15 мин.

Ретро-разбор. Россия — Голландия, четвертьфинал Евро-2008

События лета 2008 года сейчас вспоминаются как нечто беззаботное и бесконечно счастливое — настоящий футбольный праздник, безумные эмоции, люди на улицах, орущий, но еще не скатившийся Черданцев, Орлов со своими «булхаусом» и «дер вар саром», в общем, целый калейдоскоп впечатлений на всю жизнь. Так что святое дело — разобрать легендарную игру и пропустить через себя ее еще раз.

Нидерланды вышли на матч постоянной основой. Хиддинк тоже почти ничего не менял, но все же подстроился под соперника

Каждый свой матч на Евро-2008 «оранжевые» начинали с одинаковым выбором стартового состава, за исключением ничего не значившей игры с Румынией. Тогда играл резерв, а из основы на поле появились только правый защитник Халид Булахруз и опорник Орландо Энгелар.

Россия же менялась по ходу турнира, но не совсем кардинально - костяк команды оставался прежним. Когда после дисквалификации вернулся Аршавин (он пропускал матчи с Испанией и Грецией), Хиддинк специально поменял схему под атакующего хавбека «Зенита». После матчей в 4-3-3 против Испании и Греции Россия перешла на 4-4-1-1 с Аршавиным в роли второго форварда под Павлюченко.

Еще одно изменение коснулось центра обороны — испанцы сделали из Романа Широкова игрока «не уровня сборной», поэтому на игру с греками в паре с Денисом Колодиным вышел уже Сергей Игнашевич. Видимо, у Хиддинка были особые планы на Широкова с учетом его прекрасного умения пасовать, но, как показало время, уместнее и лучше всего Широков смотрелся точно не в роли ЦЗ.

Также у Хиддинка не было явного основного игрока на правый фланг атаки/полузащиты. За три матча группового этапа на этой позиции сыграли сразу пять футболистов. Но на четвертьфинал у Хиддинка был явный вариант.

«Мы анализировали игру голландцев, чтобы нейтрализовать их козыри. У них очень сильный левый фланг, поэтому там играл Саенко. Это очень сильный физически футболист, который всегда действует дисциплинированно», - объяснял Хиддинк после матча.

Ван Бастен ничего не придумал

Левый фланг голландцев действительно заслуживал отдельного внимания. Роль крайнего защитника выполнял Джованни ван Бронкхорст, а над ним в полузащите номинально располагался Снейдер. По факту, Уэсли много сваливался в полуфланг и центр поля, что логично, ведь это была его основная и любимая позиция.

В итоге, обе роли идеально дополняли друг друга: Уэсли тяготел к центру, что освобождало пространство для подключений ван Бронкхорста, чем он постоянно и пользовался. Это движение стало доминирующей идеей сборной Ван Бастена в атаке. Сначала это принесло результат (фееричная победа со счетом 3:0 над Италией, где Ван Бронкхорст был одним из лучших на поле), а затем стало большой проблемой, так как в остальном позиционные атаки Голландии выглядели скудно.

Еще одной голландской проблемой стал правый фланг обороны. Роль правого защитника выполнял Халид Булахруз, профильный центрдеф. Да, иногда Булахруз на клубном уровне выходил на фланге обороны, но типичным крайком его точно нельзя было назвать. Булахруз вошел в состав сборной Голландии в последний момент вместо получившего травму Райана Бабела, а до турнира за сезон провел всего 800 минут в аренде в «Севилье». И в Испании Булахруз играл центрального защитника.

В общем, в атаке у Нидерландов наблюдался явный перекос на левый фланг. Все это логично вылилось в план Хиддинка, и у Ивана Саенко в рамках этого плана была ключевая роль. Саенко регулярно выдвигался на ван Бронкхорста в момент передачи, чтобы к моменту получения мяча Джованни оказывался под серьезным давлением.

Важным элементом надежности плана Хиддинка стали персональные ориентировки при обороне в центре поля и на флангах защиты. В центре был гибкий man-marking, то есть защитники сопровождали своих оппонентов, когда те входили в зону, а Анюков и Жирков играли в линию, но старались держать такое расстояние до оппонента, чтобы одновременно иметь возможность выдвинуться за ним при необходимости, и при этом не разрушать собственную схему, когда прессинг был не нужен.

Это гарантированно лишало ван Бронкхорста выгодных вариантов с передачами. Даже смещающийся Снейдер не создавал дополнительной угрозы, потому что не давал Нидерландам численного преимущества, из-за дисциплинированно выдвигающегося Анюкова (хотя в привычных условиях zonal marking «оранжевые» имели бы преимущество 4-в-3 /4-в-2).

Еще один подобный эпизод:

К слову, Хиддинк использовал этот прием на протяжении всего турнира. Особенно интересно было наблюдать за этим в матчах против Испании, у которой был потрясающий центр поля — Хави, Иньеста, Сенна, Давид Сильва. В матче группового этапа Россия точно не провалилась в позиционной обороне - первый гол Испания забила после ошибки Широкова, а остальные три - в быстрых контратаках, причем третий и четвертый после 70-й минуты, когда Россия совсем раскрылась и пошла вперед отыгрываться.

Инструкции по обороне на левом фланге разительно отличались от инструкций, по которым Россия оборонялась справа. Булахрузу намеренно давали возможность свободно получать и двигать мяч просто потому что от Булахруза никакой опасности не исходило.

Пример «креатива» от Булхауса — заброс точно в руки Акинфееву:

В итоге, голландцы вынуждены были разгонять атаки через дохлый правый фланг. Логично, что в позиционной обороне Россия располагалась асимметрично. Семак оказывался ниже всех в полузащите и играл, в основном, с ван дер Вартом (хотя в настолько подвижной и хаотичной схеме оппоненты или роли могли меняться), Семшов располагался выше и держал Энгелара. Против де Йонга по ситуации могли играть Аршавин или Зырянов. Ну и, конечно, Анюков и Жирков наполняли центр поля при необходимости.

Павлюченко оставался свободен и его главной задачей был прессинг защитников. Если Нидерланды разыгрывали мяч от ворот или просто уводили его назад, сборная России поднималась высоко в прессинг четырьмя игроками. Аршавин иногда даже прессинговал ван дер Сара.

На самом деле идея Хиддинка заблокировать ван Бронкхорста была не нова. Уже во втором туре группового этапа французы играли против защитника «Фейеноорда» подобным образом, но не прибегали к персональным ориентировкам в обороне.

При этом французы сдержали позиционные атаки голландцев, от которых, например, пострадали итальянцы. «Трехцветным» просто не повезло быстро пропустить с углового. В первом тайме они играли от обороны и имели моменты в быстрых атаках, но ничего не забили, а во втором пошли вперед и пропустили контратаку. Потом был гол Анри и молниеносный ответ Роббена. Добила французов быстрая контратака голландцев уже в добавленное время. Счет в этом матче был не совсем по игре.

Самое странное - отсутствие реакции от ван Бастена. Получилось так, что игру голландцев разобрали уже во втором матче — собственно, ничего нового «оранжевые» в игре против сборной России не продемонстрировали.

Как сборная России играла в атаке

Креативным центром той команды был Андрей Аршавин. Его игра между линиями принесла России победу в матче против Швеции, и в этом матче он тоже закономерно был основной фигурой. Стремление отдать на Аршавина было одной из главных идей команды в атаке, но, к счастью, это стремление не было глупым. Партнеры создавали Аршавину идеальные условия для приема мяча - освобождали его от соперников между линиями, чтобы он мог творить магию.

Но, надо сказать, что и сам Андрей полностью отдался этой игре. Он был буквально единственным, кто реально предлагал себя между линиями (еще Саенко пару раз за матч), так что атакующему хавбеку «Зенита» пришлось проделать реально огромный объем рывковой работы. Главное, что он везде успевал и постоянно предлагал себя снова и снова. Хороший пример:

Сборная России работала на то, чтобы создать Аршавину пространство, а использовалась для этого системная особенность Нидерландов, которую можно было отыскать по ходу турнира.

Дело в том, что опорные полузащитники «оранжевых» также оборонялись с использованием персональных ориентировок. Они высоко поднимались за Семшовым и Зыряновым (полузащитник «Зенита» постоянно оказывался в центре/в полуфланге слева от Семака при билд-апе, оставляя фланг Жиркову), которые специально провоцировали голландцев выбираться все выше и выше. В итоге де Йонг и Энгелар оказывались чуть ли не в первой линии обороны:

И все бы ничего, но линия обороны Нидерландов не поддерживала допустимое расстояние между линиями (да и просто не могла, учитывая, что подняться нужно было настолько высоко). В итоге оборона проваливалась раз за разом.

В большинстве случаев эти ситуации провоцировали в полуфланге Саенко (который из-за этого тоже выдал огромный объем перемещений), специально под Игнашевича, который мог исполнить хороший пас.

В голе Павлюченко отчасти отразились все ошибки Нидерландов при обороне. Сначала мяч перелетел через голову де Йонга, которого Семшов стянул поближе к Семаку, а потом де Йонг и Энгелар вдвоем оказались против Жиркова. Семак в голе сделал вообще все: сначала перекинул мяч на Аршавина (можно сказать между линий), забежал в освободившийся фланг и сделал точнейший кросс на Павлюченко:

Стоит отметить колоссальный вклад Юрия Жиркова в атакующую игру сборной России — именно Хиддинк передвинул игрока ЦСКА на левый фланг обороны и отдал в его распоряжение всю бровку. По итогам турнира Жирков попал в символическую сборную, а через год перешел в «Челси» за 18 миллионов фунтов. Его взрывные проходы по флангу и эффектный дриблинг стали одной из фирменных черт команды Хиддинка на Евро-2008. Собственно, Юрий до сих пор в обойме национальной сборной и за 11 лет в российском футболе не выросло даже близко сопоставимого по уровню игрока на левый фланг обороны.

Ну и еще один блестящий ход Хиддинка, повлиявший на итоговое выступление сборной России — приглашение в команду Сергея Семака, который в отборочном цикле даже близко не был основным игроком. Но мощный старт «Рубина» в чемпионате нельзя было оставить без внимания — с Семаком в центре поля сборная России получила необходимый баланс.

России повезло не пропустить несколько голов со стандартов

До гола Павлюченко Россия выглядела лучше Нидерландов - создавала моменты у ворот ван дер Сара, а ван Бронкхорст и Булахруз просто были выключены из игры, из-за чего позиционная структура атак просто развалилась. Пожалуй, лучшее признание этого - замена ван Бастена после пропущенного гола. С поля ушел Энгелар, его сменил Афеллай - атакующий хавбек вместо опорника. Это повлияло на постепенное перестроение игры голландцев.

Ван дер Варт опустился в опорную зону, Снейдер ушел на место «десятки», Афеллай занял его место на левом фланге атаки. Кстати, точно такую же замену ван Бастен провел в перерыве матча с Францией - тогда у голландцев тоже были проблемы с позиционными атаками, как уже отмечалось выше.

Особую ставку голландцы сделали на стандарты — Нидерланды подали несколько штрафных в первом тайме и начале второго и буквально каждый был очень опасен. Ван Нистерлою каждый раз не хватало совсем чуть-чуть для того, чтобы дотянуться до мяча, и при этом он стабильно отклеивался от защитника, и, в теории, мог бить без сопротивления.

В итоге ван Нистелрой все же забил со штрафного - на 89 минуте, уже после 20-25 минут позиционного и территориального доминирования своей сборной. Как тут не вспомнить фразу Черданцева сразу после гола: «Ну и что, ну подумаешь… Ну и что, что забил, а время ещё будет у нас! Подумаешь, забил! Кроме, как со штрафного, не можете же ничего забить! Голландцы, тоже мне!»

У Нидерландов, действительно, было не так много моментов - «оранжевые» часто использовали бесполезные кроссы и били из-за штрафной. Россия к этому моменту благополучно скатилась в низкий блок и просто обороняла штрафную, иногда при этом еще и убегая в перспективные контратаки.

Любош Михел удаляет Дениса Колодина с поля. Спустя некоторое время арбитр поменяет свое решение — перед эпизодом с фолом мяч ушел за лицевую. Тогда многие выдохнули с облегчением. 

В добавленное время Россия также была лучше

В овертайме владение и инициатива переходили от одной команды к другой, но было одно важное отличие - Россия смотрелась лучше во всех сценариях: и в позиционной атаке, и в переходных моментах. Сказался и феноменальный уровень физической подготовки команды Хиддинка — за нее отвечал Раймонд Верхейен.

Динияр Билялетдинов вспоминал: «Не назову те нагрузки запредельными, помогали индивидуальные беседы — тренер объяснял нам, зачем это нужно. Помогали расслабиться близкие, которые могли приезжать на сборы. Мы работали недельными циклами, а перед последней товарищеской игрой (с литовцами, 4:1) нагрузки снизились. Не припомню, чтобы хоть на одной игре турнира у нас были тяжелые ноги».

Голландцы уже просто не успевали за более свежими игроками сборной России. Хорошим ходом стал выход агрессивного и мобильного Торбинского — собственно, хавбек «Локомотива» и забил в очередной контратаке, а Аршавин спустя несколько минут похоронил Нидерланды после гениального аута Анюкова.

Голландцы отправились домой, а сборная России в полуфинале уступила будущим триумфаторам турнира — сборная Испании обыграла команду Хиддинка со счетом 3:0 и залетела в финал. Тем не менее, дома сборную России встречали как национальных героев.

Паблик SFT VK

Канал SFT в телеграме