9 мин.

Гид по самым суровым автогонкам мира

Что нужно знать о ралли-рейдах

В пятницу на Красной площади стартовал седьмой в истории ралли-марафон «Шелковый путь». Это самая известная гонка, проходящая в России, не считая Гран-при «Формулы-1», но многие слышали о ней, как и о ралли-рейдах в целом, лишь то, что проходит она где-то в пустыне, а «КАМАЗы» там всех рвут. 

Но если узнать об этих гонках больше, то вы откроете для себя новый гоночный жанр и точно об этом не пожалеете. 

Что такое ралли-рейды?

Наверное, в автоспорте просто нет более длительных и трудных заездов. Специально построенные трассы или подготовленные участки отсутствуют — только пересеченная местность и обычные дороги. Гонка может проходить до пяти дней (баха), до 10 дней (рейд) и более (марафон), но организаторы не выходят за рамки 30 суток. На каждый день определяется участок длиной 400-900 километров, примерный рекомендованный маршрут по нему и время прохождения. Однако окончательное решение по пути пилотирования принимается штурманом экипажа (поэтому участники иногда сбиваются с пути и просто теряются). 

Побеждает в ралли-рейде тот, кто пройдет все участки заезда за наименьшее суммарное время — то есть не получится выиграть четыре дня из пяти, на последнем сломаться и не финишировать, но все равно победить. Это объединяет ралли-рейды с гонками на выносливость. 

Известные ралли-рейды

Про «Ралли Дакар» слышали все. Раньше он назывался «Париж-Дакар», проводился с 1978 по 2009 года по территории Европы и Северной Африки (а как-то раз участники гнали до самого Кейптауна). Экипажи преодолевали более 10 000 километров по территории 26 стран (в разное время их количество менялось). В конце 2000-х после обострения террористических угроз, проблем с проездом по территории Мавритании и недовольства правительства Парижа рейд перенесли в Южную Америку. От старого «Дакара» осталось только название и длительность со сложностью. А географически ему теперь соответствует новая гонка «Африка Эко Рейс». 

Но ралли «Шелковый путь» даже труднее старого «Дакара» и куда разнообразнее по условиям.  Общая дистанция марафона насчитывает почти 9900 км. Маршрут проходит через три страны – Россию, Казахстан и Китай, а главным испытанием станут участки, проходящие по пустыне Гоби. Победить смогут только самые выносливые гонщики на самой надежной технике. 

Какие категории машин принимают участие?

Многогранность поражает – в ралли-рейдах можно гоняться буквально на всех транспортных средствах с колесами — от мотоциклов и квадроциклов до огромных грузовиков. Представители каждого вида соревнуются в отдельном зачете. В ралли «Шелковый путь» есть два класса: легковые автомобили и грузовики. 

Внедорожники

Сюда относят все легковые автомобили массой менее 3,5 тонн. Серийные машины, доработанные для участия в ралли-кроссе, входят в группу под названием Т-2. Если количество улучшений на внедорожнике превышает число минимальных, то такая машина заносится в категорию Т-1. А если техника специально разрабатывалась под участие в рейдах (вроде кастомных багги и других прототипов), то она попадет в зачет открытого класса, где участвуют автомобили, вообще не имеющие серийных аналогов. 

Реклама 18+

При этом внедорожники разделяют не только по степени улучшений. Существуют разные протоколы для машин, которые используют разные типы топлива (бензиновое, дизельное и так далее). Причем горючее необязательно должно быть специально произведенным именно для ралли: достаточно залить в бак высококачественного топлива для обычных автомобилей – вроде протестированного в экстремальных условиях «Дизель-Опти» от АЗС «Газпромнефти» , которое очищает форсунки двигателя и позволяет добиться более высоких показателей по сравнению с базовым топливом с точки зрения антикоррозийной стойкости, устойчивости к окислению, снижения износа/трения.

Грузовики

В эту категорию попадают все остальные машины массой свыше 3,5 тонн. Притом автомобили поддержки, которые путешествуют между бивуаками и перевозят запчасти, продовольствие и снаряжение, попадают в класс Т-5, формально в заезде не участвуют и в результатах не фигурируют. Но за победу можно сразиться и на грузовике – нужно пройти процесс омологации и минимальной доработки машины, чтобы соответствовать классу Т-4. Он делится на Т-4.1, куда попадают серийные модели, и Т-4.2, в котором гоняются серьезно улучшенные монстры. Все грузовики ралли «Шелковый путь» входят в категорию Т-4.2. 

Это опасно?

Да. Ралли-рейды – одни из самых опасных гонок в мире, практически каждый год на них кто-то погибает. Особенно большие риски несут мотоциклисты, для которых каждая ошибка может стать фатальной. Один только «Дакар» унес в XXI веке жизни дюжины гонщиков, примерно столько же погибло и зрителей. 

Опасность ралли-рейдов в первую очередь вызвана сложностью их маршрутов, а также невозможностью максимально оперативно оказать медицинскую помощь. Зачастую информация об авариях доходит до организаторов ралли с опозданием. 

Состав участников

Основные претенденты на победу в ралли-марафоне пользуются поддержкой автопроизводителей. Среди внедорожников это в первую очередь три экипажа «Пежо». Им постараются дать отпор парни из команды X-Raid, выступающие на автомобилях Mini. Среди грузовиков главный фаворит – это, конечно «КАМАЗ-мастер». Среди их конкурентов выделяются экипажи «Татры» и команда Жерара де Роя. 

Одна из особенностей ралли «Шелковый путь» – демократичность и доступность, благодаря которой большая часть стартового листа занята частниками. Для участия нужен лишь автомобиль, соответствующий техническому регламенту, и стартовый взнос в размере 8 тысяч евро за человека. Правда, оплачивать топливо, визы и все прочее приходится отдельно, так что в любом случае участие в ралли-марафонах – удовольствие для людей состоятельных. 

Главные звезды

Героями престижных ралли-рейдов, как правило, становятся одни и те же люди. Пилотов, чьи финансовые возможности и водительские навыки соответствуют многодневным марафонам в экстремальных условиях, совсем немного. 

Почти все звезды ралли-рейдов будут выступать в этом году на «Шелковом пути», в том числе Стефан Петерансель, который чаще всех в истории выигрывал «Дакар» – 13 раз. Как ни странно, он не главная знаменитость среди участников. С прошлого года покорять пустыни начал Себастьян Леб – лучший гонщик в истории классического ралли. Свои амбиции в ралли-рейдах француз уже подтвердил, когда в январе занял второе место на «Дакаре». 

В классе грузовиков в XXI веке основная интрига сводится к противостоянию пилотов «КАМАЗа» и голландских дальнобойщиков во главе с Де Роем. Учитывая, что на этих людях держится весь класс грузовиков, звание «звезд» звучит для них даже как-то мелковато.

За кого болеть

Чтобы за незнакомым соревнованием было интересно следить, сначала надо обязательно выбрать объект боления. Самый простой путь – выбрать фаворитов, тем более у каждого из них есть собственная мотивация выиграть в этом году «Шелковый путь». Айрат Мардеев может стать первым трехкратным победителем гонки, у легендарного Петеранселя до сих пор нет ни одной победы в восточном аналоге «Дакара», наконец, Леб претендует на первый крупный успех в ралли-рейдах. 

Реклама 18+

Если поддерживать очевидных претендентов на победу вам не так интересно, советуем присмотреться к экзотическим участникам ралли: полностью женский экипаж Марины Опариной; Брайс Мензес, который однажды прыгнул на автомобиле на 115 метров, или три китайских экипажа на смешных машинах Hongqi, похожих на старые «Волги». 

Как смотреть

С каждым годом ралли «Шелковый путь» все лучше освещается, но, конечно, необходимо понимать, что прохождение некоторых спецучастков занимает половину дня. Поэтому показ осуществляется в форме кратких дневников с самыми яркими моментами и перечислением основных событий каждого дня ралли. В России показ на себя взяли каналы «Матч ТВ» и «Россия 24». 

Есть также возможность увидеть участников вживую. Практически на каждом участке есть зрительские зоны. Также продаются билеты на посещение бивуаков.

Фото: silkwayrally.com; РИА Новости/Максим Богодвид, Виталий Белоусов; Global Look Press/Gustavo Epifanio/ZUMAPRESS.com