. Но футбол не настолько замкнут на одном человеке, как волейбол. Я часто повторяю тезис о том, что основная задача футболиста – быть гарантированно полезным на поле. Если что-то не получается в атаке, можешь попробовать себя, например, в отборе, в подыгрыше, то есть грамотно оценив свою текущую готовность, можешь вовремя перестроится. В волейболе такого нет. Хамутцких никак не мог отказаться от того, чтобы делать вторую передачу, а Полтавский – от того, что он должен вколачивать мячи в площадку соперника. В футболе вариативности больше, и футбольному тренеру в этом смысле, думаю, полегче.

Зато и баскетбольная, и волейбольная команда опережают нашу футбольную во всем, что касается значения личностей. Например, Полтавский получает приз MVP чемпионата Европы. То есть, по сути, он – лучший игрок Европы! Андрей Кириленко – тоже MVP, то есть тоже лучший игрок Европы! Представляете, если б в нашей футбольной сборной играл лучший футболист Европы! Средний уровень наших волейболистов и баскетболистов, как мне кажется, вполне сопоставим со средним уровнем наших футболистов. Но если при этом у нас в стране родились бы два-три игрока, способных стать лучшими на континенте, наша сборная могла бы решать совсем другие задачи. Почему они не рождаются? Для меня это слишком сложный вопрос.