Люсинда Ру: В эпицентре торнадо
"Однажды один поклонник сказал мне,
что когда он видел мои вращения,
то был слышен шум ветра, который возникал, когда я вращалась.
Именно это чувствовала и я.
Словно находилась в эпицентре торнадо, которое создавала сама"
Люсинда Ру, из интервью Greenwich Citizen 25.02.2011
"This world is spinning inside me,
the whole world is spinning inside of me."
Dream Theater - Pull Me Under
Люсинда Ру - одна из тех фигуристок, которые не обладают огромным количеством титулов, регалий и наград, однако это не помешало ей заполучить любовь поклонников и тысячи просмотров видео её прокатов и комментариев под ними. И до сих пор её величают "королевой вращений"
При чём, по словам самой Люсинды, её никто никогда не учил вращениям: "Меня никто никогда не учил вращениям. Я просто каждый день искала способ, как вращаться быстрее и дольше держать позицию. Так и сформировалась моя техника".
Но, Люсинду Ру любят не только за вращения, а и за то, что они у неё очень органично вплетены в "канву" постановок и "обрамлены" прекрасной хореовыучкой, линиями и скольжением. Ведь до того, как избрать своим путём фигурное катание, Люсинда профессионально занималась балетом и уже в семь лет получила приглашение от Королевской балетной школы Лондона, одной из самых престижных балетных школ мира. А балетная подготовка, в свою очередь, помогала Люсинде не только в "компонентной" части, а и придумывать новые позиции во вращениях: "Когда я была маленькая, занималаь вращениями два часа в день и как минимум 20 минут из них - работой над созданием новых позиций. Я любила балет и хотела внедрить во вращения балетный опыт. Рисовала в воображении позиции, которые старалась воплотить на льду. Я всегда считала себя больше художником, чем атлетом".
Вращения для Люсинды всегда были больше, чем просто элементом фигурного катания (еще и элементом с не самым большим "удельным весом" в судейской оценке). Для швейцарской фигуристки вращения были целым фантастическим миром: "В детстве мой папа как-то сказал мне, что надо найти что-то уникальное, то что буду уметь делать только я одна - так меня запомнят. Так в 8 лет я избрала вращения. Просто почувствовала особую связь с тем, чтобы вращаться долго и быстро. Это как медитация, ощущаешь себя почти в трансе - образы и позиции, которые я могла создать, вращаясь, уносили меня в фантастический мир и это очень волнующе".
А что же прыжки? - может спросить современный любитель фигурного катания. А прыжки Люсинда любила и они шли у неё легко. Первый прыжок в три оборота, тулуп, швейцарка исполнила в 12 лет, тренируясь в Японии, и даже смогла отобраться на Всеяпонский чемпионат среди юниоров и занять там третье место в сезоне 93-94, проиграв только будущей олимпийской чемпионке Шидзуке Аракаве и бывшей партнерше Алексея Тихонова Юкико Кавасаки. Но к 17 годам любовь к прыжкам ушла - Люсинда выросла аж до 175 сантиметров, пошли падения и тяжелые травмы. Они и привели к тому, что в 2000-м году Люсинда Ру завершила любительскую карьеру и ушла в профессионалы. И в профессиональных соревнованиях смогла стать бронзовым призёром Чемпионата мира реди профессионалов 2000 года.
Хотя Люсинда не добилась того, о чём мечтают спортсмены, она не разочарована: "Олимпийское и мировое золото - это нормальная мечта, но я достигла чего-то другого и надеюсь, что это вдохновило молодых спортсменов на мелость быть другими. Папа говорил мне, что надо быть особенной, уникальной на льду. Выделиться и оставить свой след, а не выиграть золотую медаль. Думаю, что этого я достигла с огромным успехом".
Сейчас Люсинда Ру живет в Лэйк-Эрроухед, работает тренером по фигурному катанию, запустила модную линию, а в 2011-м году написала автобиографическую книгу "Frozen Teardrop". А также Люсинда - мама двух дочек-близняшек Анжелины и Анджелики, которые, как и их мама занимаются балетом. Сейчас "Энджел-твинс" по семь лет - столько же, сколько много лет назад было одной швейцарской девочке, жившей в Японии, когда она избрала для себя дорогу, которая сделала её известной, как Королева вращений.
***
Швейцария часто являет миру фигуристов, славных своими вращениями - Дениз Бильман, Натали Криг, Люсинда Ру, Стефан Ламбьель. Появляются и подлинные мастера этого элемента в других странах - Юлия Липницкая, Алиса Лозко, Акари Накахара. Немногие из них могли выиграть титулы и регалии, кто-то оставляет свой след в сердцах любителей фигурного катания, кто-то проходит практически незамеченным. Возможно, в нынешней системе оценивания фигурном катании вращения недооценены - это вопрос дискуссионный и обсуждать его можно до бесконечности. А точнее - до того момента, как придёт новая фигуристка или фигурист, чьи вращения пронесутся по белой ледовой поверхности нашего спорта, как торнадо, в эпицентре которого будет их творец.
P.S. Приведу еще одну цитату Люсинды Ру о её отношении к тренерской работе. Не стал выводить её в основной текст, обо она достаточно длинная и материал был бы перегружен цитатами:
"Я много лет передаю свои знания и опыт. Начала с семинаров по всему миру, потом работала со многими чемпионами мира и Олимпийских игр. Я стараюсь быть таким тренером, каким хотела бы, чтобы был мой тренер, когда я каталась. Для меня это воплощается в уважении к моим ученикам - в ответ они уважают не только то, чему я их учу, но и меня саму. Как и любые отношения, отношения между учителем и учеником строятся так, чтобы они друг у друга учились быть лучшими друг для друга. Роль учителя - не "проповедовать",а смотреть, что нужно ученику для воплощения мечты. Мечты самого ученика, но не учителя. Учитель существует для того, чтобы пробудить в ученике то необычное, что в нём заключено, при этом никогда не позволять своему собственному "я" вмешиваться в этот процесс".
Не правда ли, прекрасные слова?
При подготовке статьи использованы материалы GoldenSkate и Greenwich Citizen
Ее ЛО - настоящее, адекватное перенесение балета на лед, собственно и выглядит как балет на льду, где у исполнительницы есть все: балетная фигура, осанка, движения, все выдержано, дотянуто, смотришь и видишь именно балерину на коньках, а не спортсменку, изображающую балерину на льду. А какие умопомрачительные вращения!... Какой контроль каждой позы и скорости вращения!... Реально королева пируэтов. Да и просто на нее приятно смотреть, чтобы она не делала на льду - красивая фигура, мягкое скольжение. Прыжки - да, не ее, но и фиг с ними: раз все остальное превосходнейшего качества, на это меньшинство элементов можно просто не обращать внимание. ФК это прежде всего КАТАНИЕ, а не прыжки в длину, высоту и пр.
А уж ее заключительная фраза о том, каким она видит тренера - просто суть того, каким он и должен быть. Посвятившим себя мечте своего ученика, а не своей собственной. На это у него было его время, его юность, его шансы.
Еще раз большущее спасибо! Видео сохраню в закладках. )
Ну.. у Люсинды была и прекрасная балетная выучка - тот же "Черный лебедь", например, практически эталон слияния классичекого балета и фигурного катания. Да и в других программах у неё были прекрасные линии, работа коньком, пресловутые "транзишены".
А насчет прыжков - в том же "Лебеде" у неё есть два прыжка в конце с очень необычных заходов, которые не думаю, что прямо так просто взять и повторить...
О... кто-то уже мне минус влепил...
Сама Ру сама же и говорила, что как пошла в рост - прыжки посыпались, травмы начались, любовь к прыжкам кончилась.
Быть может - история даже не Люсинды, а Алисы - показатель реальной недооцененности по-настоящему крутых вращений в НСС (особенно если сравнивать с системой судейства в ФК на роликах, разработанной под влиянием НСС).
Спасибо, что написали о ней статью, никогда не слышыл про таку фигуристку. Все-таки, даже в спорте нельзя все измерять результатом.
Кстати , а вы в курсе что когда вводили НСС , для формализации черт сложности и критериев качества были использованы именно вращения Люсинды Ру ? Тогда она была единственной фигуристкой исполнявшей вращения "на полном фарше" и максимально разнообразные
"The System Has Failed" ((c) группа Megadeth)
Да и опять же - Люсинда сама говорила, что пытается быть таким тренером, каким хотела бы, чтобы был тренер её самой. Её тренеры (не только Сато, а и Толлер Крэнстон, Кристи Несс, Оливер Хенер) врятли были "пигмалионами"...
Мне кажется, что "пигмалионство" характерно больше для тренеров советской/пост-советской школы. Кстати - попытка Люсинды работать с нашим тренером - Галиной Змиевской - закончилась очень быстро и очень плохо: разрывом коленных связок на тренировке (не буду винить Галину Яковлевну, ибо не знаю всех обстоятельств).
А вот роллерам далось описать вращения намного лучше, чем "ледовикам" - у них вращения уровня "действительно вау" получают действительно много.
Нда , и лично я считаю, что трон "королевы вращений" по прежнему остается за Люсиндой Ру , несмотря на то что после неё появились таки выдающиеся спиннеры как Липницкая , Радионова , Лозко, сейчас и Валиева. Принцессы вращений - без вопростов , королева пока - Ру ))
А ее представление о том, каким должен быть тренер - всем нужно разное: для творческого и думающего ученика - это наверное идеал, а другой добьется гораздо большего с условным Станиславом Алексеевичем Жуком.
На Ютубе, кстати, есть еще много видео Люсинды: https://www.youtube.com/results?search_query=lucinda+ruh
Ее вращения меня просто поразили, когда я их увидела. Я их пересматривала и пересматривала. Она так быстро и так центрировано кружиться, что иногда непонятно в какую сторону, или даже кажется, что она меняет направление. Такой интересный оптический эффект)
А вообще, вращения тоже физически очень напряжно и тяжело. При таких угловых скоростях и при продолжительном времени ( в отличии от прыжков), кровь в сосудах просто "прилипает" к стенкам, и получается, что сосуд наполовину полон и наполовину пуст. Это очень интересно, как с точки зрения физики, так и с биологии. Ну и вестибулярный аппарат должен быть очень крут. То есть мозг тоже в деле)
Согласна, что вращениям уделяется недостаточно внимания, и стали они несколько однообразные.
Не согласна, что "Роль учителя - не "проповедовать",а смотреть, что нужно ученику для воплощения мечты. Мечты самого ученика, но не учителя." Роль учителя вести к вершинам, учить во всех смыслах этого слова, учить всему, в том числе достигать спортивного результата. Проблема позиции Ру в том, что не всегда у детей (учеников) есть мечта, или эта мечта может выглядеть, как поиграть в танчики. И при этом есть талант, который огромное количество людей зарывает, не о том мечтая или наоборот, только витая в мечтах. И мы бы не досчитались множество великих спортсменов и не смогли бы гордиться прекрасными достижениями. И многие из этих спортсменов благодарны тем, кто не дал свернуть на мелкие желания, а заставил верить в мечту и идти к цели.