5 мин.

Люсинда Ру: В эпицентре торнадо

"Однажды один поклонник  сказал мне,

что когда он видел мои вращения,

то был слышен шум ветра, который возникал, когда я вращалась.

Именно это чувствовала и я.

Словно находилась в эпицентре торнадо, которое создавала сама"

Люсинда Ру, из интервью Greenwich Citizen 25.02.2011

 

"This world is spinning inside me,

the whole world is spinning inside of me."

Dream Theater - Pull Me Under

Люсинда Ру - одна из тех фигуристок, которые не обладают огромным количеством титулов, регалий и наград, однако это не помешало ей заполучить любовь поклонников и тысячи просмотров видео её прокатов и  комментариев под ними. И до сих пор её величают "королевой вращений"

При чём, по словам самой Люсинды, её никто никогда не учил вращениям: "Меня никто никогда не учил вращениям. Я просто каждый день искала способ, как вращаться быстрее и дольше держать позицию. Так и сформировалась моя техника".

Но, Люсинду Ру любят не только за вращения, а и за то, что они у неё очень органично вплетены в "канву" постановок и "обрамлены" прекрасной хореовыучкой, линиями и скольжением. Ведь до того, как избрать своим путём фигурное катание, Люсинда профессионально занималась балетом и уже в семь лет получила приглашение от Королевской балетной школы Лондона, одной из самых престижных балетных школ мира. А балетная подготовка, в свою очередь, помогала Люсинде не только в "компонентной" части, а и придумывать новые позиции во вращениях: "Когда я была маленькая, занималаь вращениями два часа в день и как минимум 20 минут из них - работой над созданием новых позиций. Я любила балет и хотела внедрить во вращения балетный опыт. Рисовала в воображении позиции, которые старалась воплотить на льду. Я всегда считала себя больше художником, чем атлетом".

Вращения для Люсинды всегда были больше, чем просто элементом фигурного катания (еще и элементом с не самым большим "удельным весом" в судейской оценке). Для швейцарской фигуристки вращения были целым фантастическим миром: "В детстве мой папа как-то сказал мне, что надо найти что-то уникальное, то что буду уметь делать только я одна - так меня запомнят. Так в 8 лет я избрала вращения. Просто почувствовала особую связь с тем, чтобы вращаться долго и быстро. Это как медитация, ощущаешь себя почти в трансе - образы и позиции, которые я могла создать, вращаясь, уносили меня в фантастический мир и это очень волнующе".

А что же прыжки? - может спросить современный любитель фигурного катания. А прыжки Люсинда любила и они шли у неё легко. Первый прыжок в три оборота, тулуп, швейцарка исполнила в 12 лет, тренируясь в Японии, и даже смогла отобраться на Всеяпонский чемпионат среди юниоров и занять там третье место в сезоне 93-94, проиграв только будущей олимпийской чемпионке Шидзуке Аракаве и бывшей партнерше Алексея Тихонова Юкико Кавасаки. Но к 17 годам любовь к прыжкам ушла - Люсинда выросла аж до 175 сантиметров, пошли падения и тяжелые травмы. Они и привели к тому, что в 2000-м году Люсинда Ру завершила любительскую карьеру и ушла в профессионалы. И в профессиональных соревнованиях смогла стать бронзовым призёром Чемпионата мира реди профессионалов 2000 года.

Хотя Люсинда не добилась того, о чём мечтают спортсмены, она не разочарована: "Олимпийское и мировое золото - это нормальная мечта, но я достигла чего-то другого и надеюсь, что это вдохновило молодых спортсменов на мелость быть другими. Папа говорил мне, что надо быть особенной, уникальной на льду. Выделиться и оставить свой след, а не выиграть золотую медаль. Думаю, что этого я достигла с огромным успехом".

Сейчас Люсинда Ру живет в Лэйк-Эрроухед, работает тренером по фигурному катанию, запустила модную линию, а в 2011-м году написала автобиографическую книгу "Frozen Teardrop". А также Люсинда - мама двух дочек-близняшек Анжелины и Анджелики, которые, как и их мама занимаются балетом. Сейчас "Энджел-твинс" по семь лет - столько же, сколько много лет назад было одной швейцарской девочке, жившей в Японии, когда она избрала для себя дорогу, которая сделала её известной, как Королева вращений.

***

Швейцария часто являет миру фигуристов, славных своими вращениями - Дениз Бильман, Натали Криг, Люсинда Ру, Стефан Ламбьель. Появляются и подлинные мастера этого элемента в других странах - Юлия Липницкая, Алиса Лозко, Акари Накахара. Немногие из них могли выиграть титулы и регалии, кто-то оставляет свой след в сердцах любителей фигурного катания, кто-то проходит практически незамеченным. Возможно, в нынешней системе оценивания  фигурном катании вращения недооценены - это вопрос дискуссионный и обсуждать его можно до бесконечности. А точнее - до того момента, как придёт новая фигуристка или фигурист, чьи вращения пронесутся по белой ледовой поверхности нашего спорта, как торнадо, в эпицентре которого будет их творец.

P.S. Приведу еще одну цитату Люсинды Ру о её отношении к тренерской работе. Не стал выводить её в основной текст, обо она достаточно длинная и материал был бы перегружен цитатами:

"Я много лет передаю свои знания и опыт. Начала с семинаров по всему миру, потом работала со многими чемпионами мира и Олимпийских игр. Я стараюсь быть таким тренером, каким хотела бы, чтобы был мой тренер, когда я каталась. Для меня это воплощается в уважении к моим ученикам - в ответ они уважают не только то, чему я их учу, но и меня саму. Как и любые отношения, отношения между учителем и учеником строятся так, чтобы они друг у друга учились быть лучшими друг для друга. Роль учителя - не "проповедовать",а смотреть, что нужно ученику для воплощения мечты. Мечты самого ученика, но не учителя. Учитель существует для того, чтобы пробудить в ученике то необычное, что в нём заключено, при этом никогда не позволять своему собственному "я" вмешиваться в этот процесс".

Не правда ли, прекрасные слова? 

При подготовке статьи использованы материалы GoldenSkate и Greenwich Citizen