6 мин.

Зеленая табакерка

Сегодня «Расинг» из Сантандера постарается сохранить лицо на традиционно «гостеприимном» «Ноу Камп», а уже четверг команда проведет свой первый в истории еврокубковый матч. Одно из открытий прошлого сезона в Испании готовится повторить свое достижение. Об этом скромно умалчивает руководство клуба, но говорят многие факторы.

Вопрос, за счет чего будет играть (и за счет кого выигрывать) «Расинг», возникает накануне каждого сезона с завидной регулярностью. Вплоть до этого лета команду ежегодно провожали во второй дивизион, кивая в сторону отнюдь не звездного состава и сырого, тоскливого футбола. Но так же последовательно к концу года сантандерцы оказывались где-нибудь в болоте турнирной таблицы, великодушно уступая место в худшей тройке более именитым коллективам вроде «Сельты» или «Малаги».

В последнем сезоне кантабрийцы прыгнули выше головы: пятое место в примере и полуфинал Кубка страны – это лучший результат в истории клуба. Посмотрите. Обычно так празднуют чемпионский титул: с танцами, купаниями, автобусами, ночными народными гуляниями и прочими приятностями.

Вплоть до последних туров «Расинг» и вовсе претендовал на Лигу чемпионов, остановившись всего в четырех очках от нее. Вполне возможно, сделав эту остановку сознательно. Участие в главном европейском турнире в краткосрочной перспективе смотрится неплохо с точки зрения финансов, но чревато серьезными потерями в дальнейшем. Печальны примеры «Алавеса», добравшегося до финала Кубка УЕФА, и «Сельты», выступавшей в Лиге чемпионов, но не подкрепивших эти показатели последующей работой.

Матч с финской «Хонкой» (четверг, 22:30 по Москве) станет первым в еврокубковой истории «Расинга». Эту историю еще только следует написать. Сантандер уже в предвкушении игры. В понедельник в местечке Монте, что к северу от города, состоится серия мероприятий под кодовым названием «Preparados para Europa», в рамках которых, в частности, будет презентация еврокубковой формы «Расинга».

Основательный подход говорит, во-первых, о том, что для Кантабрии это действительно Событие, а во-вторых, об уверенности, что уж финский-то клуб проходить обязаны. А там – чем черт не шутит. Что же изменилось за последний год? Почему вдруг (и точно ли «вдруг»?) «Расинг» обрел статус крепкого середняка? В чем причины успеха?

В первую очередь, в подборе игроков. «Расинг» нельзя назвать ни командой звезд, ни командой-звездой. Для первой недостаточно ярки персоналии, а о второй можно будет говорить через сезон-другой, не сейчас. На прошлой неделе лишь трое (!) футболистов клуба были вызваны в различные сборные: Шепши – в румынскую молодежку, Колторти – в сборную Швейцарии и Тчите – в сборную Бельгии. Последнему, правда, давеча запретили выступать за «красных дьяволов», обнаружив в карьере Тчите матчи за юношескую команду Конго. Так вот. Даже те, кто может считаться в «Расинге» знаменитостями, сделали себе имя уже в Кантабрии. Неутомимые и нестареющие фланги команды – Оскар Серрано и Мунитис – свои лучшие матчи сыграли именно в бело-зеленой форме. Новоявленный олимпийский чемпион Гарай был лишь «одним из» многочисленных аргентинских талантов. Заматерел (а может и загорел тоже) он в испанском клубе. Состав у «Расинга» очень ровный, без острых вершин, но и без Марианских впадин.

В определенном смысле слова звездой в «Расинге» стал и перспективный тренер Марселино, покинувший клуб по окончании сезона. В беседе с корреспондентом издания Marca наставник как-то признался, что его идеалом является «Милан» Сакки – когда все делается с нуля, но затем команда вырабатывает свой стиль и диктует его остальным. В свое время, по его словам, так же работали Бенитес, Лотина, Флорес. То заявление Марселино не очень-то и расходилось с реальностью. У «Расинга» в кои-то веки действительно появился свой стиль: с активными флангами, строго оборонительной, жесткой средней линией и быстрыми контратаками. А итоговое шестое место позволяет утверждать, что считаться с такой манерой игры пришлось очень многим. Это второе принципиальное изменение: «Расинг» понимает, во что он собирается играть. И хотя Марселино ушел, его дело живет. В первом туре клуб принимал «Севильию» и позволил себе предложить ей открытый футбол, на что гости с радостью согласились. Итог – 1:1. Неплохо для начала.

В какой-то степени команде помогает и отсутствие ажиотажа. Даже сейчас о ней пишут меньше, чем об «Альмерии» или «Депортиво». Многие воспринимают успех сантандерцев как разовую акцию, без права на будущее. В «Расинг» по-прежнему не верят. И ему это только на руку.

Неплохо работает клубная школа. В прошлом году, например, к играм за первую команду были привлечены сразу восемь воспитанников. А совсем скоро в новый сезон с первой командой вступят еще двое подающих надежды кантеранос – Эду Бедиа и Серхио Канальес. Оба здорово проявили себя по ходу летних сборов. Самым же удачным приобретением пока следует признать арендованного у «Вильярреала» Хонатана Перейра. 21-летний форвард не смог закрепиться в составе родного клуба и второй год подряд начнет в «Расинге». Правда, теперь сантандерском, а не феррольском. Нападающий стал одним из открытий предсезонки, наколотив шесть голов в четырех товарищеских матчах, забив в том числе чемпиону Греции «Олимпиакосу».

Раз уж затронули тему переходов, обязательно стоит отметить специфику поведения «Расинга» на трансферном рынке. К концу прошлого лета клуб оставался единственным, кто не потратил на новичков ни евро, а статистики подсчитали, что с момента возвращения в элиту испанского футбола, «Расинг» разорился всего на 8,2 миллиона (6 из них – на Жигича). Потом, правда, были трансферы Тчите, Смолярека и Колторти, но по сравнению с другими клубами ситуация принципиально не изменилась. Все три перехода были осуществлены уже «на флажке», то есть можно полагать, что руководство «Расинга» купило, выражаясь туристическим языком, «горящие путевки» по более приемлемым ценам. В этом году ситуация повторилась. Люксен, Гонсалвеш, Валера пришли в команду в последних числах августа. Конечно, такой подход чреват более длительным втягиванием новичков в сезон, но тут уж либо рыбка, либо липка.

При всем при том руководство «Расинга» грамотно выставляет свой товар. Жигич покинул команду за 20 миллионов евро, Мело – за 12, за Гарая уже получено 10, пять с половиной миллионов – за Хорхе Лопеса и Душера. Стоит ли вспоминать, что куплены были все эти футболисты за куда меньшие деньги.

Идеальным менеджмент кантабрийцев, впрочем, тоже не назовешь. По сути так и не заиграл талантливый бразилец Мело, периодически ссорившийся с главным тренером. Всего четыре гола в чемпионате забил Смолярек. Голкипер сборной Швейцарии Колкорти абсолютно не убедил в том, что именно он – первый номер в новом клубе. Сыгравший львиную долю матчей в прошлом году коллега по амплуа Тоньо никак не может справиться с нервами и верно идет по стопам Добласа – еще одного талантливого, но крайне нестабильного и вспыльчивого испанского вратаря. В последнем сезоне Тоньо больше всего запомнился потасовкой с Гавиланом, «благодаря» которой первый пропустил ответный матч Кубка короля.

Отдельно стоит упомянуть историю с гипотетическим возвращением в команду Жигича. Не найдя летом покупателей, «Валенсия» согласилась отдать сербского форварда в аренду его прежнему клубу на один сезон. Представителей валенсийцев и кантабрийцев ударили по рукам, но неожиданно уперся сам игрок. В итоге «Валенсия» осталась с ненужным ей футболистом, а «Расинг» – с недоукомплектованной линией атаки.

Однако прошлым летом «Расинг» доказал, что готов терпеть и перестраиваться. С Жигичем и без Жигича, с Марселино и без него команда остается довольно значимой силой в чемпионате Испании. А вскоре, быть может, и за его пределами.