4 мин.

Прегресс

Прогресс или регресс? На эту тему не стихают дебаты вокруг новых изменений в правила, принятых на только что завершившемся конгрессе ISU. В частности - технические ограничения: запрет на повтор прыжков в четыре оборота, ограничения на бонусы за прыжки во второй половине, отмена тано/риппона в качество черты на GOE и так далее. Думаю, их и так все помнят и повторно перечислять нет смысла.

Кто-то считает эти нововведения сдерживанием прогресса, кто-то - наоборот, полезными для спорта. Я же для начала расскажу одну историю из другого вида спорта... Думаю, что многие мои читатели знают, что помимо фигурного катания я люблю и некоторые другие виды спорта. В частности - автогонки, среди которых особенно уважаю туринг или кузовные (гонки на специально подготовленных версиях серийных машин). В 2015 году бывший руководитель FIA WTCC (чемпионата мира по турингу) Марчелло Лотти основал серию TCR, соревнования в которой проводились по значительно более "демократичным" правилам, как спортивным, так и техническим (требования к машинам, затраты на участие и всё такое). За два года эта серия разраслась в огромную франшизу, в которую входят региональные и национальные чемпионаты по всему миру, в том числе - в России. А WTCC, по отношению к которому изначально TCR был "низшей лигой", стремительно сдавал позиции по разным причинам - дороговизна, длительное доминирование одной команды, заводской Citroen (не умаляю заслуг аргентинского гонщика Хосе Марии Лопеса - он таки очень крут), частным командам и гонщикам было нереально конкурировать с заводскими... В итоге чемпионат мира по турингу оказался под угрозой исчезновения и FIA пришлось принять более простые и "демократичные" правила TCR, в силу отсутствия заводских команд (еще один важный запрет в правилах TCR), трансформировав чемпионат мира в Кубок мира WTCR. В итоге - получился сильный чемпионат с высоким уровнем конкуренции между гонщиками - в 12 гонках четырех этапов выиграли восемь разных гонщиков из шести разных команд, а на подиумах постояли 14 гонщиков из восьми команд (всего на сезон 2018 года заявились 12 команд и 24 гонщика, а также две квоты для двух гонщиков на каждый этап, которых выбирают FIA и Eurosport (промоутеры серии)).

Эта автогоночная преамбула была к тому, что не всегда прогресс спорта или соревнований равен прогрессу отдельных участников. Среди любителей фигурного катания стало бытовать тождественное отношение прогресса спорта и прогресса отдельных спортсменов. Отчасти оно так и есть, но... Но всякая палка, как известно, имеет два конца. В чём отличие спорта от физкультуры? Ключевое отличие - в наличии соревновательного фактора: именно соревновательность, конкуренция - суть спорта и его смысл. И чем больше эта конкуренция, чем больше спортсменов, которые вышли на старт соревнований или начали сезон, претендуют на победу, чем больше борьбы в середине и в конце, тем спорт зрелищнее и привлекательнее для зрителей. В Формуле 1 (опять возвращаемся к автогонкам) эта истина стала прописной - одна их команд быстрее всего приспосабливается к правилам и учится выжимать из них максимум, пропасть растет, кто-то уходит, и приходят к необходимости поменять правила. И так по кругу. В других сериях также (вон топовый класс гонок на выносливость LMP1 (тот, что про 24 Часа Ле-Мана) тоже чуть не помер - тоже пришлось правила менять). 

Спроэцируем наши рассуждения на фигурное катание. Зададимся вопросом - хотим ли мы поощрять индивидуальных прогресс спортсменов - тех, кто может финансово, организационно, физически, или хотим стимулировать прогресс фигурного катания в целом - повышать конкуренцию на главных стартах, как среди фигуристов, так и расширять географию победителей и призеров, увеличивать плотность борьбы во главе "пелотона" и в других его частях. Сторонники индивидуального прогресса, естественно, критикуют нововведения и их можно понять - стоимость четверных прыжков понизилась, "плата" за ошибку выше, после ограничения будут делать менише четверных в одной программе, ограничили бонусы за вторую половину... Этими изменениями их авторы явно сдержали, а может и полностью остановили техническую "гонку вооружений", в которую были вовлечены лишь несколько спортсменов и спортсменок.

Повысится ли конкуренция? Скорее повысится, чем нет - у мужчин двумя четверными владеет почти весь "пелотон" и в борьбу за подиум могут включится многие спортсмены, а ошибки будут отбрасывать павших далеко назад (в гонках тоже если проехал по обочине - не обижайся на то, что тебя обогнала толпа соперников, пока выезжал назад на трассу), соответственно даже шансы на победу появятся у очень многих - при условии чистых прокатов, ясное дело, и судейства, не зависящего от номера разминки и прочих неспортивностей. Даже если вдруг поднимется на подиум или, тем более, победит кто-нибудь из редких "бесквадных", вроде Йорика Хендрикса... Ну что же, и это тоже будет вполне спортивная победа...Думаю, что всё вышесказанное касается и девушек.

Итого... Не надо спешить клеймить новые правила и их создателей, и делать выводы. Давайте подождём немного и увидим, как оно все будет выглядеть на практике. Быть может - не все так плохо и по новым правилам нас ожидают неожиданные результаты и восход новых имён из "новых" стран. Быть может, каждый старт нам будет дарить яркую борьбу многих спортсменов или спортсменок из многих стран и континентов за право подняться на верхнюю ступеньку подиума. Ведь суть спорта - соревновательность и конкуренция, даже если кажется, что развитие этих двух черт - "в пользу слабых/бедных".