10 мин.

Финансовый отчет сезона 2010/2011

Вчера донецкий "Шахтер" подготовил финансовый (и не только) отчет деятельности за прошлый сезон. В нем очень много любопытной информации, а главное, множество интересных цифр. Вашему вниманию некоторые аспекты деятельности ФК "Шахтер".

Каждый годовой отчет — это исторический документ, который в полной мере позволяет оценить масштаб работы, проделанной футбольным клубом «Шахтер» в том или ином сезоне. Годовой отчет сезона 2010/11 охватывает все сферы деятельности клуба: в нем отражены спортивные достижения, аспекты развития детско-юношеского футбола, трансферная политика, маркетинг и коммерция.

В 2010 году был составлен и утвержден стратегический план развития ФК «Шахтер» на ближайшие 4 года. Его основной целью является развитие потенциала клуба до уровня одного из ведущих в Европе.

На каждом уровне деятельности основополагающими целями ФК ≪Шахтер≫ являются внедрение лучших практик ведущих европейских клубов и соответствие признанным европейским стандартам. Для того чтобы стать одним из лучших клубов Европы, стратегия развития была разбита на три ключевых аспекта: спортивные результаты, болельщики, доход. Очень важно сосредоточить общие усилия работников всей структуры Shakhtar Family в данных направлениях.

Спортивные результаты. Ведется постоянная планомерная работа, направленная на усиление первой команды. В частности, привлекаем ведущих игроков и растим своих собственных с помощью футбольной Академии. Клуб планирует серьезно инвестировать в поиск новых талантов, и достичь этого можно специальными инициативами, ориентированными на доступность футбола как можно большему числу детей.

Болельщики. «Шахтер» стремится к увеличению базы болельщиков, а также к расширению портфеля бизнес-партнеров. Клуб инвестирует большие средства в разработку индивидуальных программ и маркетинговых инициатив, рассчитанных на целевые аудитории болельщиков, вкладывает значительные средства в CRM, изучает потребности и интересы фанатов. Одновременно клуб продолжает развивать корпоративные взаимоотношения, особенно с международными партнерами.

Доход. С введением нового правила УЕФА Financial Fair Play («Финансовая игра по правилам») всем клубам необходимо сфокусироваться на увеличении доходов. ФК «Шахтер» намерен продолжать использовать все возможности для получения дохода, в особенности — от многофункционального использования стадиона. Помимо этого клуб намерен продолжить поиск новых путей получения прибыли.

Цели и результаты

В сезоне 2010/11 клуб концентрировался на трех глобальных задачах (плановые показатели):

1) спортивный результат: победа в чемпионате и Кубке Украины, выход в 1/8 Лиги чемпионов;

2) болельщики: средняя посещаемость матчей Премьер-лиги на уровне 33 000 человек;

3) доход: общий доход Shakhtar Family в размере 31.3 миллиона долларов.

Основные статьи доходов:

• доходы от УЕФА;

• продажа ТВ-прав;

• реализация билетов;

• продажа корпоративных лож;

• доходы от спонсорства и рекламы;

• продажа атрибутики, различных видов сувенирной продукции.

Клуб внедрил несколько новых инициатив, связанных с управлением взаимоотношениями с клиентами (CRM) и сбором данных фанатов, что позволило клубу стать более эффективным в маркетинговой активности матчевых дней. Именно это помогло увеличить среднюю посещаемость игр украинской Премьер-лиги до 33 903 зрителей в течение сезона 2010/11, что является достаточно весомым показателем в нынешних футбольных реалиях. Такие результаты превращают ФК «Шахтер» в клуб номер один по посещаемости в Восточной Европе.

Важными событиями сезона 2010/11 стали: заключение спонсорского соглашения с международным автомобильным брендом Hyundai и продление контракта с техническим

спонсором клуба — компанией Nike — до 2013 года. Кроме того, был открыт Музей истории «горняков» и реализован ряд инициатив и стратегических мероприятий, приуроченных к 75-летию «Шахтера».

Трансферы

В июле 2010 года «Шахтер» подписал пятилетний контракт с игроком сборной Украины Дмитрием Чигринским. Таким образом, защитник вернулся после года выступлений в составе каталонской «Барселоны», в которой стал чемпионом Испании и победителем Клубного чемпионата мира — 2009. Чигринский быстро адаптировался в знакомом коллективе и завоевал место в основном составе.

В середине июля игроком «Шахтера» стал нападающий лондонского «Арсенала» и сборной Хорватии Эдуардо да Силва. Футболист, три года выступавший в составе «канониров»

в английской Премьер-лиге, подписал четырехлетнее соглашение с «горняками» и выбрал 11-й номер на футболке. Представление хорвата в качестве игрока «Шахтера» вызвало значительный интерес не только среди украинских, но и среди многих европейских СМИ. 31 августа 2010 года «Шахтер» пополнился армянским полузащитником донецкого

«Металлурга» Генрихом Мхитаряном, который поставил подпись под пятилетним соглашением. В этом же сезоне один из ведущих игроков своей национальной сборной дебютировал за «горняков» в Лиге чемпионов, а после травмы Фернандиньо благодаря своей универсальности успешно переквалифицировался в опорные полузащитники.

Также состав «Шахтера» пополнил талантливый игрок молодежной сборной Украины Виталий Виценец, а в испанском «Вильяреале» был приобретен юный хавбек Бруно Ренан.

17 мая 2011 года пятилетний контракт с «Шахтером» заключил бразилец Дентиньо. Резкий и взрывной атакующий хавбек перебрался в Донецк из «Коринтианса». Чуть позже, 24 июня 2011 года, в донецкую команду из «Сантоса» перешел соотечественник Дентиньо, игрок молодежной сборной Бразилии Алан Патрик. В свои 20 лет новичок «Шахтера» уже успел стать обладателем Кубка Либертадорес, Кубка Бразилии, а также победителем чемпионата Южной Америки среди молодежных сборных U-20.

Кроме того, 23 июня 2011 года в «Шахтер» официально вернулся воспитанник донецкого клуба, игрок национальной сборной Украины и лучший бомбардир Премьер-лиги по итогам сезона 2010/11. Естественно, речь идет о Евгении Селезневе, контракт с которым у «Шахтера» рассчитан на пять лет.

В то же время покинули команду Игор Дуляй и Мариуш Левандовски, перешедшие в «Севастополь»; нападающий Александр Гладкий отправился в «Днепр», Нери Кастильо — в греческий «Арис», а ряд молодых футболистов был отдан в аренду в мариупольский «Ильичевец».

Посещаемость матчей

В сезоне 2010/11 «Шахтер» стал самым посещаемым футбольным клубом в стране, что подтверждает и официальная статистика Премьер-лиги Украины. По сравнению с прошлым сезоном посещаемость внутренних матчей «горняков» возросла на 22%.

Согласно данным авторитетного сайта www.european-football-statistics.co.uk, «Шахтер» занял восьмое место по общей посещаемости матчей Лиги Чемпионов — 2010/11 среди клубов-участников. По этому показателю наши болельщики опередили, в том числе, и поклонников именитого лондонского «Арсенала».

Имидж клуба

ЗА ПРОШЕДШИЙ СЕЗОН БРЕНД «ФК «ШАХТЕР» ОБРЕЛ НОВОЕ ЗВУЧАНИЕ, ПРЕВРАТИВШИСЬ ИЗ НАЗВАНИЯ КЛУБА В ЦЕЛОЕ ЯВЛЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ НЕ ТОЛЬКО ФУТБОЛ И СПОРТ ВООБЩЕ, НО И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ ВО ВСЕХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ. БОЛЕЕ ТОГО, ОН ЗНАЧИТЕЛЬНО УКРЕПИЛ СВОИ ПОЗИЦИИ В БИЗНЕСЕ. КАК РЕЗУЛЬТАТ — «ШАХТЕР» ПРИЗНАН САМЫМ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИМСЯ ФУТБОЛЬНЫМ КЛУБОМ XXI СТОЛЕТИЯ.

Социологические и маркетинговые исследования

Как и прежде, «Шахтер», будучи открытым для своих болельщиков клубом, серьезно подходит к изучению общественного мнения, поэтому регулярно проводит социологические и маркетинговые исследования. Данные подобных исследований служат основой для принятия решений в тех ситуациях, когда затрагиваются интересы болельщиков клуба, а также для оценки работы менеджмента, эффективности деятельности клуба.

В сезоне 2010/11 исследовательская компания R&B провела две волны масштабного исследования болельщиков в Украине, которое охватывало 25 областей Украины и АР Крым. В исследовании участвовали 9 000 человек. По данным исследования компании R&B, проведенного в марте 2011 года, за «Шахтер» в Украине болеет 6.95 миллионов человек. Более половины опрошенных (53%) самым успешным клубом Украины считают донецкий «Шахтер». 50% опрошенных болельщиков считают «Шахтер» наиболее популярным украинским клубом. При этом 92% болельщиков ≪Шахтера≫ считают свой клуб самым популярным.

За «Шахтер» преимущественно болеют относительно недавно — до 5 лет, таких болельщиков у «Шахтера» большинство — 56%. Этот показатель у «Шахтера» выше, чем в целом у футбольных болельщиков в Украине и у других отдельно взятых клубов.

17% респондентов признали «Шахтер» клубом номер один в Восточной Европе. Второе место у «Динамо» — 6%. Питерский «Зенит» занимает 6-е место по данному показателю.

47% респондентов болеть за «Шахтер» подтолкнул явный прогресс команды в последнее время. Треть болельщиков (30%) поддерживают клуб, так как ФК «Шахтер» представляет их родной город. Примерно столько же (29%) сообщили, что болеют из солидарности с друзьями.

Основные показатели деятельности

Одним из ключевых аспектов стратегии развития «Шахтера» является увеличение доходов. На сегодняшний день существует три основных источника доходов: от УЕФА за участие в еврокубках, от исходящих трансферов и поступления от коммерческой деятельности.

Доходы от продажи и аренды игроков

В сезоне 2010/11 приоритетными направлениями трансферной политики ФК «Шахтер» были стабилизация игровых связей и сохранение действующего состава, поэтому в межсезонье клуб сохранил основных исполнителей. Теперь доходы от продажи игроков существенно отличаются по сравнению с прошлым сезоном (375 миллионов гривен и 136 миллионов гривен в сезонах 2009/10 и 2010/11 соответственно).

Доходы от УЕФА

В связи с успешным выступлением в Лиге чемпионов и выходом в 1/4 соревнования доходы клуба от УЕФА в сезоне 2010/11 составили 195 миллионов гривен, увеличившись по сравнению с прошлым сезоном более чем в три раза (53 миллиона гривен в сезоне 2009/10).

Доходы от коммерческой деятельности

Партнерами «Шахтера» — динамично развивающегося, успешного клуба — в сезоне 2010/11 стали гранды международного бизнеса — Hyundai, Coca-Cola, Grohe, MacHOUSE и ведущие украинские компании — ≪Фокстрот. Техника для дома≫, Parallel, АСКА, Golden Distribution. Бренд Chupa Chups выступил спонсором ежегодного детского турнира ≪Кубок «Шахтера».

Значительным достижением стала стабильность в отношениях с прежними партнерами: в завершившемся сезоне все компании-спонсоры, сотрудничающие с ФК «Шахтер» и «Донбасс Ареной», продлили срок действия договоров.

Прошедший сезон ознаменовался и активизацией спонсорских инициатив. Для зрителей, присутствовавших на матчах прошедшего сезона, проводились многочисленные акции (особенно запомнились болельщикам розыгрыши туров во Львов и Вену от ТМ Nestle, бытовой техники от компании «Фокстрот. Техника для дома», а также продукции Grohe). «Макеевуголь», уже традиционно, стал спонсором производства десятков тысяч оранжевых флажков, которые использовались зрителями во время матчей Лиги чемпионов для поддержки нашей команды.

Сумма, полученная в сезоне 2010/11 от спонсоров и рекламодателей, составила 54 миллиона гривен, что на 15% больше, чем в предыдущем сезоне (47 миллионов гривен).

Продажа билетов и абонементов

Завершившийся сезон был успешным с точки зрения деятельности по продаже билетов — как на матчи ≪Шахтера≫ в Чемпионате Украины, так и на еврокубковые. Средняя посещаемость матчей ПЛУ за сезон составила 33.9 тыс. чел. и превысила изначально запланированный показатель (33 тыс. зрителей). Успешное выступление «Шахтера» в Лиге чемпионов позволило клубу значительно увеличить прибыль от продажи билетов на еврокубковые матчи, а домашний поединок с «Барселоной» даже стал своеобразным рекордом в плане получения дохода (от реализации билетов было выручено восемь миллионов гривен).

Корпоративные ложи

Все больше корпоративных клиентов стало арендовать корпоративные ложи на длительный срок. Если в первый сезон игр «Шахтера» на «Донбасс Арене» посетители только присматривались к новой услуге, то уже в следующем футбольном году почти 90% лож были абонированы на целый сезон. Клиенты по достоинству оценили качество сервиса, комфорт, а многие компании даже заключили договоры на более долгосрочный период — 3–5 лет. Доход от корпоративных лож в сезоне 2010/11 почти на 18% превысил показатель предыдущего сезона (34 миллиона гривен и 40 миллионов гривен в сезонах 2009/10 и 2010/11 соответственно).

Продажа атрибутики

Продажа атрибутики (мерчандайзинг) является одним из важных направлений в развитии ФК «Шахтер». Расширение собственной торговой сети и реализация в розницу спортивной и сувенирной продукции с эмблемой клуба позволяет активно популяризировать бренд «Шахтер» и удовлетворять спрос болельщиков «оранжево-черных».

За год было открыто еще два фирменных магазина, и теперь на территории Украины функционирует восемь магазинов Fan Shop, причем один из них расположен в терминале F международного аэропорта «Борисполь».

По результатам опроса, проведенного компаниями SPORT+MARKT и PR Marketing, в общем рейтинге доходов клубов от мерчандайзинга за 2010 год «Шахтер» занимает первое место в Украине.

Доход от продажи клубной атрибутики в сезоне 2010/11 вырос более чем на 20% по сравнению с сезоном 2009/10 (18 миллионов гривен и 22 миллиона гривен в сезонах 2009/10 и 2010/11 соответственно).

Продажа медиаправ

Ситуация с продажей медиаправ остается в центре внимания руководства клуба и не получает своего развития из-за определенных проблем, решение которых не находится в компетенции ФК «Шахтер».

Так и не был организован единый пул, что позволило бы создать качественный телевизионный продукт и реализовывать медиаправа клуба согласно принципам централизованного маркетинга. Поскольку положение вещей осталось прежним, цифры, обозначающие доход от этого направления, по сравнению с сезоном 2009/10 практически не изменились.