4 мин.

Почему английский футбол и грайм – лучший союз музыки и футбола со времен панк-рока

Здесь будет очень много незнакомых слов. Если вы не поняли заголовок и боитесь чернокожих людей – лучше не читайте эту статью. Вас предупредили.

Я давно хотел написать про многолетний союз грайма и футбола. И сейчас это время настало, ведь у меня не осталось никаких сомнений в том, что грайм – самая большая движуха, происходящая на британской музыкальной сцене сегодня.

Grime – what's this?

Возможно, самое яркое движение в британской молодежной среде со времен панка – грайм, как музыкальный жанр имеет за своей спиной 14-летнюю историю и уже давно сформировавшееся звучание с характерным темпом около 140 ударов в минуту, ритмичной читкой и очень мрачной и агрессивной атмосферой в треках, совсем недавно проломил последнюю стену и пошел в народ: MC с лейбла Boy Better Know теперь становятся хедлайнерами традиционных британских музыкальных фестивалей и успешно колесят по всему миру – от Lollapalooza в США, до пикника «Афиши» в Москве.

Узнаваемый бит и речитатив теперь можно услышать в рекламных роликах, кино («На игле 2») и компьютерных играх (FIFA 18).

Новые грайм релизы собирают все большую аудиторию и забирают престижные музыкальные премии: альбом Скепты Konnichiwa в прошлом году завоевал Mercury Prize, опередив A Moon Shaped Pool от Radiohead, и ★ Дэвида Боуи.

А сами грайм MC, тем временем, становятся важными медиа-фигурами: Стормзи, например, в сентябре этого года стал человеком года в Британии по версии GQ.

Постойте, что эта спортивная статья...

Не спешите шутить свои оригинальные шутки о спортивных статьях на нашем зе флоу. Сегодняшний грайм тесно связан с футболом. Английским футболом. И этот союз будто создан на небесах: оба были рождены в Британии, оба близки тамошнему обществу и оба снискали популярность за рубежом.

Более тесного взаимодействия музыки и футбола не существовало, пожалуй, со времен расцвета… панк-рока, да. И если панки в своих текстах зачастую славили околофутбол и фанатские фирмы, то грайм MC своими панчами отсылают к футбольной культуре в целом. В их текстах можно услышать все что угодно – от штрафной площади Уэмбли до лондонского дерби, от «голов» Джона Терри до подкатов Тиаго Сильвы.

То, что происходит сегодня с граймом в Англии, напоминает ситуацию в США, где рэп и спорт идут рука об руку уже не первый десяток лет. Для жителей многих бедных районов Британии существует не так много способов выбиться в люди, а спорт и музыка дает им ту самую надежду на поднятие по социальной лестнице вверх легальным путем. Таким образом, многие музыканты и спортсмены несут на своих плечах бремя ответственности перед обществом и постоянно перекликаются друг с другом.

Многие грайм MC в детстве небезуспешно пробовали пинать мяч и даже играли за академии местных клубов. Например, Kano играл за юношей «Челси», «Вест Хэма» и «Норвича». Аналогичным образом футболисты, такие как Брэдли Райт-Филлипс и Янник Болази, имеют многолетний опыт в написании рифм для участия в подпольных баттлах.

Грайм MC – рок-звезды нового поколения

Все чаще смотря на ютубе очередной ролик связанный с грайм индустрией, я натыкаюсь на знакомые мне футбольные лица: вот Джошуа Онома светит своим в клипе AJ Tracey, а вот Эммануэль Фримпонг (дерьмово) зачитывает куплеты вместе с Lethal Bizzle и Jme. И это не должно удивлять, ведь Фримпонг приходится Lethal Bizzle двоюродным братом. Сам же MC, по его словам, болеет за «Арсенал» с самого детства и пристально следит за АПЛ. Это – классический пример того, как сильно переплетены миры футбола и грайма.

Впрочем, по уровню вовлеченности звезд, все это меркнет перед прошлогодней презентацией Поля Погба от Adidas: мировой бренд решил представить француза совместно со Стормзи – будущим человеком года GQ и, что немаловажно, болельщиком «Манчестер Юнайтед».

И это выглядит логично, ведь Погба – игрок, который близок к целевой аудитории и ценит музыкальный жанр, который живет на таких площадках как Soundcloud и BBC Radio 1Xtra. Из других удачных маркетинговых примеров – коллаб Abra Cadabra с Дели Алли для все того же Адидас и реклама Nike с Роналду в главной роли и треком от Novelist на фоне.

Грайм MC сегодня – новые рок-звезды и многие футболисты мечтают быть в тренде и дружить с ними. А грайм, в свою очередь, при помощи футбольных звезд сможет наконец-то получить общественное признание после многолетнего пребывания в андерграунде и ротации на пиратских станциях. Все это – беспроигрышная игра для всех ее участников, ставки в которой с каждым днем только растут, ведь грайм продолжает активно завоевывать мир музыки.

Заинтересовала данная тема? Если рейтинг этого материала будет будет достаточно высок, то в следующий раз я, возможно, пройдусь по самым футбольным трекам в истории грайма.