6 мин.

Экстракт гуараны. Почему Фреди Гуарин – идеальный футболист?

Фото: Fotobank/Getty Images/Marco Luzzani

Фредди Гуарин – уникальнейший персонаж и продукт самой странной системы скаутинга в мире. Конечно, речь идет о компьютерной игре, о футбольном менеджере. Именно оттуда каждый третий любитель футбола в свое время узнал, что Максим Цыгалко – мировой топ-форвард, что 14-летний Эльдар Хадзимехмедович из норвежского «Люна» готов хоть завтра выйти в основном составе «Барселоны», что через пяток лет лучшим футболистом мира станет Эвандро Ронкатто, что если купить из «Миллуолла» Черно Самбу, то через год на нем можно сделать прибыль миллионов в сто.

Из этого же менеджера еще в 2004 году большинство мужчин и их сыновей, интересующихся футболом, узнало, что в колумбийском «Энвигадо» играет 18-летний вундеркиндище Фредди Гуарин, которого можно купить за копейки и с легкостью встроить в игру хоть «Милана», хоть «Реала». Подозреваю, что в те дремучие времена Гуарин сам не осознавал, что является кумиром миллионов. Он не имел понятия о том, что его могучий потенциал – тема жарких споров на мировых интернет-форумах, посвященных какой-то компьютерной игре.

Обычно такие таланты из виртуального мира редко перекочевывают в мир реальный. Доподлинно известно, например, что Максим Цыгалко не стал новым Пеле, что Эльдар Хадзимехмедович так и не прыгнул выше «Стремгодсета», что Эвандро Ронкатто доигрался лишь до кипрского «Анортосиса», что Черно Самба стоит копейки и прозябает в третьесортном греческом клубе. Но с Фредди Гуарином все не так – его потенциал колумбийские информаторы компании-создателя игры в футбольного менеджера распознали безошибочно. Недалеко от греховного и поросшего страшными байками Медельина действительно рос футбольный монстр.

Коротая очередной вечер за компьютером, и доводя какое-нибудь «Каррарезе» до очередной победы в Лиге чемпионов, я не раз пытался представить себе, как же выглядит этот Фредди Гуарин, непобедимый рыцарь середины поля. Интернет понятия не имел о существовании фотографий вундеркинда (а может, это я не имел понятия о принципах работы поисковых систем), поэтому образ рисовался исключительно в мозгу. Мне казалось, что Фредди Гуарин – небольшое, тщедушное существо с испуганными глазами, черными кудряшками и кривыми ногами. Которое лишь по какой-то нелепой ошибке или случайности превратилось в футбольного гения.

Но вот прошли годы, и Гуарин неожиданно очутился в Европе – в 2006 году из «Энвигадо» его арендовал французский «Сент-Этьенн». Я готов биться об заклад, что французы тоже тратили свободное (а может, и рабочее) время за изучением гигантских баз футбольного менеджера. Если это не так, и они выловили Гуарина в Колумбии силой мысли и интуиции своего селекционного отдела – я готов признаться «Сент-Этьенну» в безграничной любви.

Часто бывает, испытываешь разочарование, когда образ, нарисованный в мозгу, резко контрастирует с реальной картинкой. Когда я впервые увидел Гуарина, то подумал, что дело нечисто – никаких тебе кудряшек мелким бесом, никаких кривых ног и торчащих ребер. Это просто какой-то смуглый колумбийский гладиатор с глазами убийцы, минимальной агрессивной растительностью на голове и мощными длинными ногами, больше напоминающими сваи. Разумеется, верить в то, что мой милый маленький Гуарин, творивший на поле волшебство вопреки скудным внешним данным, на самом деле – гигантская детина с видом уголовника, не хотелось.

Поэтому довольно скоро Гуарин из поля моего зрения выпал. Да и в «Сент-Этьенне» он, вроде бы, ничем выдающимся отметиться так и не сумел. Но и судьбы Цыгалко, Хадзим…(нет, этого я больше упоминать не буду), Ронкатто и остальных не повторил – уже в 2008 еще одну аренду оформил португальский «Порту». И вот там оторваться от созерцания игры статного полузащитника стало просто невозможно. Я, наконец, понял, что исполинская конституция Гуарина – не сбой реального мира, а самая настоящая благодать.

Гуарин воплотил в себе все возможные качества, необходимые современному футболисту. Он великолепно развит физически, его нереально не то что сбить с ног, а даже и просто сдвинуть с места. Он читает игру, как классику мировой литературы – смакует каждую передачу, делает ее мягкой, выверенной и точной вне зависимости от ситуации, бережно переворачивает страницу, переводя мяч на другой фланг какими-то невообразимо дальними диагоналями. Он быстро бежит и быстро думает, снимает воздух, не тянет одеяло на себя, но всегда готов авантюрно включиться в любую атакующую заваруху.

И, конечно, удар – когда Гуарин бьет по мячу, в прилегающих к стадиону домах дрожат стекла. Возможно, мяч не летит с бешеной скоростью звука, но когда нога Гуарина заносится над ним, понимаешь, что сейчас будет УДАР. Кажется, что Фредди с тем же успехом мог бы колотить ногой по шару для боулинга. Если бы в футболе существовал свой Чак Норрис, то им бы точно был Гуарин. «И это ты называешь ударом?.. Вот это – удар!», – говорит Фредди и пробивает мячом дыру в трибуне. Естественно, предварительно порвав сетку ворот и оторвав вратарю руки.

Он действительно очень похож на идеального футболиста. Когда он попал в Италию, в «Интер», он еще более приблизился к совершенству – на Апеннинах его навыки особенно ценны. Любо-дорого посмотреть, как он погружается в игру, как главным нервным окончанием чувствует ее, как читает все сложные ситуации и как легко превосходит соперников. Он может задавить силой, может одурачить финтом. Может выдать голевой пас, достойный Нобелевской премии, а может нанести удар, от которого у соперника сведет челюсть. И все это – с отсутствующим выражением лица и пустыми стеклянными глазами. И он производит впечатление мистического универсала. Я не могу представить Ибрагимовича в роли крайнего защитника. Не могу примерить роль форварда на Пирло. И совершенно точно не вижу Хави в роли голкипера. Но Гуарина я могу представить на любой позиции – от кипера до крайнего форварда. С небольшими натяжками, но – могу.

Да, кстати. Я в жизни не прочитал ни одного интервью Фредди Гуарина. Прекрасно понимаю, что из простых задушевных разговоров до меня может дойти какая-нибудь истина о нем. Ну, например, что он на самом деле очень милый парень и умеет улыбаться. Что у него дома есть ши-тцу, черепашка и сынишка. Что на самом деле он скромный и застенчивый. Что он ездит не на каком-нибудь гигантском замызганном джипе 1986 года выпуска, а на вполне пристойной Ламборгини. Что его любимая музыка – не жуткий гитарный грохот, а какое-нибудь R’n’B. Но я этого знать не хочу.

Я смотрю на Фредди Гуарина в «Интере», и вижу всамделишного отрицательного киногероя. Нет, не того, который в этих ваших современных интерпретациях грабит старушек, поедает детей и портит чужое имущество, задыхаясь в оппозиционной истерике. Все это слишком мелко. В его фигуре я вижу истинное величие – молчаливый, хладнокровный убийца, способный преодолеть путь от полного спокойствия до ядерного гнева за долю секунды, забить умопомрачительный мяч и снова уйти во флегматичный режим ожидания. Это настоящая машина – футбольный робот.

Фредди Гуарин – экстракт гуараны в чистом виде. Бодрящий кофеин, мощные защитные токсины, весь набор необходимых витаминов – вот его состав. И я с удовольствием поглощаю это зелье, хотя и не знаю в точности, что означает каждая формула, закорючка и аббревиатура в этом его составе.

Абсолютно все, что нужно знать о Гуарине, мы знали еще в 2004.