7 мин.

Посещаемость домашних матчей ЦСКА в двух последних сезонах

Пятнадцать домашних матчей ЦСКА в прошедшем сезоне посетили 124 205 человек.

Средняя посещаемость по итогам чемпионата составила 8 280 зрителей на матче.

Самая высокая посещаемость: ЦСКА – «Зенит» в 4 туре, 15 000 зрителей.

Самая низкая посещаемость: ЦСКА – «Анжи» в 17 туре, ЦСКА – «Сибирь» в 21 туре, ЦСКА – «Крылья Советов» в 27 туре, в каждом из этих матчей на трибунах присутствовало 4 500 зрителей.

Все домашние матчи ЦСКА прошли на стадионе "Арена Химки", который вмещает по данным РФПЛ 16 000 зрителей.

 

Отметка в 10 000 человек на матче была преодолена 5 раз - в играх с «Динамо» (13 000), «Зенитом» (15 000), «Локомотивом» (14 000), «Рубином» (11 000) и московским «Спартаком» (14 800). В остальных играх цифры сильно не дотягивали до "десятки". Ближайший к этому показатель матч - встреча с «Аланией» в 19 туре, на которой собралось 8 000 зрителей.

Четырежды аудитория домашних матчей армейцев составляла менее 5 000 зрителей. Помимо названных выше игр с «Анжи», «Сибирью» и «Крыльями», в эту четверку вошла встреча с «Ростовом» в 23 туре - 4 740 зрителей.

Посещаемость топ-игр была в 2-3 раза выше игр проходных. Кроме того, серьезный спад в интересе к посещению стадиона болельщиками наблюдается с середины лета. И длится до начала осени. При этом на действительно невыразительную игру команды приходится лишь два июльских матча - с «Сатурном» и Нальчиком. В остальных домашних играх, вплоть до конца сезона, футболисты ЦСКА демонстрировали искрометный атакующий футбол, что, как ни прискорбно, на количестве зрителей на трибунах практически не сказалось.

Еще хотелось бы обратить внимание на круглые цифры, которыми обозначена посещаемость игр ЦСКА (помимо двух матчей - с «Сатурном», 5 365 зрителей, и «Ростовом» - 4 740 зрителей). Эти круглые цифры говорят о том, что оценка количества зрителей на играх в абсолютном большинстве случаев давалась делегатом или инспектором матча "на глаз", что, конечно, не добавляет этой статистике объективности. Однако за неимением ничего иного придется отталкиваться от "мнения" официальных лиц.

Восемь домашних матчей ЦСКА в этом сезоне посетили 118 608 человек. Таким образом, для достижения итогового показателя прошлого года ЦСКА осталось собрать на оставшихся матчах менее 6 000 зрителей.

Средняя посещаемость по итогам первого круга составила 14 826 зрителей на матче.

Самая высокая посещаемость: ЦСКА – «Спартак» (М) в 7 туре, 51 000 зрителей.

Самая низкая посещаемость: ЦСКА – «Ростов» в 9 туре, 6 000 зрителей.

Для ЦСКА в этом сезоне стали домашними две арены: БСА "Лужники" (вместимость 84 750) и "Арена Химки" (вместимость 16 000).

На данный момент ЦСКА занимает 6-е место по средней посещаемости в чемпионате, а по сравнению с самим собой в прошедшем сезоном прогресс кажется очевидным: на игры первого круга чемпионата 2011/2012 ходит в среднем на 6 526 человек больше, чем на игры чемпионата 2010.

Однако столь впечатляющая разница между двумя сезонами скорее всего значительно сократится. И вот почему…

Во-первых, все не так хорошо даже по сравнению с прошлым сезоном. Топовые домашние игры с «Рубином», «Спартаком» и «Локомотивом» позади. Во втором круге нас ждет только два подобных матча - с «Динамо» и «Зенитом». При этом, скорее всего оба пройдут в Химках, в отличие от встречи со спартаковцами, и собрать смогут не больше 16 000 зрителей (оговорюсь, что знаю о реальной вместимости подмосковного стадиона, но поскольку все цифры беру с сайта РФПЛ, придется отталкиваться именно от данных, размещенных на этом ресурсе). Соответственно, в дальнейшем средняя посещаемость будет только снижаться и если отталкиваться от данных по прошлогодней посещаемости, то в этом сезоне этот средний показатель будет выше в основном за счет дерби в Лужниках. Вместе с тем, следует отметить, что на игру с «Рубином» в этом году пришло на 1 000 человек больше, чем в прошлом, а на встречу с «Локомотивом» на 2 000 больше. Кроме того, если в прошлом году на матчи с "неинтересными" для болельщиков ЦСКА соперниками приходило в среднем 5 640 зрителей, то в этом году на игры, не относящиеся к категории "топ", пока ходит в среднем 7 921 человек.

Во-вторых, если обратиться к посещаемости ЦСКА в 2007, 2008 и 2009 годах (12 860, 14 776 и 14 126 зрителей в среднем на матче, соответственно), то мы увидим, что итоги 2010 года (8 280 в среднем на матче) и вышеуказанный прогноз на итоги сезона нынешнего разняться так, как будто перед нами статистика двух совершенно разных команд. Ну или как будто ЦСКА в 2009 году вылетел в первый дивизион.

В-третьих... здесь я хотел написать про посещаемость в европейских чемпионатах, но решил поберечь психику читателей, да и свою тоже. 

Как я уже отмечал, свои домашние матчи в этом году ЦСКА провел на двух стадионах. При этом, если вынести за скобки дерби со «Спартаком», существенной разницы в посещаемости рядовых матчей в Лужниках и в Химках не видно: 

Лужники: игры с «Амкаром» (7 848 зрителей) и «Краснодаром» (9 607 зрителей);

Химки: игры с «Ростовом» (6 000 зрителей), «Кубанью» (8 150 зрителей) и «Анжи» (8 000 зрителей).

Хотя и неизвестно какова была бы динамика посещаемости, останься клуб проводить свои матчи в Лужниках - разница между первым и вторым матчем на московском стадионе составила почти 2 000 человек.

Больше 10 000 человек на матче ЦСКА в первом круге собирал три раза: на игре со «Спартаком» (51 000 зрителей), «Рубином» (12 000 зрителей) и «Локомотивом» (16 000 зрителей). Первый матч прошел в Лужниках (и, кстати, собрал далеко не такую большую аудиторию, какую мог бы собрать), два других - в Химках. При этом встреча с «Локомотивом», если брать за основу данные РФПЛ о вместимости «Арены Химки», прошла при полном аншлаге.

Очевидно, что основным фактором, повлиявшим на снижение посещаемости по сравнению с 2007-2009 годами, стал переезд команды на «Арену Химки». В подмосковном городе возвели отличный стадион, на котором по-настоящему приятно смотреть футбол. Плюсов у стадиона множество – начиная от великолепного натурального газона и заканчивая превосходным обзором практически с любого места. Минус же, на мой взгляд, всего один – месторасположение стадиона. К сожалению, этот один минус перевешивает все, что есть в Химкинской арене положительного. Если смотреть с точки зрения посещаемости домашних матчей ЦСКА, разумеется.

Добраться до стадиона можно множеством способов – на электричке, на маршрутке или автобусе, на личном транспорте. Но для всех тех болельщиков армейского клуба, которые не живут на севере Москвы вдоль Замоскворецкой линии метро, либо неподалеку от железнодорожных станций Ленинградского направления – дорога в одну сторону до стадиона отнимает не меньше 2 часов времени. Владельцев собственных автомобилей отпугивают пробки на Ленинградском шоссе и МКАДе, а также сложности парковки рядом со стадионом. Болельщики же, проживающие не в Москве, а в Подмосковье, зачастую даже при желании посетить игру ЦСКА в Химках, сделать этого не могут. При позднем начале матча, им нужно не только попасть в Москву на одной из последних электричек, но и успеть пересесть на электропоезд до того подмосковного города, в котором они живут, что, иногда, попросту невозможно.

Однако, как я уже отмечал выше, по сравнению с прошлым годом, зрителей на трибунах «Арены Химки» прибавилось, что не может не радовать.

В этом свете, совершенно неуместно выглядит бойкот, объявленный «активными болельщиками ЦСКА» домашним матчам своей команды с северокавказскими клубами. Я не стану распространяться на эту тему, ибо позиция руководства, тренерского штаба ЦСКА и игроков по этому вопросу уже известна. Скажу лишь, что являюсь противником бойкота именно домашних матчей ЦСКА с этими клубами, поскольку, по моему мнению, футбол должен быть вне политики. Команда не должна лишаться поддержки болельщиков на своем стадионе из-за политических взглядов лидеров фанатского движения. После матча с Локомотивом, когда трибуны были полны практически под завязку, многие футболисты ЦСКА говорили о том, что им было приятно играть в такой, по-настоящему футбольной, атмосфере. Наша задача, задача болельщиков армейского клуба, создавать такую атмосферу на каждом домашнем матче!

*Все данные по количеству зрителей и вместимости стадионов взяты с официального сайта РФПЛ – www.rfpl.org