10 мин.

10 мировых звезд «Шелкового пути»

Себастьян Леб, Стефан Петерансель, Карлос Сайнс и другие легенды.

Карлос Сайнс

Единственный испанец, которому покорился чемпионат мира по классическому ралли, причем дважды — в 1990 и 1992 годах. После завершения карьеры в WRC 12 лет назад пилоты, штурманы и владельцы команд признали Сайнса лучшим раллийным гонщиком в истории.

В 2007-м «Матадор» ушел в ралли-рейды и неоднократно выступал в самых престижных автомарафонах планеты: в 2009 и 2010 года он выигрывал «Шелковый путь», а в 2010-м – «Дакар».

Несмотря на солидный возраст (55 лет) Карлос продолжает оставаться одним из лучших гонщиков: в последние два года Сайнс был близок к очередной победе в «Дакаре», но был вынужден прекратить выступления из-за аварий.

На «Шелковом пути» Сайнс выиграл обе свои попытки, причем благодаря стабильности, осторожности и внимательности — каждый раз его противники попадали в аварии на ровном месте, а «Матадор» уверенно побеждал на проблемном этапе и уезжал за победой. И, между прочим, участие в «Шелковом пути» 2009 года позволило испанцу подготовиться к триумфальному броску на «Дакаре»-2010.

Себастьян Леб

После Сайнса в WRC появился еще один гонщик, которого можно смело назвать «лучшим в истории»: Себастьян Леб выиграл девять чемпионских титулов подряд (в 2004-2012 годах) и поставил рекорд серии по количеству очков и побед на спецучастках. После чего со спокойной душой эльзасец отправился в другие дисциплины.

За несколько лет Себ перепробовал WTCC, ралли-кросс и ралли-рейды, и в каждом соревновании боролся за самые высокие места. В туринге он дважды становился третьим в общем зачете, а в этом году ему чуть-чуть не хватило для победы на «Дакаре». Себ также успешно выступал в «Ле-Мане» (был вторым) и однажды управлял болидом «Формулы-1» (правда, лишь на тестах). Впечатляющий послужной список.

В 2016-м Лебу не удалось побороться за победу на «Шелковом пути» из-за неисправностей, но в текущем рейде он безоговорочно лидирует с первого же дня, успешно избегая аварий и технических проблем. Себу «всего» 43 года, и, похоже, сдавать позиции он не намерен.

Сириль Депре

Действующий победитель рейда «Шелковый путь», двукратный чемпион мира по ралли-рейдам и пятикратный триумфатор «Дакара» в классе мотоциклов. Три года назад француз пересел за руль внедорожника, чтобы добиться успеха и в новом для себя классе гонок. Пока удается – Депре завоевал третье место в самом престижном рейде мира в 2017 году.

На данный момент Сириль защищает звание лучшего пилота «Шелкового пути» и удерживается в лидирующей группе, заезжая в топ-3 по результатам почти каждого этапа. Вот только потеря целого часа, который Депре провел в кювете, стоила ему реальной борьбы за победу — такой отрыв отыграть очень сложно без ошибок со стороны другого пилота (особенно когда тот другой — Себастьян Леб).

Стефан Петерансель

Очередной легендарный француз, который выиграл (вы только не падайте) 13 «Дакаров»! Шесть раз в 90-х Стефан становился лучшим на мотоциклах «Ямаха», а затем прибавил еще семь побед в классе внедорожников — в том числе в гонках 2016 и 2017 годов.

Кстати, Петерансель должен был стать 14-кратным победителем «Дакара», но в 2014 году ему приказали пропустить напарника. В результате легендарный гонщик сразу же сменил команду с «Мини» на «Пежо» и продолжил побеждать без помех. 

Француз выиграл половину этапов прошлогоднего «Шелкового пути», но потерял слишком много времени из-за аварии и не смог побороться за победу. В этом году история повторилась: Стефан снова не заметил яму, перевернулся и, похоже, выбыл из борьбы за победу.

Жерар де Рой

Де Рой – один из главных соперников команды «КАМАЗ-мастер»: он дважды обставлял российские экипажи и побеждал на «Дакаре», выигрывал немецкие и испанские бахи и первенствовал на пустынном Ралли Марокко. В общем, голландец прекрасно себя чувствует на любой трассе.

Но с «Шелковым путем» у Жерара особые отношения. В 2009-м он занял второе место, но серьезно повредил спину и пропустил следующие крупные автомарафоны, а также ничего не смог поделать на «Дакаре-2011», сойдя уже на первом этапе из-за старой травмы. Чтобы преодолеть проблемы со здоровьем, голландец тренировался настолько мощно, что через год выиграл своего первого «Золотого бедуина». На российско-казахо-китайском рейде этого года де Рой прекрасно стартовал и числился среди главных претендентов на подиум, но сломал амортизатор кабины. С такой неисправностью передвигаться по бездорожью просто невозможно, и представителю Нидерландов пришлось свернуть со спецучастка на дороги общественного пользования и отправиться на бивуак для ремонта. После крупного штрафа за фактический сход с этапа Жерар выбыл из борьбы за высокие места и остался в гонке только ради обкатки грузовика.

Ханс Стейси

Двоюродный брат Жерара де Роя и еще один голландец, побеждавший на «Дакаре» в классе грузовиков. В 2008 году Стейси выиграл «Ралли Трансориенталь» (прообраз «Шелкового пути») и «Ралли Центральной Европы» (которое провели вместо отмененного «Дакара»).

«Шелковый путь» играет немалую роль в карьере Ханса — ведь именно здесь нидерландский пилот возобновил карьеру в 2011 году (после объявления о завершении выступлений за два сезона до этого). Стэйси занял четвертое место и подготовился к полноценному возвращению в ралли — результатом стало второе место на «Дакаре»-2012.

В настоящее время 59-летний Ханс уступил место в грузовике своему ученику, Грегу Дженкинсу, и больше не гоняется.

Нассер Аль-Аттия

Легендарный катарец дважды побеждал на «Дакаре» и столько же раз выигрывал Кубок мира по ралли-рейдам, один раз возглавил общий зачет «Продакшн»-ралли, и целых три раза поднимал над головой Кубок ФИА по ралли-кроссу. В гонках Нассер прежде всего известен как «король пустыни» – благодаря мастерству и опыту Аль-Аттия обычно привозит всем большой отрыв на большинстве «песчаных» этапов.

Катарец боролся за победу на «Шелковом пути» еще в 2009-2010 годах, но в первой попытке ошибся на этапе в степи и попал аварию, а во второй уступил «Матадору» всего восемь минут. В 2016-м Нассер тоже собирался принять участие в рейде, но правительство его страны настояло на участии в Олимпийских играх (катарец прошел через 6 Игр и выиграл бронзу по стендовой стрельбе в 2012 году).

На «Шелковом пути» этого года Аль-Аттии снова не оказалось, потому что его команда решила разработать новую машину для «Дакара»-2018 и отозвала заявку на участие в последний момент.

Жан-Луи Шлессер

Француз запомнился болельщикам «Формулы-1» тем, что испортил идеальный сезон для болида «Макларена»: Жан-Луи единственный раз в карьере вышел на старт за рулем «Уильямса» и, незадолго до финиша, уступая круг лидировавшему Сенне, умудрился с ним столкнуться. В результате оба пилота сошли, а «Макларен» выиграл в сезоне-1988 не 16 гонок, а «всего» 15.

Любители же прочих автоспортивных вкусностей знают француза как «лиса пустыни», двукратного победителя «Дакара» и чемпиона мира по ралли. Но настоящий звездный час Шлессера наступил на «Африка Эко Рэйс» (примерно повторяет путь старого «Дакара») – там Жан-Луи выиграл все «издания» с 2009 по 2014 включительно. Причем, что интересно, француз одержал большинство своих побед на багги собственных конструкций.

«Шелковый путь» Шлессер пытался преодолеть дважды — в 2012 и 2013 году. В первой попытке француз сошел из-за травмы руки, а вот во второй уже праздновал победу. И это в 64 года. Мощный пенсионер.

Жинель де Виллерс

Знаменитый южноафриканский гонщик, который побеждал в «Ралли Марокко», «Трансиберико» и, конечно, на «Дакаре». Наибольшую известность Жинель завоевал за то, что финишировал во всех престижнейший рейдах, в которых только принимал участие — неудивительно, что его прозвали «мистер надежность».

Лишь один раз способность заканчивать гонки без происшествий подвела южноафриканца — в 2010 году на «Шелковом пути». Он лидировал в рейде, опережая Сайнса на несколько минут, но допустил редчайшую для себя ошибку — не заметил яму. Машина попала в нее колесом, подпрыгнула, перевернулась и осталась лежать на крыше, Карлос Сайнс победил, а де Виллерс больше никогда не связывался с трудным рейдом.

Люк Альфан

Французский горнолыжник, который успешно перешел в автоспорт: в течение 2006 года он триумфально выиграл «Дакар» и занял третье место в «24 часах Ле-Мана». Наверное, Люк мог бы добиться и большего, но в 2009 году в аварии сломал позвоночник и завершил карьеру, ведь реабилитация грозила растянуться на долгий срок.

Но Альфан не забросил автоспорт. После восстановления он стал заниматься прокладкой маршрутов для ралли — в том числе и для «Шелкового пути». Именно его нужно благодарить за каждый восторженный отзыв от очередного пилота о разнообразии и сложности рейда по вариативным интересным этапам.

Какой гонщик вы?

До 31 июля вы можете принять участие в игре, посвященной ралли от Москвы до Сианя: с помощью качественного топлива «Дизель-Опти» вам необходимо разогнать машину, чтобы как можно быстрее добраться до финиша.

ИГРАТЬ

Главный приз — бонусная карта «Нам по пути» АЗС «Газпромнефть» с 30 000 начисленных бонусов, эквивалентных 750 литров топлива.

Фото: instagram.com/cyril_despres; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Ker Robertson; Global Look Press/Evi Zoupanos/ZUMAPRESS.com, Flavien Duhamel/ZUMAPRESS.com, Panoramic/ZUMAPRESS.com; РИА Новости/Сергей Пятаков, Александр Уткин; facebook.com/HansStacey

О российских звездах ралли-рейдов будет рассказано в отдельном материале