14 мин.

Хуан Себастьян Верон: ведьма, которая заколдовала футбол

«Это что, Верон?!» - воскликнул Мик Маккарти с искренним удивлением в голосе. Странно, что BBC выбрали бывшего тренера сборной Ирландии и «Вулверхэмптона» в качестве комментатора на чемпионат мира 2010 года, ведь, по-видимому, его познания в мировом футболе и осведомлённость о сборной Аргентины были крайне скудны.

Это был Верон, Хуан Себастьян Верон, но это было не незнание Маккарти о его существовании и даже не банальная неподготовленность эксперта к матчу. На самом деле вполне вероятно, что значительная часть зрителей на Британских островах удивилась вместе с Миком. Это связано с тем, что, несмотря на все достижения Верона в других странах, самой печально известной частью его карьеры, которая во многом определила её восприятие, были два его года в «Манчестер Юнайтед».

Если копать глубже, то Верон, безусловно, был далек от статуса провального и дорого трансфера, которым его часто называли в британских СМИ. Трудолюбивый, технически одаренный полузащитник, он был игроком, чей футбол был неразрывно связан с эмоциями. «Верон был превосходным и выносливым футболистом, - писал сэр Алекс Фергюсон в своей автобиографии, - Его интеллект в игре и движения с мячом или без него были первоклассными».

В «Юнайтед» бесспорный талант Верона был очевиден, но его форма вызывала вопросы, что накладывало определенный отпечаток на восприятие его игры. Этот период несомненно должен был стать вершиной в его карьере, ведь он переехал в «Олд Траффорд» за рекордные по тем временам деньги. Повлиял ли на его плохую форму этот факт? Неизвестно, но дело было определенно больше в Вероне, чем в «МЮ».

Но вернёмся на полвека назад. В 1944 году в Ла-Плате, столице аргентинской провинции Буэнос-Айрес, родился Хуан Рамон Верон. Именно город Ла-Плата определит карьеру человека по прозвищу «Ла Бруха» - «Ведьма».

 

Хуан Рамон второй слева.

Футбольная карьера Верона началась в клубе «Эстудиантес» в родном городе в 1962 году, где он провел великолепное десятилетие, став настоящим талисманом для мощной команды Освальдо Cубельдиа. Это была команда, которая первая в Аргентине дошла до использования оффсайдных ловушек, команда, которая стала синонимом слова прагматизм, приняв для себя нетипичную для Южной Америки философию «La Nuestra» (команда сильнее индивидуальностей), команда, игравшая с позиции физической силы, команда, прочно укрепившаяся на лидирующих позициях всей лиги на долгие годы.

При этом, Верон сильно отличался от многих его товарищей по команде. «Он для нас то же, что Пеле для Сантоса», - однажды сказал тренер «Эстудиантеса» Cубельдиа, что свидетельствует о его влиянии и важности. Он по праву считался самым технически одарённым из команды, известной своей агрессивностью и сплоченностью, своим ненасытным желанием победить любой ценой. Верон за свой вклад в самый успешный период команды вошел в число живых икон клуба.

В 1975 году, когда Хуан Рамон вернулся в «Эстудиантес» после трехлетнего периода в греческом «Панатинаикосе», родился Хуан Себастьян Верон. Конечно, никто бы не подумал тогда, что в итоге Хуан Себастьян придёт, чтобы повторить успех своего отца, а затем превзойти его, по крайней мере, по уровню почти собачей преданности и одержимости клубом, в котором он вырос.

Хуан Рамон дважды возвращался в «Эстудиантес» за свою карьеру, как и Хуан Себастьян, который даже после завершения карьеры вернётся, чтобы снова сыграть за «Крысоловов» в возрасте 42 лет. Оба начали свою карьеру в Ла-Плате, и оба закончат её там же.

Патриотизм Верона всегда был его визитной карточкой, Фергюсон как-то сказал, что он «всегда был будто обёрнут в аргентинский флаг». Дебют за основной состав «Эстудиантеса» состоялся в конце сезона 93/94, в возрасте 18 лет. И уже в следующем сезоне Верон станет игроком стартового состава, помогая клубу вернуться в Примеру с первой попытки.

К этому моменту Верон по прозвищу «La Brujita» - «Маленькая ведьма» в честь своего отца, был полузащитником, способным связывать между собой защитников, хавбеков и нападающих. Он вернулся в Примеру с «Эстудиантесом», но предложение от великой «Боки Хуниорс», поступившее в 1996 году, - это не то, от чего в Аргентине принято отказываться. В Боке на тот момент заканчивал свою карьере сам Марадона, и позже Диего вспоминал, какое впечатление оставил молодой Верон. «Я знал, что он был настоящим победителем, это можно было сказать по его индивидуальности, по тому, как он контролирует мяч, - говорил Марадона, - Уже тогда всем было очевидно, что у него будет отличная карьера».

Верон рос и развивался в «Боке», и, хотя за его два сезона «Сине-золотые» не сумели победить ни в Апертуре, ни в Клаусуре («Велес» был немного сильнее и удачливее), ценник и спрос на Верона только рос. В июле 1996 года он покинет родину и перейдет в «Сампдорию». Именно в Италии Верон сделает свое имя на европейской сцене, хотя, как окажется позднее, его аргентинское путешествие было далеко от окончания.

Во многом время Верона в Италии связано с его отношениями с тренером Свен-Йораном Эрикссоном. Швед, ответственный за покупку Верона в «Сампдорию», был для 21-летнего полузащитника почти отцом. Хуан не знал итальянского языка и не имел опыта жизни за пределами Аргентины; в то лето он сделал шаг, который в последствии сделают сотни других молодых аргентинцев, но этот шаг был крайне трудным.

Под руководством Эрикссона Верон процветал в «Сампе». Генуэзцы не были командой, которая борется за титулы, но в сезоне 1996/97 году заняли шестое место, гарантировавшее на следующий сезон участие в еврокубках. Доказав свои способности в одной из лучших лиг Европы, Верон получил свой первый вызов в сборную в 1996 году. Первый из 75.

В следующем сезоне Эрикссон пошел на повышение в «Лацио», где Верон окажется тоже, но позднее. Без шведа «Сампдория» заметно сдала. «Блучеркъяти» финишировали девятыми, несмотря на очередной сильный сезон от Верона, за которым летом пришла «Парма». Это был ещё один шаг вперед для молодого аргентинца. За два сезона в Италии он значительно прибавил, и позднее Верон скажет: «Семь лет, которые я провел в Серии А, определили мою карьеру».

Из этих семи лет в «Парме» он проведет лишь год, но год - незабываемый. Верон присоединился к команде, богатой талантами, такими как Джанлуиджи Буффон, Лилиан Тюрам, Фабио Каннаваро, Фаустино Асприлья и Эрнан Креспо - все эти игроки вспоминают свое время в Парме с теплой ностальгией. Это был лучший состав «Пармы» за все время ее существования, настоящий титан, который падёт из-за банкротства владельца. Однако в 1998/99 году до этого было еще далеко. Верон и Ко выиграли и Кубок Италии, и Кубок УЕФА, а в Серии А, хоть и финишировали четвертыми, ненамного отстали по набранным очкам от «Милана», чемпиона того сезона.

У той «Пармы» было светлое будущее и огромный потенциал, но Верона соблазнила перспектива снова поработать с Эрикссоном. «Лациале» отдали за плеймейкера 30 млн евро в 1999 году и несомненно ждали, что их амбиции и вложения будут оправданы.

Несмотря на последующий успех, поначалу отношения Верона с фанатами «Лацио» были ужасными. Его татуировка на плече с изображением аргентинского марксистского революционного лидера и его личного кумира - Че Гевары - привела к настоящей политической вражде с ультраправыми тифо «Лацио», но, как позже сказал Верон: «Когда мы выиграли чемпионат, некоторые из них заходили в раздевалку и целовали Че. С тех пор всё стало намного лучше».

«Лацио» сделал больше, чем просто выиграл чемпионат. Скудетто 1999/2000 годов считается одним из самых запоминающихся в истории Серии А, в основном потому, что для победы римлянам пришлось преодолеть 9-очковое отставание от «Бьянконери». Эрикссон также привел «Лацио» к победе в Кубке Италии, оформив золотой дубль, в немалой степени благодаря великолепию Верона. Его восемь голов в лиге, лучший показатель в его карьере, помогли «Лацио» завоевать второй титул чемпиона в их истории, а дуэт Верона с его соотечественником Диего Симеоне в центре поля был образцово-показательным.

Возможно, в тот год Верон был на пике своей формы, но, когда Эрикссон ушёл, чтобы возглавить сборную Англии в середине сезона 2000/01, все пошло насмарку. Верон оказался втянутым в скандал с фальшивыми паспортами, который потряс итальянский футбол. Несколько игроков, в основном из Южной Америки, были обвинены в получении липовых итальянских паспортов для въезда в страну. Верон был в конечном счете оправдан, а вот вратарь «Милана» Дида и форвард «Интера» Альваро Рекоба получили годовой бан, а их клубы оштрафованы.

Эти два события, казалось, испортили Верону сезон: он вышел на поле лишь 22 раза, а «Лацио» занял третье место. Тем не менее, к тому моменту он был в числе самых востребованных игроков в Европе. На международном уровне он был постоянным игроком старта сборной Аргентины, хотя, когда команда Марсело Бьелсы сенсационно не вышла из группы на ЧМ-2002 (где помимо аргентинцев были Англия, Швеция и Нигерия), козлом отпущения сделали именно Верона. Тем не менее, он был крайне спокоен в общении со СМИ при обсуждении той критики. «Я научился быть объективным в отношении похвалы и критики, - сказал он, - Люди могут говорить то, что они хотят, я просто не обращаю внимания».

Летом 2001 года «Манчестер Юнайтед» оформил, пожалуй, один из самых ожидаемых трансферов в истории футбола на тот момент. Верон был подписан за астрономические 43 млн евро, теперь АПЛ заказывала музыку - она стала символом физической и финансовой мощи, элегантности и власти в мировом футбол. Вокруг Верона царила атмосфера волнения и ожидания.

«Он охренительно сильный игрок! - кричал раздраженный сэр Алекс Фергюсон на ошеломленных журналистов, - А вы все чертовы идиоты!». Взбешенный шотландец защищал Верона после его первого сезона в «Юнайтед», который в конечном итоге не вызвал восторга, а скорее начал волну непримиримой критики. На самом деле, можно было бы придерживаться более снисходительного взгляда на Верона в кампании 2001/02. Вполне хороший старт омрачила травма ахилла в концовке сезона. Товарищ по полузащите Никки Батт говорил: «Верон был настолько невероятным, что я думал, что никогда больше не сыграю за «Юнайтед»».

Время шло, снисходительность по отношению к новичку проходила, и позднее сам Фергюсон признал в своей автобиографии, что ему было трудно найти идеальное место для аргентинца на поле, играя обычно по схемам 442 или 451. «Мы не смогли найти позицию, в которой он мог бы сыграть, - сказал он, - Нам было все труднее уместить его, Скоулза и Кина в полузащиту. А если он и играл, то был свободной птицей, летающей повсюду». Также Сэр Алекс признавал трудности в ассимиляции; кажется, что Англия не совсем подходила Верону на той стадии его карьеры. По собственному признанию Верона, он постоянно боролся с ощутимой разницей в культурах, а также с интенсивностью подготовки и требованиями календаря, такими как «Боксинг Дэй».

Его второй сезон в «Юнайтед», 2002/03, сезон в котором клуб обошел «Арсенал» и выиграл титул Премьер-лиги, был лучше: в матчах Лиги Чемпионов, где темп игры был ниже, нежели в чемпионате, Верон наконец получил возможность раскрыть свой талант. Действительно, казалось, что именно темп игры сыграл важную роль в его выступлениях на протяжении всей его карьеры, особенно если учесть его успех в Италии, стране с более спокойным и аккуратным футболом.

С другой стороны, проблемы Верона в «Юнайтед» были более глубокими, чем вопрос темпа или схемы игры, его переход произошёл в то время, когда в клубе уже было много одаренных полузащитников. Свой отпечаток наложило лихорадочное ожидание его приезда, масла в огонь которого подливал журналист BBC Стефано Боззи, который пел оды его таланту. «Если «Реал» и правда собирается выложить за Зидана 80 млн евро, то Верон за 40 - это просто грабеж, - писал он, - В то время как Зидан - игрок лишь изысканного таланта, Верон выполняет гораздо больше функций на поле и сильнее вовлечен в игру. Мало того, что Верон поднимет общий уровень «Юнайтед», его переход уничтожит моральный дух основных конкурентов дьяволов».

Безусловно, пророчества Боззи не сбылись, но с тех пор мы видели и более провальные переходы за куда большие суммы. Проблема Верона заключалась в том, что он был одним из первых, на кого взвалили груз ответственности из-за выплаченной суммы. Из «Юнайтед» в 2003 году он ушел в «Челси», предположительно по рекомендации бывшего тренера Эрикссона, и позднее сожалел о решении покинуть «Олд Траффорд». «У меня были взлёты и падения, как и у всех игроков», сказал он. «В «Юнайтед» я так и не добрался до своего уровня. Многое менялось, но я должен был остаться в «МЮ», а не уйти».

Верон присоединился к «Челси» в самом начале правления Романа Абрамовича за 20 миллионов евро, но его единственный сезон в клубе был омрачен множеством травм: он сыграл всего 15 матчей, прежде чем провести два значительно более успешных сезона в Италии с «Интером», где он выиграл еще одно Скудетто и Кубок Италии. В 2006 году, в возрасте 31 года, путешествие Верона по Европе закончилось.

Пришло время вернуться в Аргентину, в Ла-Плату, в любимый «Эстудиантес». «Я хочу помочь «Эстудиантесу» вернуться к завоеванию международных титулов», - сказал Верон по возвращении. Это казалось излишне амбициозным, но упрямая вера Верона и его жажда приносить победы родному клубу вселяла уверенность и надежду.

Карлос Билардо заложил фундамент будущих побед клуба, прежде чем покинуть его в 2004 году, переведя ряд талантливых молодых игроков в основной состав и положив начало периоду улучшений в структуре клуба. Неопытный Диего Симеоне заменил Билардо, и команда, в которой угадывался почерк будущего триумфатора «Атлетико», выиграла Апертуру 2006/07.

Возвращение Верона совпало с первым титулом «Эстудиантеса» за 23 года; они пропустили всего 12 голов в 19 играх, и это было только начало пути, по которому пройдет Верон, чтобы стать легендой клуба и превзойти своего отца.

Алехандро Сабелья, бывший игрок «Эстудиантеса», был назначен главным тренером в 2009 году после того, как Симеоне отправился в «Ривер Плейт», и именно в этом году клуб добился, пожалуй, самого важного успеха в новейшей истории. Золотая эра в конце 1960-х и начале 70-х годов принесла три подряд Кубка Либертадорес, но с тех пор клуб и близко не был к такому успеху. Казалось, что успехи времен Хуана Рамона Верона никогда впредь не повторятся, но в 2009 году это случится и косвенно в этом "виноват" сам La Bruja.

«Эстудиантес», трудолюбивый и компактный, пробился в финал самого престижного турнира Южной Америки, где встретился с бразильским «Крузейро». Первый матч в Ла-Плате закончился безголевой ничьей, а ответный начался с гола бразильцев. Всего через 5 минут после этого Гастон Фернандес сравнял счет, а еще через четверть часа Мауро Босельи замкнул головой блестящий угловой в исполнении Верона. Влияние Верона, как и его восторг, невозможно преуменьшить. «Невероятно», - вспоминал он позже: «Просто невероятно». Возможно, еще более невероятен тот факт, что он был назван лучшим игроком турнира в возрасте 34 лет.

До 2014 года Верон оставался игроком «Эстудиантеса» и снова выигрывал Апертуру в 2010 году, прежде чем уйти повесить бутсы на гвоздь и стать президентом клуба. «Эстудиантес» и Верон казались неразлучными. Джонатон Уилсон, в своей книге «Ангелы с грязными лицами», цитирует бывшего тренера Верона Алехандро Сабелью: «Верон - самый важный игрок в истории «Эстудиантеса». То, что он сделал, решив вернуться в клуб и стать примером для молодежи, уникально. Он вырос здесь, у него есть история в этом клубе еще до его рождения, но он прошел путь от «сына Верона» до такой степени, что его отец стал «отцом Верона». В мире всего несколько таких игроков, как он».

В «Эстудиантесе» обожают Верона, что резко отличается от того, как к Верону относятся в АПЛ. Тот факт, что он все ещё играл за клуб после 40, а теперь является президентом, свидетельствует о его преданности и влиянии на него отца. «Я счастлив и горд, - говорит Верон, - Это мой город, мой народ; Я – «Эстудиантес». Я просто не могу быть в другом клубе». История Верона - редкость в современном футболе, особенно в Аргентине. Век футболиста не долог, а одержимость успехом и деньгами оставляют игроку мало возможностей (или желания) задумываться о преданности родной команде или городу. В этом смысле Верон настоящий нонконформист.

Возможно, для эпилога лучше всего подойдут слова его отца, который всегда подчеркивал важность «Эстудиантеса» для своего сына: «Мой сын вернулся в 2006 году с простой, но, казалось бы, невозможной целью - помочь команде снова выиграть международный турнир. У него было несколько предложений, но он решил играть за свой клуб, который он никогда не забывал. Он исполнил мечту, которая живет в сердце каждого фаната».

Автор: Каллум Райс-Коутс, журнал These Football Times. Перевод и редакция: Дмитрий Золотенков, Даниил Шульман-Симаков.

Canale Sforzesco в Telegram

Группа об Internazionale в сети ВКонтакте