10 мин.

Почему у «Войводины» самый крутой президент в мире

Александр Скворцов рассказывает об очередном экзотическом персонаже, который подходит на роль артиста или криминального авторитета, но вот уже восемь лет варится в сербском футболе – речь о президенте «Войводины» Ратко Буторовиче.

11 уставших, взмокших парней сидят в раздевалке. Они – футболисты, проигравшие или победившие. Кроме них в небольшом помещении умещаются еще как минимум один или два человека в стильных строгих костюмах. Первый, скорее всего, тренер – какой-нибудь важный стиляга, из тех, которые предпочитают выглядеть с иголочки даже в пределах стадиона. Хосеп Гвардьола, Йоахим Лёв, Жозе Моуриньо, неважно. Нас больше интересует второй человек.

Его присутствие в этом потном бедламе необязательно, но очень даже возможно. Вероятнее всего, он старше всех присутствующих, он ведет себя покровительственно, и, быть может, даже слегка надменно. В его руках сконцентрирована вся власть над присутствующими. Он – президент клуба. Тот человек, которому положено выглядеть максимально солидно и царственно вне зависимости от собственных предпочтений в одежде. Сильвио Берлускони, Леонид Федун, шейхи, американцы и почти все остальные выглядят (или стараются выглядеть), как детальки системы Интерпола или первые лица ФБР.

Отступления от брюк, рубашки, классических ботинок, галстуков и запонок случаются редко. Максимум, на что хватает смелости среднестатистического главы футбольного клуба – джинсы, джемпер, темные очки. Но есть в Сербии человек, которому совершенно по барабану условности. Это Ратко Буторович (кличка – «Бата Кан Кан»), самый главный в «Войводине» и просто очень опасный человек.

На самом деле, можно было бы ограничиться одними фотографиями – Бата Кан Кан настолько жгуч, что любые буквы глаза так и стремятся пропустить. Однако не торопитесь скроллить – читать будет не менее интересно, чем смотреть. Я обещаю. Тут историй – на книгу, но я постараюсь изложить сжато.

Ратко Буторович ака Бата Кан Кан – в известной степени загадочный персонаж. Чего скрывать, с большим трудом продираясь сквозь сербский язык, я так и не сумел толком разобраться в его легенде. Ну, родился в черногорском городке Никшич 17 июля 1958 года. Собственно, на этом с формальностями и покончим – изображать справочного всезнайку ни к чему.

Известно, что какую-то часть сознательных лет Буторович провел в Вене. По слухам, там его звали Ратко БутУрович, по возвращении в Сербию он изменил одну букву в фамилии (говорят, для того, чтобы сбить с толку компьютеры спецслужб). В Австрии он был занят неизвестно чем и вертелся в одних кругах с грозным сербским гангстером-боевиком Джордже Божовичем (впоследствии, конечно, убитым). Понятное дело, что Божович занимался абсолютно непечатными делами, и как именно с ним взаимодействовал Буторович, неизвестно. Официальная версия: в Вене «Бата Кан Кан» работал телохранителем. Неофициальная куда веселее: один из журналистов якобы получил доступ к секретным документам Британской разведки, согласно которым Буторович – пособник бандитов, обеспечивавший их униформой, сигаретами, топливом и поддельными паспортами из Нови-Сада.

После Вены «риал ист-кост гангста» Ратко Буторович вернулся в Нови-Сад. Шла середина восьмидесятых. Буторович быстро стал одним из первых бизнесменов Сербии – открыл успешную сеть аптек «Кан Кан», вскоре возвел торговый центр, а затем стал отельером. Однако везде за ним тянулся странный криминальный шлейф – то он организовывал какие-то фиктивные ломбарды непонятного назначения, то проходил по делу об убийстве/самоубийстве молодой девушки. Конечно, все это неудивительно, особенно учитывая то, что одним из самых близких друзей Буторовича был Бране Мичунович, признанный король преступного мира Сербии и Черногории.

Несмотря на выраженные криминальные наклонности, Бата Кан Кан всегда проявлял себя успешным и бескомпромиссным бизнесменом, который не боится риска и экстраординарных, но эффективных решений. При строительстве первого в Нови-Саде пятизвездочного отеля «Леопольд I» Буторович повредил один из памятников архитектуры, который портил вид на Дунай из окон отеля. Полиция пыталась прижучить бизнесмена, но вроде как дело решилось. Проще говоря, замяли.

Президентство в «Войводине» – важнейшее, и, возможно, главное достижение Буторовича. Получилось так, что он пришел в бедствующий клуб с четким планом и громкими программными заявлениями. К его чести, Буторович сделал все, как и обещал – «Войводина» восстановила утраченные было позиции и вновь стала заметной силой в сербском футболе. Надо сказать, что клуб из Нови-Сада вообще-то всегда считался и считается третьим по силе во всей Сербии (после недосягаемых «Партизана» и «Црвены Звезды»), оттуда вышло невероятное количество заметных футболистов – Кариман, Красич, Йованович, Качар, Михайлович, Аврамов, Лазетич, Дундьерски и многие-многие другие. Сейчас, например, один из важнейших игроков эпохи Буторовича – Желько Бркич – играет за итальянский «Удинезе». Это к тому, что в руках Ратко оказался не какой-нибудь «фудбалски клуб Смедерево», а один из флагманов.

Бата Кан Кан никогда не прочь поговорить – сербский интернет пестрит его интервью и комментариями, а иногда Ратко болтает с посетителями своей страницы в Фейсбуке. Он неожиданно взвешен и рассудителен и почти не использует крепких выражений, излагая позицию четко и ясно. Прямо-таки антипод Бекали, Дзампарини и других сумасшедших – Буторович, в отличие от них, выглядит как гороховый шут, но при этом за его словами стоят горы жизненного опыта, темные леса всевозможных махинаций и, возможно, озера пролитой крови. В смятении и болельщики – они признают, что Буторович спас «Войводину», но никак не могут примириться с его неоднозначной биографией.

Как всякий настоящий гангста, седогривый Буторович живет в правильном доме, слушает правильную музыку и периодически рискует быть пристреленным. Среда обитания – фантастическая вилла с бассейном (совсем как у Аль Пачино в «Scarface»), любимая музыка – Wu-Tang Clan, последние приключения – два неудавшихся покушения на его жизнь (говорят, это была месть черногорских бандитов за то, что Буторович отделился от исторической родины). Черт, этот дядька потихоньку подбирается к шестидесяти годам, а какая жизнь! Даже работая над трансферами «Войводины», Бата Кан Кан старается не покидать пределы Сербии – большая часть преступной Европы мечтает увидеть его голову на блюде, а полиция – посадить его за решетку и выбросить ключ.

Экстравагантность Буторовича, разумеется, становится объектом бесконечных приколов. В этом сербы знают толк. История №1. Однажды в интернете завелся блог, в котором Буторович якобы писал о стиле – учил, «как стать таким же сексуальным», как выбирать шмотки, кто из голливудских звезд выглядит лучше и так далее. Не так давно выяснилось, что президент не имеет отношения к этому блогу. А люди верили – никто б и не удивился, если бы автором блога был сам Буторович.

История №2. Когда один из футболистов «Войводины» (20-летний Смильянич) попался на употреблении марихуаны, Буторович незамедлительно отреагировал: «Его ждет отстранение от тренировок и большой штраф». Прочитав это, фанаты развернули дискуссию, в которой самым популярным стал комментарий: «Да судя по виду Буторовича, он сам и продал Смильяничу эту пару плюх. Нет, серьезно, он выглядит так, будто выкуривает в день вагон травки!»

История №3. 6 декабря сербское сми «Njuz» выдало совершенно безумную новость: «Ратко Буторович стал персональным стилистом Леди Гаги». Непонятно, как они в принципе могли сойтись, да и официальных подтверждений этому не нашлось, но «Ньюз» уверяют, что взяли комментарии у обеих сторон:

Леди Гага: «Он – человек, умеющий сочетать несочетаемое. Я надеюсь, что он подарит мне хотя бы малую часть своей харизмы».

Ратко Буторович: «Должен признаться, мне ее стиль никогда не нравился. Носит что-то совершенно неопределенное, в ней трудно разглядеть личность. У меня сложилось впечатление, что ее единственной целью было шокировать публику, а вышло так, что это привело к насмешкам. К счастью, в отличие от общественных деятелей, она открыта для консультаций и хочет учиться».

Верить или нет в достоверность этой заочной переписки – ваше дело. Но с Буторовичем возможны любые неожиданности. Одна из немногих фотографий, на которой он не разодет в яркое тряпье, сделана на той самой роскошной вилле. Однажды копы нагрянули ночью и аккуратно переместили лицо Баты Кан Кана с подушки на пол – он припал к берцам спецназовцев прямо в серенькой невразчной пижаме.

Дело касалось организации договорных матчей, но до конкретного разбирательств не дошло – доказательств, видите ли, не хватило. «Прошу суд учесть, что с момента обсуждаемого события прошло около пяти лет – я почти ничего не помню», – скромно оповестил Бата Кан Кан. На судебный процесс пришли две сотни фанатов «Войводины» – они скандировали «Бата, маэстро, приведет нас к чемпионству!»

Сейчас в чемпионате Сербии «Войводина» идет на 5 месте – в декабре Буторович счел работу штаба неприемлемой и к чертовой матери разогнал почти всю руководящую верхушку, после чего объявил конкурс (!) на замещение должности гендиректора клуба и был таков. Игроков Бата припугнуть тоже не забыл, заявив перед матчем против «Црвены Звезды»: «Даже если они победят, никаких премий не будет. А вот если проиграют – будут сурово наказаны».

Удивительно, как в одном человеке умещаются натуральный преступник, попугаистый модник, эксцентричный шутник, любитель рэпа, бизнесмен и серьезный и сильный футбольный руководитель. Это натуральный коктейль Молотова – никакие Дзампарини с их пустословной болтовней не валялись рядом. Не идет в сравнение вечно бранящийся Джиджи Бекали, смешно ставить рядом француза Николлена, как-то раскрасившего волосы в честь чемпионства «Монпелье». Ратко Буторович, похоже, настоящий непредсказуемый белый гангстер – который довольно смешно выглядит, но от этого не становится менее опасным человеком.

Самое интересное – что он все это всерьез. Это не образ, не дань шоу-бизнесу, не попытка вклиниться в какую-то стилевую нишу. Я убежден в этом. Если бы имена пахли, то от Буторовича несло бы порохом, парфюмом и табаком.

Если же Буторович – шоумен, я встаю и аплодирую. Еще ни один воинствующий татуированный афроамериканский рэппер не производил на меня столь сильного впечатления, как этот хиловатый седой старикан, который, кажется, вот-вот извлечет из широких штанин грубый обрез и разрядит его тебе прямо в лицо.

Чтобы через пяток лет, когда твой сгнивший труп выловят-таки из сточной канавы, не мигнув, заявить судье: «Ваша честь, прошу меня извинить, но я уже ничего не помню».

#любовь, #страх, #подчинение, #благодарность, #уважение, #смех, #ненависть – в голове каждого фаната «Войводины» для Буторовича есть свой тег.

Лучшие цитаты Ратко Буторовича

«Партизан» сильнее. Я это уже сказал и готов повторить еще раз – «Партизан» и «Црвена Звезда» сильнее «Войводины»

«Когда-то я был более мягким и спокойным»

«У меня нет стилиста. Я сам себе стилист»

«Когда я постригусь? Да мои волосы скорее выпадут сами!»

«Нет, гробовщиком я никогда не был...»

«Только настоящий профессионализм может привести к успеху. К сожалению, в нашем клубе разрастается раковая опухоль под названием «профнепригодность», которая начинает нас съедать» (перед увольнением почти всего руководящего состава «Войводины»)

«При любом исходе – я виноват не меньше игроков»

«Никогда в жизни я не менял своих взглядов. Не изменю и сейчас»

«Я как Джокер – никогда не впадаю в депрессию»

9 самых эксцентричных футбольных президентов