4 мин.

О гонках GT, как альтернативе Формуле-1

Многие согласятся с тем, что Формула 1 сейчас находится в глубочайшем кризисе, все больше отдаляясь от спорта и превращаясь в шоу, некое подобие рестлинга. Причин тому много - постоянное доминирование одной команды, подковерно-кулуарщина, непонятное судейство и так далее... Все причины не раз назывались в комментариях на Спортсе к той или иной новости или записи в блоге. Да и обьективные факторы, вроде падения рейтингов и зрительской аудитории, тоже звучали не раз и не два. И то, что СМИ уделяют Формуле 1 огромное внимание - скорее некая инерция. Стоит СМИ перестать уделять такое внимание Ф1 - и пучина кризиса поглотит ее окончательно, тем более, что альтернатива "королеве автоспорта", как мне кажется, есть. И название ей - гонки GT.

1. Производители и команды

В GT выступают хорошо знакомые по формуле 1 производители - Ferrari, McLaren, Mercedes.., Хоть из них только итальянцы выступают по классу GTE, а англичане и немцы "окучивают" серии класса GT3, коих очень много от региональных до международных. К тому же - и в GTE, и в GT3, и в японской SuperGT, у которой свой собственный технический регламент, присутствуют многжество производителей, которые ранее были в Формуле 1, в том числе и заводскими командами - Porsche, Mazerati, Honda, Toyota, Lamborghini, Ford, BMW и так далее. Каждый бренд - культовый, со своей историей и славными спортивными традициями, в отличие от условных "Ред Булл" или "Форс Индия"...

2. Правила и регламенты 

В GT большинство серий "играет" по правилам, которые вырабатываются FIA, а не диктуются хотелками команд или еще Бог знает кого. Даже те GT-серии, у которых свой технический регламент (TransAm, SuperGT) тоже руководствуются этим принципом - правила устанавливаются органом, руководящим серией, а не командами, тем более - избранными ("Стратегические группы" и прочая дичь). И правила эти направлены в первую очередь на развитие спортивной составляющей, т.е. - борьбы на трассе, а не тактической. Так, например, в SuperGT все команды должны провести обязательный пит-стоп, при чем в строго отведенное для этого "окно". Единственное "но" - класс GTE, входящий в программу FIA WEC, не особо "смотрибелен" ввидк длительности гонок по 6 часов. Но в других сериях с этим проблем нет - 3 часа максимум.

3. Машины и люди

Думаю, многие поклонники автоспорта любили в детстве играть в игры типа Need For Speed, главными "героями" которых и были те самые машины класса Гран-Туризмо - Феррари, Ламборджини, Форд-Мустанг и так далее. И каждую из машин, выступающих в гонках GT, можно с полным правом назвать произведением инженерного искусства не меньшим, чем машины Формулы-1. А может, и с большим... К тому же, многие из GT стали классикой и "выдержали" не одно "переиздание" в нескольких поколениях.

4. Зрелищность и результаты

А вот тут уже говорить будут цифры. В FIA WEC класс GT немногочисленный - 4 команды и 7 машин в категории Pro и 6 команд и 6 машин в категории Am (плюс две команды выставляли по второй машине на 24 Часа Ле-Мана). При этом - у "Про" побеждали 6 машин и 15 гонщиков в 8 этапах, а в "Ам" - 3 и 9 из 6, соответственно. Но более многочисленный класс - GT3, как по количеству команд и пилотов, так и по количеству машин, в нем выступающих и серий, проводящих соревнования по этому классу, ключевой из которых является серия Blancpain GT, которая в этом сезоне собрала много десятков команд, машин и пилотов. Опять-таки - без доминации кого-либо. И в японской SuperGT 45 машин на две категории - очень немало.

Реклама 18+

5. Итого 

Лично я не вижу, чем GT хуже Формулы 1 для зрителя, болельщика. Скорости поменьше? Но это оценят только знатоки. Меньше, а точнее - совсем нет, налета гламурности и всего сопутствующего? Это, скорее, хорошо, нежели плохо - ибо эта гламурность в конечном итоге и погубила в Формуле 1 спорт, превратив ее в обычное шоу, хотя пока еще без префикса реалити-.. (но кто знает, что случится в будущем).