9 мин.

В прошедшем сезоне Филип Костич освоил новую для себя позицию. Теперь он один из лучших в Бундеслиге

Не так давно Гари Невилл поделился своими мыслями об эволюции современных фулбеков специально для Sky Sports. Бывший тренер «Валенсии» (а по совместительству — легендарный правый защитник «Манчестер Юнайтед») признал, что сейчас ему было бы сложно закрепиться в топ-клубе.

Невилл был отличным защитником, но сейчас к фулбекам действительно больше требований, чем в начале и середине 2000-х. Но эти требования кардинально отличаются друг от друга в зависимости от системы игры команды и тренерской философии. Можно вспомнить несколько типов современных крайков: ложные фулбеки (создание численного преимущества в центре), классические крайние защитники (подключения по бровке и кроссы), профильные ЦЗ (создание тройки ЦЗ в первой линии билд-апа), бывшие вингеры/вингбеки (закрывают всю бровку и подключаются в штрафную) и Комброа.

Филип Костич - профильный левый хавбек. Интересно, что в прошлых клубах серб часто гасился от черновой работы, за что нередко подвергался критике. После перехода в «Айнтрахт» функции Костича на поле изменились, и он выдал свой лучший сезон в карьере.

Как повлияло изменение роли?

Адольф Хюттер фанатеет от вертикального футбола. Игра «Айнтрахта» завязана преимущественно на длинных верховых передачах. Мяч направляют либо в перегруженный фланг (чаще левый), либо в сторону атакующей тройки. После таких забросов задача полузащиты - выиграть подбор и продолжить атаку вертикальной передачей, или же вывести мяч на фланги для последующего кросса.

Очевидно, что в системе 3-4-1-2 большую роль играют вингбеки. «Айнтрахт» часто начинает атаки диагональными передачами на латералей, которые в свою очередь, размещены на одной горизонтальной линии с двумя форвардами. Также «Айнтрахт» применяет переводы с одного фланга на противоположный, тем самым создавая ситуацию 1 в 1 для своего крайка.

Внедрив Костича в свою систему, Хюттер подчеркнул его сильные стороны и замаскировал слабости. Удачность трансформации Костича подтверждают и статистические данные.

Например, Костич стал намного меньше бить. В прошлом сезоне, еще в составе «Гамбурга», он пробивал по воротам 2.46 раз за игру, а в «Айнтрахте» аналогичный показатель составил 1.88 ударов/90. Соответственно, по xG/90 цифры тоже просели с 0.32 до 0.13. В чем же улучшение? Увеличилась реализация — 6 голов в этом сезоне против 5 в прошлом (при большем количестве шансов). Большинство ударов Костич наносит из левой части штрафной площади (3 гола из этой зоны), и это результат наигранных комбинаций «Айнтрахта».

Также у Костича существенно увеличились показатели xA/90 (0.33 против 0.12) и Key Passes/90 (1.44 против 1.12). Благодаря изменению роли Костич стал более вовлеченным в билд-ап — по xGBuildup90 у него 0.17 против 0.07 в прошлом сезоне, а по xGChain90 - 0.50 против 0.37.

Костич в атакующей фазе

Если «Айнтрахт» перегружает правый фланг, то Костич располагается в левом полуфланге или в центре. В этих зонах он ждет паса низом, а после получения мяча ускоряется ближе к своему любимому левому флангу и навешивает/отдает пас. Пример привычного расположения Костича из матча с «Челси»:

Реже в таких ситуациях Филип открывается широко у левой бровки и ждет заброс.

Если «Айнтрахт» строит атаку через левый фланг, Костич играет широко, активно перемещается и участвует в построении ромбов. Такие ромбы создают: левый центральный защитник, Костич, один из форвардов и центральный хавбек. После получения мяча от центрдефа, серб ищет вариант для быстрого вертикального паса, или же обыгрывается с ближним партнером, после чего прорывается по флангу и навешивает.

Бывает и такое, что игроки «Айнтрахта» просто заряжают лонгболлы в сторону форвардов. Костич великолепно подстраивается в таких ситуациях — он дожидается мяча в полуфланге, а после подбора продолжает атаку пасом вперед. Но еще лучше у серба получаются рывки по флангу после скидки головой от партнера.

Также Костич круто открывается в штрафной площади. Чаще всего он вбегает туда по полуфлангу и останавливается чуть левее 11-метровой отметки (как на скрине ниже). В некоторых ситуациях он вообще остается на линии штрафной — чаще всего защитники просто не успевают его закрывать.

Парадоксально, но лучший ассистент и лидер по xA в команде - далеко не топовый распасовщик. Серб часто совершает ошибки под давлением. Он не рассчитывает силу, или пасует не идеально точно (средняя точность за сезон — 64.8%). В принципе, Хюттера это никак не беспокоит. От серба требуется принимать мяч во фланге и максимально быстро доставить его партнерам в центр/полуфланг. При получении мяча на своей половине поля, он в 1-2 касания делает заброс вдоль фланга или отдает короткий пас на ближайшего партнера впереди.

Кроссы в штрафную - совсем другая история. В «Айнтрахте» Филип выполняет 1.4 кросса за матч и является одним из основных исполнителей непрямых штрафных и угловых. Именно благодаря навесам и прострелам Костич вошел в десятку лучших игроков Бундеслиги по xA/90. А по голевым передачам его обогнали только Брандт, Киммих и Санчо.

Можно выделить 2 основных типа навесов Костича:

Первый - высокие подачи под включения Да Косты. Правый вингбек действует аналогично Костичу. Он тоже врывается в штрафную и ждет мяча либо на линии, либо чуть левее 11-метровой отметки.

Второй - кроссы в центр штрафной. Доводка мяча в центр коробки - еще одна важная деталь тренерской философии Хюттера. Йович, Ребич и Алле мастера открываний внутри штрафной площадки. Они часто ловят защитников соперника на противоходе и таким образом избавлятся от опеки. Ниже пример из первого полуфинального матча ЛЕ против «Челси». Йович шикарно открылся в штрафной и забил после навеса Костича.

Прострелы и передачи низом тоже в полном порядке. Костич может сильно прострелить на одного из форвардов, но лучше всего он выкатывает передачи вдоль линии штрафной.

Что касается дриблинга, то Костич идет в обводку в среднем 1.2 раза за игру. Наиболее часто он обходит соперников за счет резких рывков. Серб прокидывает мяч в левую сторону от защитника и оббегает справа (сразу вспоминается фирменный прием Милоша Красича). Кроме таких простых обыгрышей он использует: ложные замахи, разворот Кройфа и переступы. Правда далеко не всегда его финты работают. Пробросить мяч вперед и обыграть на широком шаге потерявшего концентрацию оппонента - хороший вариант. А вот раскачать соперника с места у Костича получается далеко не всегда. Ему не хватает гибкости и скорости ног.

Оборонительная работа Костича

Игра без мяча у всех команд Адольфа Хюттера была завязана на высоком и агрессивном прессинге. «Айнтрахт» - не исключение. Тренер сильно рисковал, наигрывая Костича на непривычной позиции, но со временем риск был полностью оправдан. Костич хорошо усвоил принципы интенсивного прессинга.

Практически всегда Филип ориентируется на правого фулбека соперников, и если того требует ситуация, прессингует его аж до лицевой линии. Игра в таких высоких зонах требует выносливости и концентрации. Со вторым компонентом бывают проблемы — Костич забывает о соперниках за спиной и не успевает перекрыть линию паса на вингера/хавбека. Впрочем, позиционные ошибки серба подчищают левый центральный защитник или вездесущий опорник Роде.

Пример удачного прессинга Костича из победного матча против «Интера»:

Игра в единоборствах — сильная сторона Костича. Благодаря мощному корпусу серб грамотно прикрывает мяч и вытесняет любого хилого соперника из своей зоны действия.

Иногда Костич выполняет роль флангового таргетмэна — лонгболлы на голову вингбека заряжает Трапп, после чего Филип переводит мяч в сторону форвардов. Также, серб отлично выигрывает мячи после длинных выносов вратарей соперников. На скрине показано, как Костич за счет грамотного выбора позиции оказался первым на мяче и сразу же начал атаку своей команды пасом на Ребича.

Главный недостаток в игре сербского крайка - оборонительная работа в среднем и низком блоке. Зона Костича становилась уязвимой, когда «Айнтрахт» удерживал преимущество в счете и отказывался от агрессивного прессинга. За спиной уже не было страхующих — опорник и ЛЦЗ в таких случаях практически всегда были привязаны к своим игрокам и к своим зонам.

Часто Костич проваливался во время кроссов в свою штрафную. Как пример — эпизод из концовки матча с «Бенфикой». Счет 2-0 устраивал «Айнтрахт», который для удержания сел глубже. Этот навес на 85 минуте мог стоить команде выхода в полуфинал ЛЕ. Филип просто не увидел оппонента за спиной.

Костич упустил игрока, который пробил в штангу ворот Траппа Филип Костич - пример игрока, которого вывела на топовый уровень подходящая система. Вряд ли серб сможет заиграть на позиции фулбека в модуле 4-X-X. Но у Хюттнера в «Айнтрахте» он уже стал важнейшим элементом командного построения. На прошлой неделе «орлы» оформили окончательный выкуп Костича у «Гамбурга», контракт с сербом подписан до 2023 года.

Наше сообщество VK

Канал SFT в Telegram