5 мин.

Признание стен. Как Марек Гамшик завоевывает Неаполь

Акула очень хорошо чувствует страх. Когда ее плавник кружит вокруг лодки, в которой стремительно седеющие моряки сходят с ума от ужаса, она выбирает подходящий момент для атаки. И когда такой момент наступает, акула переворачивает лодку (или просто перекусывает ее пополам) и люди падают в воду. После этого начинается кровавая трапеза. Рыбки-лоцманы подъедают мелкие ошметки, бурое пятно рассеивается, и пищевая цепочка замыкается.

Все это очень похоже на один локальный футбольный сюжет. Когда ирокезный плавник Марека Гамшика начинает кружить вокруг штрафной соперника, жди беды. Словацкий бокс-ту-боксер чрезвычайно опасен – он прокусывает штрафную, врывается в нее, и устраивает защитникам настоящую баню. Кроме того, это самая щедрая акула в Италии – Гамшик всегда делится добычей со своими напарниками-лоцманами и держит их в сытом теле. В этом сезоне он уже 11 раз кормил партнеров голевыми передачами.

После ухода из «Наполи» Эсекьеля Лавесси Гамшик и не подумал останавливаться в росте. В связи с нехваткой мысли в атаке у Вальтера Маццарри родилась идея выпустить акулу из загона, и Марек развернулся на полную катушку. Получив роль треквартисты, он не перестал опускаться за мячом существенно ниже к центру поля, что сделало его полноценным игроком свободного амплуа – на поле он волен заниматься тем, чем хочет, поскольку его работа всегда идет игре на пользу. Его можно встретить и среди острых рифов опорной зоны (Инлер, Бехрами), и в благоухающей атакующей гавани вместе с Кавани, Пандевым или Инсинье.

Вальтер Маццарри успешно усвоил урок американского генерала Джорджа Паттона, который однажды сказал: «Скажи людям, что делать, вместо того, как делать, и тогда они поразят тебя своей изобретательностью». Марек Гамшик в роли гения, которому дали свободу, действительно великолепен – его фантазия рвется наружу, а ноги совершенно искренне бегут туда, где болтается мяч.

Сейчас трудно поверить в то, что в 2007 году «Наполи» купил словака у «Брешии» всего за 5.5 миллионов евро. Тогда эта сумма казалась внушительной, сегодня она кажется смешной (Transfermarkt настаивает на том, что сейчас Марек стоит не менее 32 миллионов). Тот трансфер – как любовь с первого взгляда. 20-летний Гамшик накалякал подпись под пятилетним контрактом и прирос к Неаполю, несмотря на настойчивый интерес со стороны других итальянских и зарубежных топ-клубов. В апреле прошлого года стороны справили очередную годовщину плодотворных взаимоотношений и обновили соглашение – теперь Гамшик принадлежит Неаполю до 2016 года.

Во внешности словака есть нечто такое, что заставляет относиться к нему с долей скепсиса. На поле – безумный, гротескный ирокез. Вне поля – хипстерские очки, которые половина мира считает стилевым изыском, другая – уродливым артефактом из бабкиного сундука. Его любовь к грешному городу несколько иррациональна. Здесь с его руки снимали «Rolex» (правда, потом вернули через фанатов), здесь угоняли машину у его беременной жены (этот BMW X6 семье тоже в итоге вернули). Здесь грабили Соледад Кавани, под дулом пистолета заставляли отдать все ценное подругу Лавесси. Но в ответ на жизненные передряги Марек беззаботно покупает божественный скутер «Aprilia» и красит его в лазурные цвета «Наполи». Роз без шипов не бывает, а все эти уличные сволочи – лишь брызги Тирренского моря, которые не в силах подвергнуть коррозии горячее любовное чувство.

Корнями Марек ушел глубоко в недра неаполитанской земли (или обжился в прибрежных водах) – здесь у него родились оба сына, здесь он нашел жениха для своей сестры (Михаэла Гамшик вышла замуж за Вальтера Гаргано). Кстати, личная жизнь Гамшика – еще один повод для неаполитанцев надеяться на долгий союз словака с «Наполи»: с женой Мартиной Гамшик познакомился в 13 лет, и с тех пор вопрос женщин для него закрыт.

В игре он тоже очень основателен. От него не стоит ждать безумств, ужасных грубостей, вопиющих симуляций и прочих гадостей. Акула действует методично и выверенно, без лишних пританцовываний и самолюбования. Для «Наполи» наличие Гамшика в составе жизненно важно, поскольку такой игрок быстро вызывает привыкание (он принимает участие в организации почти 50% всех голов команды). Большинство нерешенных игровых задач он по мере сил берет на себя – заполняет пространство, перекрывая варианты развития чужой атаки, пытается идти в отбор, почти не выключается из игры. Постоянно просит мяч, щедро делится им с другими. Благодаря отменному вестибулярному аппарату и природной координации (оба родителя – профессиональные спортсмены) его трудно уложить на газон без нарушения правил.

Обычно, если человека откровенно завалить работой, то он рано или поздно в сердцах закричит, что не может разорваться на две части. Гамшик – редчайший экземпляр, который, наоборот, жаждет повышенных нагрузок, и создает разнообразные футбольные квесты для себя самостоятельно. «Нет, я все равно отдам этот пас и отрежу им половину обороны!», «А вот сейчас я ударю из этого нереального положения, и забью!» – это выглядит примерно так. Конечно, казусы неминуемы – еще свеж в памяти его комедийный промах по пустым воротам с расстояния в один метр (кажется, в игре с «Катанией»). И это тоже всего лишь брызги Тирренского моря, пепел с Везувия.

Сейчас Мареку 25 сочных лет – он постепенно выводит карьеру на пик. Злой ирокез, острые зубы и неистовый крик победителя после гола – его уникальные и легко узнаваемые фирменные знаки. Гамшик – это уже давно самостоятельный брэнд, за право обладать которым периодически сталкиваются лбами могущественные корпорации. Павел Недвед признал Марекьяро (неаполитанское прозвище Гамшика) своим наследником, Словакия дважды признавала его лучшим игроком года – и поди разберись, что из этого важнее и почетнее.

Наверное, самое главное – то, что ближе и приземленнее, с чем сталкиваешься почти ежедневно. Марека Гамшика начинают признавать безмолвные стены романтичного грубияна Неаполя, улицы начинают дышать его именем, как когда-то дышали Диего Марадоной. Уже с довольно давних пор, гуляя по Неаполю, можно неожиданно наткнуться на огромное изображение Эдинсона Кавани на одном из грязно-желтых жилых строений. Теперь такой чести удостоен и простой словацкий хипстер на лазурном «Aprilia» – и это важнее всего остального.