13 мин.

Хорошо, что зашевелились...

Первопричина

Болельщик всегда был и остается активным участником спортивного соревнования любого уровня.  А участником он является именно потому, что он никогда не был лишь тем кто наблюдал, смиренно и чинно следил за ходом игры, боя или иного соревнования , нет !  Напротив-он всегда  думал, переживал, анализировал,  мысленно давал советы вот тому парню в зеленом, ругал, бранил его, рукоплескал ему , вскакивал с места , охватывая голову руками или ,в полярном случае,  высвобождал на волю всю радость переживаемого момента, радость такого масштаба, с которой  в жизни вне спорта можно встретиться далеко не каждый день.

Болельщику всегда есть дело до происходящего здесь, вот на этой арене,  сооружении, комплексе. Здесь он никогда не обманывает и возможное лукавство полностью исключено. Он откровенен и пристрастен, как нигде более. Сыграть эмоцию в жизни не трудно, но в спорте на это нечего даже и надеяться. И поскольку эта эмоция правдива, компромиссной она быть не может.  Другое дело, что подчас, воплощая правду, она теряет контроль и в этом случае происходят те печальные инциденты, которые нагоняют тень на искрящийся цветами спортивный праздник. Распаляясь , эмоция  отдельного болельщика часто перетекает в неоправданно экспрессивные действия, трансформируясь затем и в буйство, что уже само собой идет вразрез с первоначальной объединяющей людей  идеей спорта.  К тому же, проявление необузданного нрава болельщиков в некоторых случаях ставит под вопрос безопасность нахождения на таком мероприятии как других поклонников спортивного соревнования, так и вовсе спортсменов, которые в пылу спортивного испытания должны быть сконцентрированы непосредственно на нем , не мысля  о том,  что его/ее может ожидать опасность со стороны тех, от кого они вправе ожидать поддержки и уважения к его/ее профессионализму. 

История проведения соревнований любого рода научила нас с горестью замечать, что отдельные любители спорта  не всегда могут держать себя в узде. Громкие спортивные скандалы последних десятилетий зачастую связаны с недопустимым проявлением агрессии, жестокости, исходящими от бушующих толп.  Не возьмусь объяснить, почему же именно на стадионе человек иногда примеряет на себя неожиданную для самого себя, нецивилизованную, даже животную ипостась.  Но совершенно ясно, что их  поведение  таких любителей подрывает целостность и организацию любого спортивного мероприятия, принося вред самим организаторам и , что гораздо важнее, другим мирным зрителям и болельщикам, которые посещают спортивные события для того, чтобы получить удовольствие, интересно провести свой досуг вместе со своей семьей . Почему они должны каждый раз занимать голову тем, что их поход  на спортивный объект может представлять угрозу и опасность ?

Читая вышенаписанные строки, многие поймают себя на мысли , что речь идет о болельщиках футбольных и не обманутся, так как именно в футбольной среде конфликты с участием болельщиков встречаются чаще всего. Футбол -  один из самых страстных , интригующих и контактных видов спорта, поэтому и переживания зрителей принимают более острые и экспрессивные формы, нежели при просмотре других соревнований.  Но можно ли этим оправдывать хулиганские выходки,  да и вообще связывать футбольную игру с бесчинствами зрителей ?  Может быть и оправданий искать не нужно ? Ведь часто сами футбольные хулиганы футболом лишь прикрываются. На самом деле же их поведение основано только на потребности в самовыражении. И чем громче и ярче заявить о себе,  тем лучше. О какой поддержке команды и о какой защите любимых сердцу клубных цветов может идти речь, если от хамского поведения  интересы команды только страдают – клубы штрафуют, засчитывают им техническое поражение, а то и вовсе  «награждают» обязательством следующий официальный матч проводить при пустых трибунах. Как следствие клуб не получает доход и к тому же остается без поддержки действительно верных болельщиков.  И можно ли после этого говорить о лояльности и любви таких фанатов к команде ? Все это только пустой звук и только то, что мы видим на стадионах имеет смысл.

Не первый год  перед спортивными функционерами  и представителями государственной власти стоит вопрос  о том, какие действенные меры следует предпринимать для изничтожения губительных  проявлений болельщицкой неадекватности, которая как заразная инфекция имеет распространение на большие массы людей. И к счастью, можно сказать, что подобная инфекция постепенно отмирает, хотя методы борьбы с ней далеко не всегда были успешны.

В момент зарождения активного движения фанатов , на их грубые провокационные акции отвечали смирительными, насильственными действиями органы правопорядка, однако такая реакция власти, только лишь раззадоривала хулиганские массы. В дальнейшем , когда специализированные спортивные организации более уверенно стали держаться на ногах, подход к болельщикам стал приобретать иные формы. Наконец стало понятно, что болельщиков надо воспринимать как сообщество, устоявшуюся социальную группу, за которой надо признавать собственные права , которая желает быть услышанной, а не подавленной, с которой надо вести диалог, а не обрывать на полуслове. В связи с этим, по всей по всему миру спортивные организации инициировали идею создания законодательной базы для принятия более эффективных мер по отношению к особо ретивым болельщикам и надо сказать, такой подход в той или иной степени оказался успешным. Так, в Англии , Германии, Испании, Италии введены и продолжают внедряться жесткие административные санкции в отношении футбольных хулиганов. В Германии же так и вовсе в прошлом году был принят Кодекс поведения футбольных болельщиков, положения которого направлены на установление мирной , бесконфликтной обстановке на стадионах .  Но не только Европа озадачена данным вопросом. В конце февраля нынешнего года Министерством культуры и спорта Узбекистана были утверждены правила поведения футбольных болельщиков. Возможно в дальнейшем этому примеру последуют и другие азиатские государства,  ведь на их территории проводятся крупнейшие футбольные турниры данного региона, а именно лига чемпионов Азиатской конфедерации футбола (АФК) , кубок АФК, кубок Азии и другие.

В нашей стране проблема «бурного» боления давала знать о себе достаточно долго, но ключик к неподатливому замочку подбирался очень кропотливо и, можно сказать, выжидательно. Пока футбольные болельщики громили стадионы, поджигали и вырывали кресла, выбегали на поле отечественный законодатель молчал.  И только лишь в ноябре прошлого года , как результат печально-памятного инцидента с петардой, кинутой в о вратаря Антона Шунина,  было объявлено об инициативе создания «Закона о болельщиках». С момента внесения законопроекта в Госдуму до момента подписания «закона» президентом  РФ шли многочисленные толки и пересуды о целесообразности  такого акта. Обсуждения его на разных уровнях продолжались еще полгода, пока закон не вступил в силу и в течении этого времени всем , кому не параллелен отечественный спорт  пытались осмыслить  те перемены, которые одни ожидали, а другие им всячески  противились.

Только вот на поверку ,оказывается, противиться пока нечему.

 

Что в имени тебе моем ?

Закон о болельщиках…   Именно такой вариант названия акта, принятого 23 июля у всех на слуху и на устах и именно так он воспринимается со стороны теми, кто не имел к написанию закона никакого отношения .  На самом же деле такого закона не существует. Поскольку тот продукт спортивного законодательства, который выпустится в жизнь , во-первых, не является законом, а во-вторых, как не будет это дико звучать, ни слова не говорит о болельщиках. Ни слова.

 

 

  Я не знаю, кто впервые умудрился так обозвать новый законодательный акт, но сейчас этот человек наверняка втихую посмеивается над всеми нами, а особенно над теми болельщиками, о которых выходит, в законе даже и не упоминается. Гораздо правильней  думается,  было бы окрестить этот акт как  «не закон не о болельщиках» или федеральный закон «Не о болельщиках».  Лаконичность и грамматическая корректность в таких вариантах отсутствует, но зато они отражают действительность.

Если говорить об официальном названии то оно следующее : "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" .  И да, этот закон вносит лишь определенные дополнения в другие существующие ныне законы, не являясь по сути самостоятельным, действительно полноценным .  Но справедливо было бы отметить, что эти дополнения представляют достаточную ценность, так как они вносят определенные нововведения в отечественное законодательство. Не менее важно заметить, что новый закон распространяется на все виды спортивных мероприятий, проводимых на официальном уровне.  Несмотря на то, что его принятие предваряли события, связанные с  футболом,  закон актуален и для прочих видов спорта,  что является грамотным шагом на начальном этапе развития законодательства в сфере организации спортивных соревнований. Однако в будущем крайне желательно, чтобы каждый вид спорта опирался на отдельный закон. Пожелание это я связываю с тем, что арены, на которых проводятся спортивные игры и мероприятия, обладают разной  архитектурной конфигурацией и правилами размещения болельщиков,  а следовательно и требования, предъявляемые к организации соревнований должны быть разными. Впрочем, признаю, что такое пожелание носит идиллический характер и не может быть воплощено мгновенно.

О понятиях

Структурно закон разделен на три статьи.  Первая касается изменений, вносимых в ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", вторая статья закона посвящена изменениям, затронувшим  КоАП. Третья же статья закрепляет порядок вступления в силу закона в целом, его отдельных положений,  но нам  в первую очередь  интересны первые две.

Отныне ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" вводит понятие зрителя, как физического лица, которое находится на спортивном мероприятии и при этом не участвует в организации и обеспечении мер безопасности в рамках спортивного мероприятия. Слова «болельщик»  в дальнейшем в законе не встречается. Отсутствует оно и в законе о физической культуре и спорте.  По сему,  выходит, что отношение к болельщику у законодателя не изменилось и статус так официально и не признали. Представляется, что идейные прародители этого термина не подумали над тем, как же тогда определять тех лиц, которые приходят на концерты, в театры, цирк, балет и прочие представления. Ведь в законе четко сказано, что зрители это лица  : «находящиеся в месте проведения официального спортивного соревнования».  По  логике закона выходит, что лица, посещающие вышеназванные места – не зрители и с такой логикой я согласится не в состоянии. Все же необходимо признать, что люди , присутствующих на спортивном соревновании принято воспринимать как болельщиков и называть их соответствующе. Я не хочу цепляться за слова и придираться к формулировкам, но думаю, что сами люди, оказываясь на стадионе, хотят ощущать себя по-особенному и сознавать, что их присутствие важно, они болеют за спортсменов, делятся с ними своей энергией,  а не просто спокойненько «зрительствуют».  Это вопрос не юридической терминологии, а уважения и признания, которое болельщики, ой , зрители, не получают.

Контролер - это почетно

В законе впервые возникает и новая профессиональная должность, представители которой теперь ответственны за поддержанием общественного порядка на местах проведения спортивного мероприятия, а именно контролеры-распорядители .   Предполагается, что эти лица будут привлечены на договорной основе организатором спортивного мероприятия или собственником объекта, на котором оно проводится.  Закон не поясняет,  какие требования предъявляются к соискателям на данную позицию, какие профессиональные навыки необходимы для того, чтобы занять ее. Упоминается лишь, что они должны пройти « специальную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта». Что это означает- непонятно . Дабы развеять сомнения, я озадачился поиском информации про контролеров-распорядителей и обнаружилось, что такие работники востребованы уже сейчас. На одном из рекрутинговых сайтов  компания «Перфи Сервис» которая, цитата :« является ведущей компанией по организации мероприятий и обеспечению билетного контроля » приглашает на эту должность студентов  ! У меня есть большие сомнения, что молодые ребята действительно смогут обеспечить общественный порядок на стадионах, а если я и ошибаюсь, то с такие работники в обязательном порядке проходить необходимую спецподготовку. «Перфи Сервис» же похоже открывает двери всем .

 

 Исходя из тех прав и обязанностей, которыми их наделил закон, контролеры – распорядители на деле являются лицами, которые обеспечивают проход зрителей на стадион, сопровождают их к местам, указанным в билетах, а в необходимых случаях делают предупреждение о необходимости соблюдать правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований  ( к ним мы еще вернемся позже). Но, среди прочих прав, которыми обладают контролеры-распорядители есть одно очень примечательное, которое лучше привести дословно. Итак, контролеры-распорядители уполномочены :

 « принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований необходимые меры по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, а также меры по пресечению неправомерных действий зрителей, не пропускать их в места проведения официальных спортивных соревнований, принимать меры по удалению зрителей из указанных мест в случае нарушения зрителями правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»

Хотелось бы спросить у инициаторов данного положения, что же подразумевается под «пресечением» неправомерных действий ? Неужели теперь лицам, которые никак не относятся к представителям органов внутренних дел будет разрешено в случае необходимости применять силу по отношению к болельщикам ?  А поскольку наниматься такие лица будут организаторами спортивных мероприятий, есть вероятность, что и сами организаторы получат возможность побуждать контролеров-распорядителей к «пресечению» неправомерных действий насильственным  образом под угрозой увольнения !  Из-за откровенно слабой формулировки положения, которая ни коим образом не поясняет, что же конкретно может предпринимать контролер-распорядитель во имя этого «пресечения», права таких лиц можно трактовать очень широко и тем самым у них будут развязаны руки для насилия, которое болельщикам запрещено, а вот им нет.  Это как же так ? - спросите вы.  А вот так. И так оно складывается потому, законодатель аккуратненько расписал ответственность «зрителя», но подзабыл  ( закон же о болельщиках) обозначить оную у контролеров – распорядителей.

Такое ощущение, что чиновники не осознают, что в таком варианте упомянутое положение закона становится очень удобным для ущемления интересов и прав болельщиков.  И вообще, функции, перечисленные в вышеприведенном пункте, обычно исполняются сотрудниками органов внутренних дел. Но, похоже, с выходом закона  «о внесении изменений» ситуация …. изменится.  Так, девятого апреля сего года РИА Новости выпустили видео сюжет, посвященному данному закону.  При просмотре звучат буквально следующие слова сотрудника РИА  касательно участия сотрудников органов внутренних дел при обеспечении мер безопасности на спортивных объектах: «После принятия закона полиция больше не будет находиться на самих аренах и станет отвечать за территорию только вокруг стадионов. Обеспечение безопасности на трибунах ляжет на плечи клуба»  Трудно сказать, в действительности ли данная реплика найдет свое воплощение на практике, но это изречение косвенно подтверждаются комментарием Юрия Демидова - начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов МВД Российской Федерации, который был одним из фигурантов сюжета .  По словам Юрия Николаевича отныне организаторы спортивных мероприятий и собственники спортивных объектов берут на себя ответственность по привлечению сотрудников частных охранных предприятий, службы безопасности по обеспечению досмотра и регулированию потоков зрителей, организации перемещения зрителей . Полиция так же будет  принимать  участие этом процессе, но уже в меньшем объеме.  Если всерьез полагаться на эти слова, то выходит, что законодатель заинтересован в том, чтобы убрать «власть» со стадионов. А теперь представьте, какой порядок могут навести сотрудники частных предприятий, действия которых будет  руководить не закон,  а обязанность перед своим работодателем (организатором спортивных мероприятий), который под угрозой увольнения, по большому счету, может и принудить к, так сказать, «пресечению неправомерных действий зрителей» ( как в законе написано) .  Ведь охранники и полиция- не одно и тоже. Станет ли «частник» методично растолковывать болельщику его права и обязанности ? Да он просто этому не обучен. Вы думаете, что каждый охранник ранее имел отношение к военной службе или тем более к государственной ? Не будем обманываться на этот счет и признаем, что при таком развитии событий вместо образцово-организованного спортивного праздника мы будем созерцать вакханалию и содом.

 Я смею надеяться, что все эти ужасные картины так и останутся моими домыслами, ведь справедливости ради,  напрямую о том, что представители полиции будут отсутствовать на стадионах , не говорится.  Представлять ситуацию, при  которой ставленники  закона,  иначе говоря , полицейские, будут отсутствовать на спортивных объектах было бы, согласитесь,  довольно жутко.

В новом законе можно выделить и иные  занимательные моменты , а потому мой рассказ на этом не оканчивается.

Не будем откладывать кирку и лопату далеко. В этой яме еще можно повозиться.