5 мин.

Лимит - зло. И его нужно отменить

Российская премьер-лига заявила о создании специальной рабочей группы по "реализации постановления исполкома РФС о лимите на легионеров". Насколько известно, её должен возглавить президент РПЛ Сергей Прядкин, а состав группы получится весьма внушительным. В неё войдут тренеры клубов премьер-лиги Курбан Бердыев, Олег Кононов, Виктор Гончаренко, Сергей Семак; представитель профсоюза игроков Александр Зотов; руководители клубов Роман Бабаев, Василий Кикнадзе, Григорий Иванов, Наиль Измайлов; руководители низших лиг Игорь Ефремов и Андрей Соколов, возглавляющие ФНЛ и ПФЛ соответственно, а также технические специалисты из этих лиг; глава объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович.

Действующий лимит, как известно, имеет "незаявочный" характер и регламентирует количество иностранных футболистов, которые одновременно могут находиться на поле в официальном матче. Переход же к заявочному принципу, который, судя по всему, станет предметом обсуждения новоявленной рабочей группы, предполагает, что ограничению подвергнется количество иностранцев в заявке на сезон, при этом на поле можно будет выпустить любое число легионеров вплоть до 11. Пересмотр лимита в пользу заявочного принципа предусмотрен Общенациональной Стратегией развития футбола в РФ на период до 2030 г. Там сказано, что "начиная с сезона-2020/21 формула лимита  на легионеров должна измениться  на заявочный принцип". Таким образом, реформа лимита представляется делом почти решённым. Хотя, в любом случае, этот вопрос ещё будет подвергнут серьёзному обсуждению. При этом следующий сезон-2019/20 при любых раскладах пройдёт по действующим правилам.

Сам принцип лимита на легионеров с самого своего появления в середине нулевых неизменно вызывает довольно бурные споры. Широкая футбольная общественность, по сути, делится на два лагеря - сторонников и противников лимита. Впервые лимит в нашем чемпионате был введён в сезоне-2005. Тогда на поле не могло выйти более 5 иностранцев, при этом под ограничения не подпадали легионеры, проведшие 10 или более матчей за свои национальные сборные. В дальнейшем лимит неоднократно пересматривался: схема "5+6", просуществовав всего год, уступила место формуле "7+4", затем перешли к формуле "6+5", а в сезоне-2012/13 вновь вернулись к более мягкому варианту "7+4". Наконец, в сезоне-2015/16 был установлен лимит "6+5", который сохраняется по сей день.

Таким образом, если решение по изменению лимита будет принято (что, скорее всего, произойдёт), то получится, что в своём нынешнем виде (с небольшими вариациями) он просуществует 15 лет. Достаточно большой срок, чтобы оценить, какие плюсы и минусы он привнёс в наш футбол, оправдал ли он возложенные на него надежды.

Я лично всегда был против лимита в той форме, в какой он у нас существует сейчас. Понятно, что он преследовал благую цель, призван был способствовать прогрессу российских футболистов, освободив под них места на поле и дав им необходимую игровую практику. В этом смысле важным прецедентом стал приснопамятный матч, в котором в составе московского "Динамо" на поле одновременно вышли 11 иностранцев. Этот казус тогда широко и бурно обсуждался, и это сподвигнуло наше футбольное начальство инициировать революционную в отечественном футболе вещь - ввести ограничения на количество легионеров на поле. 

Отчасти, наверное, лимит свою задачу выполнил. Россиян в составах наших команд стало больше, периодически сверкают яркие таланты вроде братьев Миранчуков. Но зла от него, как мне кажется, гораздо больше. Игроки с "правильным" российским паспортом стали в нашем чемпионате весьма ценным активом, за который приходится изрядно переплачивать. Да и сами "паспортисты", как их некоторые называют, стали сильно переоценивать собственную значимость и собственные таланты. В последнее время мы всё чаще слышим о том, как тот или иной молодой игрок, ещё толком ничего не добившийся, начинает качать права, выторговывая себе улучшенные условия контракта. Самый обсуждаемый случай - 20-летний игрок "Краснодара" Иван Игнатьев, у которого возникли контрактные трения с руководством клуба. Да, он довольно талантливый футболист, уже принесший команде определённую пользу. Да, у него была, мягко говоря, не самая высокая зарплата среди всех игроков "Краснодара". Но при этом он получал явно не среднюю зарплату по стране, и выбивать себе новые контракты, ещё толком ничего не показав и ничего не выиграв, по меньшей мере нескромно и неэтично. Понятно, что сейчас на дворе не 70-е гг., и никто не требует от футболистов, чтобы они играли за условный "ромбик". К сожалению, мы живём в предельно материальном, меркантильном мире, где денежный фактор играет ключевую роль. Современные футболисты в массе своей живут по принципу "где тепло, там и родина", уже порядочно подзабыв про такие вещи, как честь флага, клубный патриотизм и т.д. Но какие-то базовые моральные принципы всё же должны сохраняться. Когда же слышишь, как какой-нибудь Георгий Мелкадзе не соглашается на условия, которые ему предлагает "Спартак", само присутствие в котором в былые времена почитали за величайшую честь, то становится как-то грустно.

Много уже сказано о том, что лимит, создавший тепличные условия для отечественных футболистов, отбил у них всякую охоту уезжать в более сильные европейские чемпионаты. А зачем куда-то ехать, когда и на родине неплохо. Наши игроки рассуждают, как герои одного советского мультфильма: "Таити, Таити. Нас и здесь неплохо кормят". При этом, конечно, я не сторонник и другой крайности, которую мы созерцали в 90-е гг., когда любой мало-мальски приличный футболист при первой возможности стремился уехать за рубеж, причём зачастую далеко не в самые сильные лиги и команды. Это тоже плохо. Никто не призывает отправлять наших игроков в массовом порядке за границу, но ничего плохого не будет и в том, если самые сильные из них, переросшие российский чемпионат, будут покорять футбольную Европу. При этом, конечно, речь должна идти, прежде всего, о пятёрке едущих лиг Старого Света. На худой конец, о чемпионатах Голландии или Португалии, где гораздо проще засветиться и попасть в топ-команду. Сейчас же мы имеем ситуацию, когда  это просто никому не нужно.

Есть и ещё одна отрицательная сторона лимита, когда наши ведущие команды, прежде всего "Зенит", скупают молодых россиян, а затем маринуют их на скамейке, чтобы в случае чего выпустить на поле для соблюдения лимита. Кроме того, лимит ограничивает тренера при выборе стартового состава и при осуществлении замен, когда он вынужден считать иностранцев на поле. Как по мне, полный абсурд.

Сторонники сохранения лимита говорят о том, что с его исчезновением российские игроки потеряют место в составе. Может быть, отчасти это случится. Но, на мой взгляд, нельзя искусственно создавать нашим игрокам режим наибольшего благоприятствования. Конкуренция - неотъемлемая часть спорта, и пропуском в стартовый состав должен быть не паспорт нужного цвета, а уровень мастерства того или иного игрока, его готовность в данный конкретный момент. Всё должно быть основано на спортивном принципе, и только так должен происходить отбор достойных выйти на поле. Всё остальное - от лукавого. Да, у нас есть недостаток в качественных доморощенных футболистах, но лимит здесь - не панацея от всех бед. Решать эту проблему надо совсем иначе.

Если ожидаемая трансформация лимита будет принята, то её может будет только приветствовать, ибо она пойдёт во благо нашего футбола. Хочется надеется, что здравый смысл всё же восторжествует.