Дети до 16: окончание

Очень сожалею, что в последних двух заметках предпринял попытки подробно ответить на ряд вопросов, возникающих в комментариях к моим текстам. Полученный опыт считаю неудачным. Изначально я планировал рассказывать в этом блоге больше о теоретических аспектах игры, не сбиваясь на конкретные имена и ситуации. Однако поддался эмоциональному искушению вступить в заочную дискуссию с некоторыми из читателей, вследствие чего весь блог потерял свой оригинальный стиль и замысел. Уверен, что подобные эксперименты более неуместны.

Теперь – о том, как тот же самый процесс организован за границей. Я специально изучал данный вопрос, потому что эта тема мне всегда была близка и интересна. Итак, в Англии, например, запрещено брать футболиста в школу, если до этой школы ему нужно добираться больше полутора часов. То есть селекция осуществляется в территориальном радиусе максимум 60-70 километров. В противном случае футболисту в приеме в школу отказывают, поскольку считается, что ребенок, столько сил тратящий на дорогу, не может полноценно тренироваться, а значит, ущемляются его права. Соответственно не существует и системы интернатов, так как ребенок постоянно живет дома, приезжает только на тренировки и потом опять же домой возвращается. При этом, понятное дело, он продолжает учиться в своей школе и получать нормальное полноценное образование, которое на Западе зачастую является приоритетом перед всеми остальными занятиями. Хороший футболист – это образованный футболист.

В Англии запрещено брать футболиста в школу, если до этой школы ему добираться больше полутора часов

Во-вторых. Хороший футболист – это воспитанный футболист. Если ребенка все-таки привозят издалека или даже из другой страны, то его обязательно привозят вместе с семьей. Ведь полноценное воспитание можно получить только в семье и больше нигде.

В-третьих. Примерно до пятнадцати лет они тренируются три-четыре раза в неделю и играют за неделю всего лишь одну игру. Никаких ежедневных двухразовых тренировок, никаких сумасшедших объемов – ничего этого нет.

В итоге они получают образованного, воспитанного и горячо любящего футбол человека, который только-только почувствовал вкус настоящей игры. По-моему, идеальные стартовые позиции. А у нас – необразованная, невоспитанная, несформировавшаяся личность, люто ненавидящая то, чем ей приходится заниматься. И как вы думаете, у кого больше шансов добиться успеха?

Поэтому я считаю, что наша система – ужасающая. Да, мы выигрываем детско-юношеские соревнования. Да, по таланту и одаренности мы ничем не уступаем зарубежным футболистам. Но посмотрите, как легко все это теряется!

Вернемся к тому, что я рассказывал в первой части о Романе Адамове. Уверен, что если бы у него в юношеском возрасте был другой режим работы, он бы все равно вышел свой пик, но это было бы не к семнадцати годам, а, может быть, где-то к двадцати. Зато он шел бы к нему спокойно, планомерно, не позволяя футболу приедаться.

Двадцатилетний футболист – уже старый!

По этой причине юношеские соревнования в Англии проводятся вплоть до 23-х лет. Причем это не дубль основы. Это так называемые юношеские команды, которые существуют в каждом клубе. А у нас, если футболист в 20 лет не проявил себя в турнире дублеров, ему говорят, что он не подходит, старый уже. Двадцатилетний футболист – старый! Представляете, какая разница в подходах. У них же огромное количество примеров, когда футболисты начинают играть в 23-25 лет. В этой связи я твердо убежден, что на сегодняшний день абсолютно правильна именно «западная» модель, в то время как система интернатов себя полностью изжила.

Для пущей наглядности еще один пример. Вот у московского «Спартака» одна из лучших в стране школ. Однако подавляющее число ее известных выпускников – это москвичи. Титов, Ребко, Дзюба, Торбинский (который в детском возрасте в Москву переехал) и т.п. Из действительно иногородних я только Шишкина могу вспомнить. О чем это говорит? О том, что москвичи более талантливы, чем иногородние? Нет. Более того, как правило, бывает наоборот, поскольку в Москву из регионов попадают только по-настоящему одаренные мальчишки. Это подтверждает лишь то, что больше шансов на успех у ребят, получающих нормальное образование в хороших школах и живущих не в интернатах, а в своих собственных семьях – то есть, воспитанных по той модели, которую предполагает зарубежный подход.

Уверен, мало кто когда интересовался этой темой, а посему мне бы хотелось надеяться, что мой рассказ кого-то, возможно, заставит над ней задуматься. И теперь в ответ на призывно-патриотические крики – «а где же наша перспективная молодежь?» – у вас будет достаточно интересной информации, чтобы порассуждать более чем предметно.

О Самаре и «Крыльях» расскажу позже, когда ситуация обретет большую конкретику.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Футбология
Популярные комментарии
Iogan Kroif
0
Прочитав эту статью, я понял, что перегружать детей не рекомендуется, что интернат с 12 лет-это необразованная, невоспитанная, несформировавшаяся личность, люто ненавидящая футбол. Кокорин и Зобнин вообще с 10 лет попали в интернаты. Мне еще понравилась реплика Слуцкого в этой статье «Поэтому я считаю, что наша система – ужасающая.»

Прошло 10 лет, что изменилось? Интернаты как были, так и есть поставщики необразованных, невоспитанных, несформировавшихся личностей в команды мастеров. Но настораживает очередная статья «Великого» Л. Слуцкого.

Газета № 7364, 10.06.2017- Статья опубликована в газете под заголовком: «Леонид Слуцкий: "Не знаю ответа на два вопроса: куда в России делись таланты и куда пропал зритель?"»

Оказывается-то, все наоборот:

А какая у нас система подготовки?

К большому сожалению, ведущие российские академии пошли по условному "голландскому" пути. На волне большой популярности Гуса Хиддинка приехало множество специалистов из Нидерландов, спортивных директоров, они работали в академиях и школах. Широко известна знаменитая универсальная методика Верхейена. Всем нам, отечественным тренерам, тогда сказали: "Ребята, вы работаете неправильно, вообще ничего не знаете, забудьте про вашу систему интернатов и огромные объемы тренировочной работы. Вы же работаете с детьми. А они – цветы жизни! И должны отдыхать два раза в неделю".

То есть получается, "лбы", которые понаехали в интернат ЦСКА и имеют море энергии, должны тренироваться четыре дня в неделю в одноразовом режиме и проводить один матч при двух выходных. А зачем он вообще ехал тогда сюда из условного Новосибирска? Чтобы на кровати лежать с утра до ночи? Понять не могу. Но нам тогда сказали: "Это современная методика!"

Теперь про "Челси". Там подписывают контракт с юным футболистом в девять лет. В этом возрасте ты можешь выбирать любую школу, но есть правило, чтобы ребенок добирался до нее не более часа. То есть если тебе ехать дольше, потому что живешь, условно, на севере Лондона, в академии "Челси" ты быть уже не можешь. В среднем у каждого мальчишки есть по 40 вариантов – считая и частные школы, и платные. Соответственно, в "Челси" понимают: ребенок имеет 40 вариантов, ходит к ним раз в неделю, в другое время может заниматься в "Арсенале", "Тоттенхэме" или где-то еще. В девять лет "Челси" предлагает контракт понравившемуся футболисту. В возрасте с 9 до 13 лет ребята тренируются пять раз в неделю, проводят одну игру, и один день – выходной. Приезжают в академию и после занятия уезжают.

Далее: с 13 лет все без исключения, даже лондонцы, должны уже жить рядом с базой в Кобхэме. У клуба есть договоры с 50 патронажными семьями, чьи дома расположены примерно в 15 минутах. Туда селят детей – а семьи за это получают деньги. Хотя не будем обсуждать чисто бытовые вещи: многое у нас в отличие от Англии просто невозможно. Цикл занятий для 13-летних и старше: понедельник – одна тренировка, тренажерный зал, теория; вторник, среда, четверг – двухразовый режим; пятница – одна тренировка; суббота – игровой день в чемпионате Англии, в воскресенье игроки разъезжаются домой.

То есть у них ОЧЕНЬ большой объем. Я уже не говорю про саму методику, которая сама очень интересна. На любом занятии есть предтренировка, когда ребята заходят на полчаса в специальный манеж с тренерами по физподготовке. А после основной части 30 минут идут всякие заминки. Длительность увеличивается даже при одноразовом режиме. И никаких двух выходных дней с лежанием на диванах у них нет и в помине!

В итоге возникает вопрос. За счет чего мы хотим обыграть "Челси" или любой другой английский клуб? Селекция у англичан лучше. Погодные условия и инфраструктура – тоже. Играют футболисты больше, соревнования регулярнее и сложнее – у нас даже на первенстве Москвы у ведущих академий много проходных матчей. И в завершение, в Англии еще и тренируются больше, чем у нас!

Раньше я понимал: у нас есть шанс за счет большого объема тренировочной работы, ранней специализации, попыток превосходить соперника физически. А сейчас мы по всем компонентам объективно хуже. Так почему мы должны побеждать? И почему ребята при наличии современного оборудования и контроле за их функциональным состоянием тренируются так мало?..
ViPeR
0
Очень щепетильная тема...
мне 24, хочу стать тренером...
считаю, что до 15-16 лет перегружать пацанов физикой - убийство их как спортсменов...
до этого возраста главный упор на технику, технику и еще раз технику...Мне Отец всегда в детстве говорил: если в 16 лет человек не знает с какой стороны к мячу подходить, он не футболист...
культура паса (щечкой, шведкой, подъемом, длинный пас, короткий, средний) остановка мяча, игра головой, удар (в различных вариациях) вот что надо делать до 16 лет...Аргентинцы почему на юношеском уровне всех рвут, да потому что на тренировках с мячом возиться, а не наедаются кроссами...


GOSHAN
0
Леонид здравствуйте. очень приятно наблюдать за вами как за личностью очень умной и перспективной в нашем футболе. хочу задать вопрос, моему сыну 2 года, очень хочу что бы играл в футбол, и самое главное очень хочу правильно помочь ему научиться играть и думать в него, простите за наглость но не могли бы вы в виде таблице по годам роста ребенка расписать ваше виденья как ему надо жить и самое главное расти в футболе?))) я думаю отцов здесь много и всем бы хотелось услышать ваше мнение, в конце- концов сделаете вклад в будущее, точнее в правильно воспитанное футбольное будущее)))

спасибо.
GOSHAN
0
Леонид здравствуйте. очень приятно наблюдать за вами как за личностью очень умной и перспективной в нашем футболе. хочу задать вопрос, моему сыну 2 года, очень хочу что бы играл в футбол, и самое главное очень хочу правильно помочь ему научиться играть и думать в него, простите за наглость но не могли бы вы в виде таблице по годам роста ребенка расписать ваше виденья как ему надо жить и самое главное расти в футболе?))) я думаю отцов здесь много и всем бы хотелось услышать ваше мнение, в конце- концов сделаете вклад в будущее, точнее в правильно воспитанное футбольное будущее)))

спасибо.
Написать комментарий 115 комментариев

Новости

Реклама 18+