5 мин.

Кем быть

Выигрывает, как известно, команда, проигрывают – тренеры. А что же делают президенты? В свободное от футбола время, например. Покопавшись в биографиях клубных боссов, мы выяснили: в случае их отставки или ухода, будет где работать им тогда и чем заниматься.

Президенты многих клубов наверняка останутся в сфере спортивного менеджмента. Хотя бы потому, что самые значимые карьерные вехи у них, так или иначе, были связаны с футболом. Это, конечно же, касается Фернандо Санса («Малага»), сына бывшего президента «Реала» Лоренсо Санса и выпускника «сливочной» кантеры. В первой команде Фернандо дебютировал 2 марта 1996 года в матче против «Саламанки», завершившимся разгромом соперника – 5:0, однако впоследствии закрепиться в основе не сумел. С 1999 года и вплоть до окончания карьеры (2006) игрок защищал цвета куда более скромной «Малаги».

Примечательна история и президента хихонского «Спортинга» Мануэля Альваре. Он единственный футболист в истории клуба, сохранивший, по собственному желанию, статус любителя. В 1979 году Альваре был награжден золотой медалью за заслуги в области спорта, а позже стал первым президентом Испанской футбольной лиги (LFP) и президентом Федерации футбола Астурии. Весьма необычно сложилась карьера президента «Вальядолида» Карлоса Суареса. Он играл в юношеских командах «Барселоны», «Хувентуда», «Эспаньола» и мадридского «Реала» в… баскетбол. На взрослом уровне отметился выступлениями за «Кайча Оренсе» и «Обрадоиро». Суарес сам признается, что до сих пор его страстью является именно баскетбол, а футбол – не более чем работа. Двое других персонажей – Хосе Леон Гомес («Бетис») и Франсиско Табоада («Рекреативо») – проработали в структурах своих клубов уже столь долгий срок, что их крайне тяжело представить где бы то ни было еще. Пепе Леон два года назад стал президентом «вердибланкос»… в третий (!) раз. Он уже занимал аналогичную должность в 1969 году и с 1992 по 1995 год. Возвращаясь к Табоаде, отметим, что в начале 1990-х он работал в администрации «Рекре», а три года назад был избран президентом выборной комиссии (LFP).

Говорят, в условиях разразившегося финансового кризиса, выгоднее всего вкладывать средства в недвижимость. Что ж, как минимум у шести испанских президентов есть повод для оптимизма. Самый известный из них – Хосе Мария Дель Нидо из «Севильи». Юрист по профессии, Дель Нидо сделал себе имя на сделках с квартирами. Кстати, в новый бизнес севильца втянул никто иной, как ныне покойный президент «Атлетико» Хесус Хиль – давний друг Дель Нидо. Удивительна история коллеги из «Хетафе» Анхеля Торреса. В 12-летнем возрасте тот подрабатывал механиком в автомастерской. Маргинальный род деятельности способствовал соответствующим политическим взглядам. Еще в юности Торрес вступил в ряды Испанской Коммунистической Партии (PCE) и в результате гонений Франко был вынужден бежать на Балеарские острова. Там ему долго приходилось перебиваться мытьем посуды в забегаловках, затем смутьян вернулся в Хетафе, и к 30-м годам приобрел свой первый отрезок земли. Недвижимостью Анхель Торрес занимается по сей день. Активно проявляет себя на рынке строительства и Висенте Гранде («Мальорка») – президент балеарской компании DRAC Group. Два года назад эта организация, между прочим, инвестировала средства в первый в стране отель знаменитой серии Hilton. Свою компанию имеет также Франсиско Рубио («Нумансия») и называется она Grupo Herce. В этой самой организации работает и брат президента. Фирма с 1982 года занимается строительством домов преимущественно в Кастилии и Леоне. Представляющий ныне интересы самых крупных инвесторов, Висенте Сориано («Валенсия») начинал с торговли апельсинами за рубеж. Лишь в середине 1990-х Сориано занялся землей и достиг немалых успехов. Наконец, определенным знаниями по части кирпичей и цемента может похвастаться Франсиско Иско («Осасуна»). Как никак, он является советником по сделкам с недвижимостью и финансам.

Что будет актуально во все времена, вне зависимости от рыночной конъюктуры, – это юридические услуги. В данной сфере делами заправляют представители трех «динозавров» примеры. В 1972 году в столице Испании свою адвокатскую контору открыл Рамон Кальдерон («Реал»). Стоит отметить, что образование он получал на севере – в Университете Наварры. Крупным адвокатским бюро в Бильбао владеет Фернандо Гарсия Макуа («Атлетик»). А клиентами компании «Laporta & Arbos», которую возглавляет, как не трудно догадаться, Жоан Лапорта («Барселона») являются многие каталонские фирмы. Впрочем, не только каталонские и не только компании. VIP-клиентом можно считать, к примеру, Йохана Круйффа, чьи дела ведет лично Лапорта.

Разумеется, никуда сегодня не деться и от телевизора. В примере работает свой медиамагнат – Энрике Сересо («Атлетико»). Карьеру на телевидении он начал в 1971 году в качестве помощника оператора, а спустя три года снял свой первый фильм «Улыбка солнца: Альмерия». В настоящее время Сересо продюсирует различные проекты и владеет компанией «Enrique Cerezo Cinematographic Productions». Телевидение, в свою очередь, крепко завязано на политике. Здесь фору всем даст Аугусто Сезар Лендойро («Депортиво»). В 1987 году он был избран членом городского совета Ла-Коруньи. Затем стал сенатором, генеральным секретарем по делам спорта Общего собрания Галисии, депутатом Конгресса депутатов, президентом делегации от провинции... Всех титулов не перечесть. Однажды Лендойро баллотировался даже в мэры Ла-Коруньи.

Не самое популярное направление в бизнесе выбрал президент «Вильярреала» Фернандо Роиг. Он – владелец и президент компании, занимающейся производством керамической плитки. Также Роиг владеет 11% акций сети магазинов Mercadona, которой управляет его брат Хуан. Примерно то же самое можно сказать и о Даниэле Санчесе Льибре («Эспаньол»). Шесть лет назад Льибре можно было заметить в Москве, но к футболу тот визит отношения не имел. Каталонец приезжал на выставку в Экспоцентре, что на Красной Пресне, как владелец крупнейшей в стране компании по переработке морепродуктов Dani, которой принадлежат сразу несколько заводов. Любопытен прежний род занятий Альфонсо Габбарона из «Альмерии». Нынешний президент андалусийцев засветился на рынке садового инвентаря.

Самый же экзотичный выбор оказался у Франсиско Перниа («Расинг»). Творческий путь Перниа и выбором-то назвать сложно, так его покидала судьба. Лейтенант авиации, пилот авторалли, советник по туризму и экономике в парламенте, генеральный секретарь Народной партии Кантабрии... Вот уж кто точно не затеряется в результате всяких там финансовых кризисов.