Столкновение миров
"When two worlds collide
So who will survive
There's no place to hide
When Two Worlds collide"
(Iron Maiden - "When Two Worlds Collide" (1998))
Этот материал возник, как ответ на статью "Девочка, девушка, женщина… О возрастном цензе в фигурном катании" в блоге "ProstoProSport" и одновременно был вдохновлён ею. Так что начну с благодарности автору этой замечательной статьи и редакции "Спортса" за вынесение этой статьи в шапку раздела. Статья действительно очень хорошо написана и интересна, хоть и немного однобокая.
Я не хочу и не буду оппонировать упомянутой статье, постулаты которой уже многократно обсуждались и много копий было сломано в этих дискуссиях. Здесь у каждого всё равно будет своя правда, а истина, как всегда, - посередине (или где-то рядом). Я со своей стороны побуду немного в стороне от этих дебатов, насколько это будет возможно.
Неоднократно звучал постулат, что в женском одиночном катании случилась революция и так далее. Моё мнение - случилась не революция, а то самое "столкновение миров", вынесенное в заголовок. Миров юниорского и взрослого катания (не я утверждал, что если поднять возраст выхода во взрослые - все будут смотреть юниорское катание из-за более сложных элементов). Это "столкновение миров" было неизбежным с самого начала существования системы судейства ИСУ - вопрос был лишь в том, КОГДА оно случится. И этот час уже очень близок.
Чтобы объяснить, какие именно миры вот вот столкнутся (если уже не начали) - вспомним постулат о том, что квадистки и прочие ультра-систки - это прогресс в фигурном катании, они двигают его вперед, ведь иначе никак, ибо спорт должен развиваться. Им вторят и те, кто повторяет, как заклинание - "это спорт" и "быстрее выше сильнее". Но у постулата про прогресс есть и подтекст, который или не просто не замечают, или делают вид, что не замечают. Этот подтекст заключается в том, что этим постулатом практически прямо утверждается: прогресс в одиночном фигурном катании может быть исключительно в прыжковой сложности. Точно так же, кстати, и вещающие "это спорт" практически прямо признают, что спортивное в "одиночке" - только прыжки.
Но ведь одиночное катание - это не только прыжки. Это, как минимум, еще и вращения, тоже очень сложный элемент, освоение которого может вылезти боком в виде микросторясений мозга от перегрузок (на мозг во время вращения действуют (как минимум) центробежные силы, которые вжимают его в стенки черепной коробки - и чем скорость вращения больше, тем больше значения этих сил). Это и дорожки шагов, это и хореосеквенции. И да - это и хореографическая подготовка: кто занимался балетом - тот прекрасно понимает, что достижение совершенства - это многочасовые занятия у станка и не только. Да и в других видах и стилях танца то же самое. Если для Вас, зритель, кажется, что "пассы руками" (или как там говорят) - это так легко, то это говорит только об очень высоком классе балерины или танцовщицы.
Чемпионат Южной Африки-2019, пре-новисы - Компонентная программа - Стелла Беек
Сюда добавим еще знаменитое высказывание Мишина про полярные требования к "физике" для исполнения разных типов элементов (что-то про то, что растяжка, нужная для вращений, вредит прыжкам - за точность цитаты не ручаюсь), а также заявления многих зрителей и любителей ФК о том, что "ну и что, дескать, что ФК станет спортом миниатюрных и худеньких" (опять же за точность не ручаюсь). Сюда же запишем и известную судейскую тенденцию притягивать вторую оценку к прыжковому контенту. И картина грядущего "столкновения миров" - уже перед нами.
Как кто-то уже догадался или мог догадаться, это "столкновение миров" - суть столкновение между двумя сущностями фигурного катания: атлетической и эстетической. Многие десятилетия с тех пор, как начали кататься под музыку, фигурное катание было двуединством, симбиозом этих сущностей, которые друг друга дополняли и делали наш спорт уникальным, единым в своём роде. Но с введением новой системы судейства эти сущности из единства вступили в конфликт. И особенно этот конфликт заметен на фоне фигурного катания на роликовых коньках, где уже три года работает система, аналогичная НСС ИСУ, вдохновлённая ею, но при этом - гораздо лучше продуманная и проработанная, и лишенная настолько сильного перекоса в сторону прыжков (при том, что прыжки и там ценятся очень высоко и даже более того - каскадные прыжки ценятся еще выше, чем сольные) за счет более подробной проработки системы оценивания вращений и прочих непрыжковых.
Суть конфликта в том, что система судейства одиночного катания в нынешнем виде (не без "участия" тенденций в практическом судействе) просто не даёт возможности получать конкурентное преимущество за счет развития и доведения до совершенства каких-либо других элементов или аспектов, окромя прыжков, загоняя фигуристок (фигуристов - в меньшей мере (Джейсон Браун соврать не даст)) на достаточно узкую тропу: будь у тебя хоть скольжение Каролины Костнер лучших лет, вращения Люсинды Ру и харизма Юли Липницкой - ничего тебе это не даст в борьбе против обладательницы более сложных прыжков.
Хорошо ли это, плохо ли это? Смотря с какой стороны посмотреть. Сейчас фигуристки с прыжками в 3,5 и 4 оборота есть только в России и Японии (Рика Кихира). Об Алисе Лю из США говорить рано - она только выходит в юниорские соревнования, в которых ей предстоит провести два сезона (во взрослые она перейдёт не ранее, чем в сезоне 2021/22 - родилась она в августе 2005 года), а два сезона у одиночниц - это очень много и за это время может случиться многое. Наличие или отсутствие элементов такого класса зависит далеко не в последнюю очередь от ресурсов под это дело - ледового времени и денег. Имея час льда в день и/или деля его с толпой других фигуристов, едва ли даже тройные выучишь. В связи с этим показательна история швейцаркской фигуристки Натали Криг, которая тренировалась на одном катке с толпами хоккеистов, других фигуристов - пространства было мало и она до совершенства довела единственный элемент, который не требует большой площади для изучения - вращения. Возможно, Натали стала бы королевой вращений, но появилась Люсинда Ру...
Чемпионат Европы-1993 - Натали Криг (Швейцария)
А во многих ли странах мира есть достаточное количество льда? А во многих ли странах мира есть достаточное количество денег, чтобы этот лёд оплатить в нужном количестве для освоения прыжковых ультра-си? Думаю, что таких стран меньшинство. Итого - в женском одиночном катании может случиться доминация одной-двух стран.
Хорошо ли это? Хорошо - для флагоболельщиков тех стран, которые доминируют. Плохо ли это? Ваш покорный слуга не припоминает ни одного вида спорта, которому доминация пошла на пользу. и первая в этом списке - Формула-1, где еще во времена доминации Шумахера на алой Феррари трибуны зияли "лысинами" пустых мест, а аншлаги были только на немецких и итальянских этапах. Прошло много лет, а доминация остаётся - только доминаторы другие. А цифры показывают, что зрители продолжают уходить из Формулы 1. И "Либерти Медиа" с ФИА оказались меж двух огней: и топовые команды ублажить, и зрителей окончательно не растерять крайне сложно. Туда же - художественная гимнастика, красивый вид спорта, однако кажется, даже на этапах Кубка Мира и ЧМ трибуны полупусты, если не меньше.
В ситуацию, аналогичную Формуле-1 входит фигурное катание - ИСУ оказывается между интересами крупных федераций и интересами зрителей. (Кстати что до зрителей - то как-то не помню я каких-то социсследований на тему того, что больше всего нравится в фигурном катании. И так ли прямо всем-всем интересны в первую очередь прыжки). И это может стать еще одним "столкновением миров" фигурного катания.
Однако, у ИСУ "в рукаве" есть вариант решения этих "столкновений миров" - то самое введение технической и компонентной программ. Этот вариант давно уже применяется в одной далекой стране, далёкой и от закулисных интриг - Южной Африке. Там младшие новисы катают техническую и компонентную программу, при чем каждая оценивается сама по себе и награждаются победители в них отдельно, а не по сумме. В целом выглядит оно вполне себе интересно - я посвящу этому отдельный материал в обозримом будущем.
Поначалу, кстати сказать, мне идея разделения на техническую и артистическую программы была не "по вкусу", но чем дальше, тем больше я склоняюсь к её здравости. Техническая программа будет царствием "прыгунов", а артистическая - тех, чьи козыри не среди прыжков. И зрителям будет возможность выбора, что смотреть. Есть еще два варианта. Первое - проводить соревнования сугубо по прыжкам (типа американского летнего Аэриал Челленджа) с одновременной прыжковой разгрузкой (уменьшением количества или переформатированием прыжковых элементов) "обычного" ФК. Но это - врятли, потому и нет смысла на этом останавливаться. И еще один вариант - официальное признание ИСУ сольных танцев на льду (популярных уже в достаточно большом числе стран мира).Заодно и получат возможность не "простаивать" танцоры и танцорки, которые остались без партнёров. О сольных танцах тоже как-нибудь сделаю отдельный пост.
Чемпионат США-2018 по соло-танцам - Анна Льюис - янки-полька
Чемпионат США-2018 по соло-танцам - Анна Льюис - румба
Чемпионка США по соло-танцам 2017 года Карен Сиденбург
Вообще, введение технической и артистической программы отнюдь не исключает официального признания танцев-соло, как и наоборот. Более того - очень здорово было бы совместить и то, и другое. Кстати американцы, о которых здесь на спортсе почему-то часто говорят, что они только и думают, как навредить русским, придумали много дргих интересных вещей на льду, вроде "шоукэйсов", театров на льду (которые, кстати, у роллеров известны, как шоу-группы и соревнуются даже на чемпионате мира).
Варианты избежать "столкновений миров" или минимизировать их последствия есть - теперь дело за ИСУ. Скорее всего - этим будет заниматься уже новое руководство мирового фигурного катания, которое придет буквально на ближайших конгресах. Ведь и президенту Яну Дейкеме и вице-президенту Александру Лакернику, да и многим другим функционерам ИУ уже далеко за 70 лет - макимальную возрастную планку для фнкционеров ИСУ они уже прошли, а значит на ближайших конгрессах руководство ИСУ может серьёзно обновится... А с ним может обновиться и облик фигурного катания.
"...Когда сталкиваются два мира - кто же останется в живых?..."
Не надо сталкиваться миры, надо искать баланс. Вот серьезно, хоть одну фигуристку можете привести, у которой очень хорошее скольжение, сложная дорожка, вращения, но проблемы с прыжками? Зачастую, кто не прыгает, тот и хореографические элементы не может выкатывать.
К тому же то,что мы сейчас видим - это не больше не меньше, как "квадовый" рубеж. Мелких девочек научили прыгать квады, а большие девочки этому научиться не могут уже по возрасту. Вырастут нынешние девочки... я не верю, что у них не сохранятся квады, если честно. Одна Мики (или кто там сальхов прыгал в юниорах, а по взрослым не смог) - не показатель. Да и время меняется, появляются новые методики. Уже сейчас известно, что триксель вполне можно прыгать и со взрослым телом - Лиза Туктамышева - тому пример. Почему нельзя будет тот же тулуп? Вот Саше Трусовой - тулуп легче дается, это все индивидуально для каждого фигуриста.
Техническую программу, с одними прыжками - будет ооочень скучно смотреть. Артистическую - без прыжков - тоже, за редким исключением.
Отдельный вид танцев-соло? А что, нынешние танцы особенно популярны? Нет. А в парах ценится и то и другое, что интересно. И техника, и артистизм. А в танцах - та же беда, судейство.
Другие виды можно вводить только в добавление к нынешнему двоеборью. Но нынешнее двоеборье надо просто судить нормально, вот и все.
Но автор упорно хочет верить, что такие как мы - это отдельные фрики. А большинство разделяет его точку зрения. Ну хоть бы заморочился и соцопрос провел, что ли. На улице или на каких-нибудь соревнованиях по ФК на стадионе в перерыве, а то здесь же неправильные болельщики собрались, флаг вон любят в большинстве. Ну явно непоказательно это все. Вон там, на стадионе - настоящие. Ценящие красоту, а не медали, переживающие за разнообразие в ФК, а не тупо за фигуристов из своей страны.
Нет никакого столкновения миров, есть скрытое большое лицемерие. Люди не могут прямо признать, что им страшно за своих кумиров, которые уже не в состоянии конкурировать с более молодыми спортсменами. Им банально страшно и больно наблюдать как побеждает новое лицо, а не их любимка, за которым они наблюдали несколько лет. Вот где причина!!!
На счет того, что успех одних связан из-за возможности тренироваться больше на льду чем другие страны, да это смех да и только))) Даже комментировать это нет смысла.
И про отсутствие конкуренции тоже автор неправ. Наоборот конкуренция только будет расти и будут появляться новые лица. Так как с новым поколением, будут новое усложнения. Или давайте упростим все, чтобы всякие там африканцы могли с нами на равных выступать, у них же льда мало и вообще бедность...
Еще про танцоров одиночников. Давайте честно, а кому они будут нужны? Ну убрать одиночное фигурное катание из мира ФК и кто будет смотреть на танцы на льду, на эти пары? Да ФК держится на одиночном фигурном катании, а парное и танцы, это рудимент. Танцы на льду будут смотреть если останутся только они? Нет!!! Они идут всего лишь как приложение к основному празднику ФК, это к одиночному фигурному катанию!
Глаза, это часть мозга, поэтому обезвоживание мозга и ухудшение кровоснабжения прежде всего связано с тем, что человек постоянно пялится в экран, а глаза должны оставаться постоянно влажными и мозг усиленно беспрестанно отдает воду для увлажнения перенапряженных глаз. Вроде что-то и умное вычитал, а станешь развалиной, потому что важные центры перестали получать достаточное количество воды - мозг принял решение, что центрам отвечающим за двигательные функции и сосуды кровь можно не подавать. Это упрощенно, все гораздо серьезней.
К сожалению, слишком много случаев, когда вращениям ставят уровень из воздуха. Но может с такими изменениями что-то в их оценке изменится?
С необходимостью артистической программы не согласен, поскольку оценка слишком субъективна. Но с тем, что надо увеличить влияние непрыжковых - согласен полностью,благо у них существуют ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии оценки (опустим тот факт, что они не всегда срабатывают).
По факту сейчас ГОЕ и компоненты ставят за как можно более насыщенную прыжковую часть, моргают ребра, преротейшены вообще не смотрят, особенно на флипе и лутце. Спокойно можно ребром толкаться - это что за "лутц"?
Это самые сложные прыжки по базе, а их прыгают все кому не лень - заодно и компов отсыпят.
Ну а фигуристы, которые сочетают в себе и прыжковую сложность, и вращения и дорожки - и сейчас есть, взять хотя бы того же Ханю.
Сразу могу сказать, что показанные варианты соло танцев - это что-то совсем любительское, судя по уровню катания и пустым трибунам. Вообще, вряд ли этот вид обретёт массового зрителя.
Не согласен, что прогресс только в прыжках.Для этого незачем забираться в южное полушарие - достаточно посмотреть Ледниковый период дети.
Вот что действительно нужно, так это независимость выставления технической и компонентой оценок. Может, разделить судей, а не фигуристов?
Существующая система несовершенна, но такова любая система. Несовершенство (главное) в первую очередь в том, что оценка за компоненты является формальной и не отражает реалий проката, поскольку к конкретному прокату она практически не привязана вне зависимости от того, ошибается фигурист или нет, кроме того негативно влияет на неё рейтинг и статус исполнителя. В частности, вторая оценка никак не отражает соответствие исполненной программы выбранному образу. Особенно от этого страдают «народные» танцы, например, танго, фламенко. Фламенко часто берут фигуристы, прилично такую программу может поставить только Нахарро, но даже в этом случае фигурист не всегда может воплотить задуманное в жизнь, и на деле большинство программ вообще не отражают суть философии фламенко и даже стилистику движений. Но это не мешает исполнителям получать высокие баллы, в том числе и за компоненты. Такой подход ведёт к стандартизации программ, это ведёт к снижению исполнительного мастерства, затиранию своего «лица» фигуриста (особенно печально это сказалось на показательных выступлениях, в них много однотипного, с 2014 я не смотрю показательные вообще, скучно) и в итоге может упасть популярность спорта в целом. Зрителя-то всегда цепляет личность. Нынче личность затерялась в стандартных положениях вращений и пр.
Я не считаю, что справедливо было бы разделить техническую и артистическую программы в целях поощрения фигуристов, не умеющих прыгать. Я занималась танцами и могу сказать одно - артистизма без техники не бывает. Это техника поворота, выполнения шага, растяжка и прочее. Невозможно говорить, не зная слов. Вот и в танцах, и в ФК, думаю, тоже так. Но это не спортивная техника. Да, она требует некоторой формы и усилий, но это не спорт. Более того, прыжки (и выбросы в парном) для зрителя - единственный понятный критерий объективности технической оценки. Убрать прыжки, значит, убрать понятность и наглядность судейства. Этот как современные танцы на льду - куча информации о том, как надо судить, а зритель ни черта не понимает, доминирует одна пара и ещё 30 ее копируют.
Если фигурист по-королевски вращается, не нужно убирать его конкурентов-прыгунов новой системой ФК. Он не затеряется в любом случае, как не затерялся в своё время Ламбьель, у которого вечная проблема была с акселем. Спорт должен быть прозрачным, спортивным и справедливым. Чтобы не убивать популярность, достаточно на мой взгляд пересмотреть критерии второй оценки и убрать ее жесткую привязку к технике и имени исполнителя. Это оживит конкуренцию, ибо никто в ФК не стабилен. Но пока мы наблюдаем часто довольно стандартные проги с однотипным построением, а лицо в спорте некоторые фигуристы пытаются демонстрировать в желтых интервью, ибо, как сказал классик продаж от ФК, лучше скандал, чем беззвестность.
Во-вторых, посадить судей на зарплату. И требовать соответственно. Если судьи не согласны полностью посвятить себя фигурному катанию, можно платить как в теннисе - за каждый матч. В нашем случае - за отработанный день. Тогда многие фрилансеры (бухгалтеры, юристы, журналисты, переводчики, писатели) могли бы заявиться на те соревнования, которые не мешают основной деятельности.
В-третьих, ввести судейские категории, привязанные к оплате труда.
И, самое главное, разрешить спортсменам/тренерам/федерациям оспоривать оценки и драть три судейские шкуры с каждой судейской тушки за каждую ошибку. Особенно, если есть ощущение, что это - не ошибка, а преднамеренное действие.
В этом случае низкокачественные прыжки и высококачественные вращения приблизятся по стоимости за счет +/-5, а компоненты перестанут расставлять от балды или по договоренности. И не нужна будет отдельная артистическая программа, потому что качество постановки и исполнения будет оцениваться само по себе. Вне зависимости от количества многооборотных прыжков.
Разумеется, если товарищ трижды упал в течение одной программы, то, как бы красиво он не размахивал ручками и не тянул ножки в струнку, вторая оценка не должна быть высокой, потому что программа выглядела плохо. Соответственно, оценки за технику скольжения, интерпретацию музыки, связки могут быть высокими, но за presentation и perfromance - уже нет.
Парное тоже , пролеты за пять метров на выбросах, подкруты "под потолок" , сложные силовые элементы
или на зубчиках проехаться от бортика к бортику. Само качество программ за счёт этого в том числе также улучшается. А разделение на техническую и артистическую проги -это смерть фигурке. Кому нужны одиночные танцули или только прыжки? Фигурка тем и уникальна, что она сплав техники и искусства. Про привязывание первой оценки ко второй, а в чем проблема? Если мадам прекрасно скользит, но прыгает чебабки или нижние прыги, почему у нее должна быть выше вторая оценка, чем у той, что прыгает чисто, при этом чуть хуже скользит, а не пешком ползает по льду? Почему у квадистки, с вылизанной стильной прогой, и с остальным контентом тоже все в порядке, должны быть низкие компы, лишь потому что она не изображает лебедь или принцессу на льду? Должен быть балланс, согласна. Но у нынешнего топа он есть. Та же Кихира, помимо трикселей, обладает и всеми остальными качествами чемпионской проги. И если она чисто откатывала, то и оценки были высокие, а если чебабила, то оценка шла вниз.
Ханю тоже свои медали получил исключительно за свои спортивные достижения, а не за артистизм и былые заслуги. Не надо столь уничижительно отзываться о фигуристе, чей труд не менее сложен, чем труд пловца.