6 мин.

Золотое поколение бельгийского футбола

Автор: Стюарт Джеймс

Оригинал: The Guardian

 

Не все, что записывает Мишель Саблон, идет по плану. На ЧМ-90 в Италии Саблон входил в тренерский штаб сборной Бельгии, и за пару минут до окончания дополнительного времени в первом матче плей-офф против Англии он составил список пенальтистов. Он только закончил записывать имена, когда Дэвид Платт эффектно пробил мимо Мишеля Прюдомма, и этот гол стал одной из визитных карточек того ЧМ. «Отличный гол Платта. Но я был так разочарован, – говорит Саблон. – Я вышвырнул этот список».

Спустя чуть больше 10 лет Саблон вновь оказался перед чистым листом бумаги. На этот раз он намеревался произвести революцию в бельгийском футболе, став новым техническим директором Федерации. В штаб-квартире в Брюсселе Саблон с гордостью показывает экземпляр первоначального плана, «Концепции построения Королевской бельгийской футбольной ассоциации» (La vision de formation de l'URBSFA), датированного сентябрем 2006 года. Саблон улыбается, когда его спрашивают, мог ли он предположить, что в финальной стадии ЧМ-2014 Бельгия будет считаться пятым фаворитом турнира. «Разумеется, нет».

Становление Бельгии одной из сильнейших стран в мировом футболе превзошло все ожидания. Страна с населением всего одиннадцать миллионов человек, с тридцатью четырьмя профессиональными клубами, соревнующимися в двух лигах, породила золотое поколение футболистов. В Бельгии нет оговорок при использовании этого словосочетания, оно повсеместно используется в качестве единственного описания, подходящего для группы этих талантов.

Состав из 23 игроков, отобранный Марком Вильмотсом для участия в ЧМ-2014, изобилует звездными именами. Игроки, общей стоимостью в сотни миллионов фунтов, в большинстве случаев играют за клубы Английской Премьер-лиги. Кроме того, эта группа игроков сможет играть вместе еще долгие годы – только 6 игроков в этом составе старше 27 лет. Даниэль ван Бюйтен, защитник «Баварии», единственный игрок старше 30. «Это великолепно, –  говорит Саблон. – Но когда такие парни образуют один коллектив, я думаю, здесь есть и элемент везения».

Для Федерации переломный момент наступил в 1998 году, когда Бельгия вылетела на групповом этапе ЧМ во Франции. Боб Бровайес, тренировавший молодежные команды Бельгии на всех уровнях и сыгравший важную роль в осуществлении плана Саблона, говорит, что тогда не было «единого видения подготовки молодежи». Он вспоминает встречу 30 тренеров Федерации, как из голландской, так и франкоязычной частей страны, с целью обсудить радикальные изменения их подхода.

«Вы должны знать, что в конце 90-х годов в Бельгии все играли с личной опекой, иногда с последним защитником, по схеме 4-4-2 или 3-5-2. У нас были результаты с нашей первой командой, потому что мы играли очень организованно. Но это была оборонительная игра, культура контратаки», – вспоминает Бровайес.

Бровайес и его коллеги рассматривали философию и методы обучения в национальных структурах детско-юношеского спорта в Нидерландах и Франции, соседей Бельгии на севере и юге. Также они изучили опыт работы с молодежью в таких клубах, как «Аякс» и «Барселона». В итоге они предложили, чтобы каждая молодежная сборная Бельгии играла по схеме 4-3-3, и это решение должно было положить начало созданию совершенно нового типа игрока.

«Это было серьезнейшее изменение, но мы полагали, что на тот момент схема 4-3-3 гарантировала наилучшую обучающую среду для наших игроков», – отмечает Бровайес. –Мы чувствовали, что нам нужно развивать навыки дриблинга, и утверждали, что в основе нашего видения лежит ситуация дуэли 1 в 1. Мы говорили, что когда мальчик или девочка хочет начать играть в футбол, они должны сначала научиться дриблингу, получить возможность играть свободно».

Когда Саблон занял пост технического директора в 2001 году, существовала философия игры, но она не соответствовала этой структуре. Саблон изменил это и многое другое. Кроме того, его появление оказалось своевременным. Бельгия только что принимала Евро-2000 вместе с Нидерландами. Хотя играли бельгийцы неважно и не смогли выйти из группы, они получили неплохую прибыль от проведения турнира.

Саблон гарантировал, чтобы часть денег, полученных от проведения турнира, была инвестирована в развитие молодежи. В Тубизе, на окраине Брюсселя, был построен новый национальный футбольный центр. Количество людей, обучающихся на тренерских курсах начального уровня, увеличилось в десять раз после того как Федерация сделала их бесплатными. Компания «Double PASS» (в пер. – «игра в одно касание» или «стеночка»), подразделение Брюссельского университета, была назначена для ревизии всех молодежных систем на клубном уровне и составления рекомендаций (Английская Премьер-лига обратилась за помощью к этой же компании девять лет спустя).

Примерно в то же время Саблон заказал у Лувенского католического университета обширное исследование по молодежному футболу в Бельгии, включающее съемку и отсмотр 1500 матчей в разных возрастных группах. Также он тесно сотрудничал с клубами, регулярно проводил встречи с директорами академий, чтобы обмениваться идеями и побудить их внести свой вклад в изменяющийся ландшафт бельгийского футбола. Однако не все осознавали необходимость изменений.

Результаты университетского исследования, отмечает Саблон, стали поворотным моментом. «Вот почему мы начали с научного анализа. Когда мы показывали в клубах статистику, согласно которой мальчики и девочки в возрасте до восьми до девяти лет дважды касались мяча за полчаса игры – никто не мог сказать, что это нормально. У нас было доказательство. У нас были цифры. И предоставили их люди, которые были известны в футболе. Человек, сделавший анализ, Вернер Хельсен, был игроком и тренером во втором дивизионе. Таким образом, он не просто университетский профессор, но и настоящий футболист».

Один из выводов университетского исследования заключался в том, что слишком много внимания уделялось победе и слишком мало – развитию. Также данные подтверждали теорию Федерации о том, что 2 на 2, 5 на 5 и 8 на 8 были лучшими видами игр в неполных составах. Такие игры поощряли детей к работе над навыками дриблинга и диагональных передач, центральными для философии игры 4-3-3.

Саблон решительно взялся за распространение информации на всех уровнях футбола в Бельгии и провел более 100 презентаций. «Я объяснял видео и все остальное. А затем  отправлялся на поле с тренерами, которые готовили ребят. На каждую такую презентацию уходило около четырех часов», – вспоминает он.

«На одной из таких презентаций я сказал президенту Федерации футбола: “Я не буду выступать”. Он спросил: “Что случилось?” И я ответил: “Я просил клубы не рейтинговать ребят в младших командах, до 7 и до 8 лет”. Можете представить, каково это было, учитывая, что в зале было 300 человек, ожидающих мое выступление? Они убрали эти рейтинги мгновенно. Затем я сказал им: “Рейтинги – это неправильный путь. Сделайте развитие игроков главной своей целью”».

Также проблемы внутри Федерации возникли, когда ухудшались результаты. «Я отвечал за все национальные команды, и мы играли 4-3-3 из сезона в сезон, – говорит Саблон. – Мы проигрывали игры, люди бурчали: “Зачем нам нужны эти изменения?” Я тогда был членом исполнительного комитета, и это давало преимущество, потому что я мог убедить людей, стоявших во главе Федерации футбола. Некоторые, конечно, дергали меня, они говорили: “Ты сумасшедший”. Они говорили: “Мы играем на чемпионате Европы, но ты уделяешь больше внимания системе игры, чем выходу из группы”.

Я отвечал: “Да, Вы совершенно правы”».

 

Продолжение следует…

 

Автор: Стюарт Джеймс

Оригинал: The Guardian

 ***

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поставьте плюс, подпишитесь на мой блог и расскажите друзьям. И буду очень рад узнать ваше мнение в комментариях!