6 мин.

Лев рычит. История «Про Верчелли»

В серии Б бьется за доброе имя «Про Верчелли» – семикратный обладатель скудетто. Александр Скворцов рассказывает о команде, история которой настолько прекрасна, что сейчас давит на игроков неподъемным грузом.

Фото: Fotobank/Getty Images/Valerio Pennicino

Что творится, что творится... Люди совершают прыжки с парашютом с высоты в сорок километров, Apple последовательно презентует новые айпады, айфоны, айподы и все айстальное, БАТЭ спускает в унитаз французский «Лилль» и возит мордой о газон мюнхенскую «Баварию», а Месси стремительно затмевает Пеле, Марадону и всех остальных гениальных футболистов. Нагромождение каких-то уникальных событий.

Правда, эта уникальность текущего времени – не что иное, как самообман. Ровно в той же степени уникальными были деньки, когда неандертальцы (или кто там) изобретали колесо, когда египтяне возводили пирамиды, когда Звонимир Бобан лез в драку с сербским полицейским, защищая болельщика загребского «Динамо», когда команда «Про Верчелли» была королем Пьемонта и громила «Ювентус».

Очень правильную мысль выразил в недавнем тексте Дмитрий Долгих: «Людям иногда свойственно думать, будто всю эту кучу веков мир занимался тем, что готовился к их появлению. Что именно на их глазах, а то и при их участии случится развязка большинства знакомых им глобальных сюжетов. Доизобретут то, что еще не изобрели, победят расизм, научатся лечить неизлечимое, сотрут госграницы и окончательно добьют бумажную прессу». Все именно так, и я бы рад заявить, что не вхожу в число тех наивных, которые все же уверены, что Вселенная замыкается на них. Рад бы, но не могу – вопреки здравому смыслу мне отчаянно хочется верить в то, что на своем веку я увижу максимальное количество исторических развязок.

Обидно осознавать, что прогнозируемое на ближайшие лет 200 не удастся увидеть абсолютно точно, если только послезавтра вдруг не изобретут эликсир бессмертия. Однако кое-какую мелочевку зацепить нам все же посчастливилось уже к настоящему моменту. И раз уж мы находимся на спортивном портале, не будем уходить от темы слишком далеко.

«Про Верчелли», по легендам, опережала время – внедряла прогрессивные методы физподготовки и съедала соперников с потрохами

Я нахожу весьма вдохновляющим тот факт, что цикличность истории позволяет таким, как я, наблюдать то, чего как минимум одно поколение до меня не видело. Мы условились, что говорим о спорте (футболе), и поэтому нетрудно догадаться, что речь идет об итальянском клубе «Про Верчелли», который родился почти одновременно с нашими прадедами – в 1892 году. Именно они застали (условно, поскольку с коммуникациями тогда было гораздо туже, чем сейчас) ярчайший период в истории команды из малюсенького городка Верчелли с населением в сорок тысяч человек. Семь скудетто, Сильвио Пиола… Примерно так же, как прадеды смотрели на «Про Верчелли», мы смотрим на «Интер», «Милан», «Ювентус». Если, конечно, в те времена вообще на футбол смотрели хоть сколько-нибудь пристально.

А вот следующее поколение (назовем его «деды») оказалось лишено зрелищ в исполнении великой команды. Которая, по легендам, опережала время – внедряла прогрессивные методы физподготовки и съедала соперников с потрохами. Не знаю, правда ли, или фольклорный вымысел, но говорят, что самое крупное поражение того «Верчелли» – 10:3 от миланского «Интера». Связано оно было с тем, что вся основа «львов» уехала на какой-то армейский турнир, и против «Интера» на поле вышли 14-летние пацаны из детской команды. Можно представить, что это были за пацаны, если они умудрились отгрузить миланцам три мяча.

Так вот, большинство сегодняшних дедушек родились примерно тогда же, когда грозный «Про Верчелли», едва ли не принципиально не пользовавшийся услугами набиравших популярность «легионеров», стал растворяться в низших лигах. Причиной тому стал привычный для сегодняшнего обывателя набор банальностей – в итальянском футболе стали прорисовываться гранды из больших городов, наращивавшие экономическую мощь и постепенно внедрявшие в футбол агрессивные рыночные отношения. «Про Верчелли» был раскуплен под корень – отныне оставаться в маленьком городке было непрестижно и, главное, неприбыльно. Вылет клуба оказался стремительным и бесповоротным. Представьте себе – в серии А его следов не видели уже 77 лет. Это целая человеческая жизнь.

Нам, в отличие от дедушек, вполне может повезти. Невероятные возвращения иногда случаются. Очень страшно спугнуть удачу, навязчивыми мыслями оборвать незримые ниточки, по которым сегодняшний «Про Верчелли» бредет обратно в общество сильнейших. Хочется понизить голос (или уменьшить шрифт) и прошептать: «Тсс… А ты видел?.. «Про Верчелли» поднялся в серию Б впервые за 64 года! Ты только никому, а то мало ли что…»

Да, все действительно так – «львы» из Верчелли наконец начали заворачивать свою громоздкую историю в спираль и пытаются вернуть себе место в серии А. Что там «Пескара», которой не было в сильнейшей итальянской лиге каких-то два десятка лет. Возможно, грядет событие куда более значимое, и нашему поколению посчастливится стать его свидетелями.

Конечно, сейчас дела «Про Верчелли» в серии Б ожидаемо плохи – команда тренера Маурицио Брагина отчаянно борется, но все больше проигрывает, чем выигрывает, и находится в опасной близости от табличных строк, гарантирующих очередной билет в безвестные футбольные просторы Италии. По большей части, команда составлена из молодых выпускников гранд-академий «Интера», «Милана», «Ювентуса», «Фиорентины» и приправлена небольшим количеством крепких ветеранов (таких, как Симоне Тирибокки, Маркос Де Паула и Винисио Эспиналь).

Но на данный момент задача прорываться в серию А любыми средствами и не стоит – «львам» важно удержаться в серии Б, обрасти далеко идущими планами, упаковать их грамотную игру и забираться выше постепенно, без нервов и срывов. Их там не ждут, и это должно только подстегивать.

«Про Верчелли» не видели в серии А уже 77 лет. Это целая человеческая жизнь

Интересно вот что. Каково ощущать сегодняшним футболистам «Верчелли» всю ту громадину, которая высится за их спинами? Понимать, что ты играешь в клубе – семикратном обладателе скудетто? Осознавать, что твоя команда собрала итальянских чемпионств больше, чем вместе взятые оба римских клуба? Знать, что только твой прадед мог следить за успехами этого клуба? Мне кажется, это похоже на те непередаваемые ощущения, которые возникают у тех, кто имел счастье вживую наблюдать севший на мель возле Фуэртевентуры океанский лайнер «American Star». Мурашки идут по коже, когда волны разбиваются о борт проржавевшего гиганта, пугающего своим бессмысленным величием. Когда он бороздил воды, то казался обыденностью, но неожиданная остановка превратила его в место туристического паломничества.

Сейчас история «Про Верчелли», в общем-то, точно так же бессмысленна – она занимает целый ряд стеллажей в архиве итальянского футбола, но производит, скорее, гнетущее впечатление. Все это было так давно, что свидетели той красивой истории давно покоятся в гробах или, в лучшем случае, доживают свое в больничных палатах. Но именно поэтому она достойна уважения, и это тот случай, когда футболисту впору играть «за эмблему» и осознавать, что они работают не в ларьке индивидуального предпринимателя, а в одной из самых уважаемых компаний (если такая аналогия допустима). Главное – чтобы эта эмблема вдохновляла на подвиги, а не давила на психику.

Я знаю, что истории плевать на мои пожелания, но верю, что мне удастся застать возвращение «Про Верчелли» в элиту. Пусть это случится не через год, не через пять лет. Пусть к этому моменту я буду дряхлым стариком, но я обязательно должен это увидеть. Помимо всего прочего – это будет просто красивой до безумия историей, которую я смогу смаковать, сколько мне влезет, и которой я смогу увенчать свою коллекцию спортивных впечатлений.

Как бы пафосно ни звучало – минувшим летом лев издал первый рык после десятилетий безмолвной спячки. Посмотрим, хватит ли у него пороху посоперничать с теми, кто когда-то безжалостно отстранил его от дележки большой футбольной добычи.