6 мин.

Клубы РПЛ и ФНЛ бьют рекорды посещаемости

 

НОВЫЕ РЕКОРДЫ

 

Новый сезон РПЛ стартовал с крутых показателей посещаемости. Они почти достигли отметки в 20 тыс и это не предел. Так мощно в нашей стране на футбол не ходили со времён СССР. Похоже, это тот самый эффект чемпионата мира. Пока посещаемость матчей чемпионата России выше, чем у чемпионатов Франции и Голландии. Средняя аудитория старта сезона – 19879 зрителей за матч.

Самые высокие показатели в Санкт-Петербурге. Средняя посещаемость стадиона на старте чемпионата превысила 50 тыс. Во многом таких высот «Зенит» смог достичь благодаря приезду московского «Спартака», на который пришло более 60 тыс болельщиков. Также повышенным зрительским интересом пользуются «Ростов» и «Крылья Советов», матчи которых проходят на новых стадионах.

Худшая посещаемость, как и предполагалось, у «Енисея». Из-за реконструкции своего стадиона перед Универсиадой-2019, красноярцы проводят матчи в Тюмени. Планируется, что «Енисей» вернётся домой во второй половине сентября. Интересно, что эти тюменские матчи и показывают отношение нейтральных зрителей к российскому футболу: игры с «Зенитом» и ЦСКА собрали практически полный стадион, в то время как приезд «Арсенала» и «Крыльев» жителей города не заинтересовал.

Традиционно провальная посещаемость у «Динамо». «Уфа» никак не может преодолеть психологический барьер в 8 тыс. «Оренбург» имеет лучшую заполняемость в лиге – 93%, правда стадион команды вмещает всего 7,5 тыс зрителей.

ЦСКА, видимо, в конце сезона установит собственный рекорд посещаемости – сейчас средняя аудитория клуба почти достигла отметки в 20 тыс зрителей, при этом не было ни одной игры с топовой командой. На «ВЭБ Арену» приезжали лишь «Арсенал», «Ростов» и «Урал».

 

НАРОД ПОШЁЛ НА ФУТБОЛ ИЛИ НА СТАДИОНЫ?

 

Наследие ЧМ проявляется очень заметно. Рекорды посещаемости в Ростове-на-Дону, Самаре и Казани прогнозировались, но никто не знал, как будут ходить на новые арены в ФНЛ. Зритель пошёл охотно.

Из 12 стадионов, принимавших матчи ЧМ-2018, для футбола уже были задействованы 11. Пока только «Лужники» не приняли никаких игр. Шесть стадионов ЧМ задействованы в РПЛ (Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург и стадион «Спартак»). Еще на пяти прошли матчи ФНЛ (Волгоград, Нижний Новгород, Саранск, Калининград и Сочи).

И таких цифр посещаемости первый дивизион еще не знал. В 8-м туре, прошедшем в последний уикенд августа, клубы установили рекордную среднюю посещаемость – 11236 зрителей. Примерно столько же ходило на матчи клубов РФПЛ два года назад. Но нельзя не отметить, что такие цифры целиком заслуга новых арен – уже на следующий тур средняя аудитория была около 2,5 тыс.

Сейчас средняя посещаемость ФНЛ – 5671 зритель. Четыре клуба, играющих на стадионах ЧМ-2018, намного превосходят остальные команды по аудитории. Разница между идущим пятым хабаровским СКА и «Балтикой» почти 4 тыс. Если четыре самых посещаемых клуба покинут лигу, то аудитория резко провалится, так что нельзя говорить, что российский зритель вдруг полюбил футбол. Прежде всего, он полюбил новые арены. Впереди осень, и именно этот период и будет самым показательным в плане наследия ЧМ-2018.

Реклама 18+

 

САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ ИГРЫ НОВОГО СЕЗОНА

 

Из 20 самых посещаемых матчей нового сезона лишь две прошли на стадионе, построенном не для ЧМ-2018 – в Краснодаре. Уже сейчас можно прогнозировать, что в итоговом списке в конце чемпионата больше половины игр будут в Санкт-Петербурге, только гипотетическая игра в «Лужниках» способна собрать больше, чем «Зенит» – «Спартак». Шесть матчей из этого списка прошли в ФНЛ. Причем у этой лиги есть потенциал увеличить свое присутствие – еще есть козыри в виде Калининграда и Сочи, правда, стартовые туры показывают, что местных болельщиков не особо привлекают даже новые стадионы.

 

ЧТО ТАМ У «РУБИНА»?

 

У казанцев всё великолепно. Средняя посещаемость трёх стартовых матчей превысила 21 тыс зрителей, это второй показатель в истории команды. Больше «Рубин» собирал лишь в сезоне 2014/15, когда свои первые игры приняла «Казань Арена». Стоит отметить, что сложно сравнивать стартовые отрезки до и после перехода на систему «осень-весна», ведь ранее они приходились на март, когда менее комфортные погодные условия.

«Рубину» стоит повысить среднюю аудиторию хотя бы до 22,5 тыс зрителей, чтобы войти в историю и попасть в топ-100 самых посещаемых клубов Европы по итогам сезона. В прошлом году порог вхождения был именно такой. В последние годы лишь три российские команды регулярно попадают в этот рейтинг – «Зенит», «Спартак» и «Краснодар», в сезоне 2018/19 кандидатов от России почти десять.

Многие не согласятся с тем, что в повышении интереса к футболу есть заслуга «Рубина», ведь волей календаря в Казань приехали «Зенит» и ЦСКА. Но нельзя не отметить разницу в отношении к зрителю между нынешнем и прошлым сезоном. К примеру, сейчас в подтрибунных помещениях множество точек питания и различных активностей для болельщиков, которым теперь разливают безалкогольное пиво.

Осень будет определяющей для казанского клуба. Следующая домашняя игра – 16 сентября с «Енисеем», а главный матч полугодия состоится 28 октября, когда в Казань приедет «Спартак». Сейчас можно спрогнозировать, что только эта встреча может попасть в десятку самых посещаемых игр в истории клуба.\

 

КАК ТАМ НА ДНЕ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА?

 

В зоне «Урал-Приволжье» ПФЛ выступают две татарстанские команды: КАМАЗ и «Нефтехимик». И если челнинский клуб показывает относительно достойные результаты, то посещаемость футбола в Нижнекамске удручает. В сентябре «Нефтехимик» сыграет с клубом РПЛ в 1/16 Кубка России, так что эта встреча будет показательной в том, заинтересован ли город в профессиональной футбольной команде.

КАМАЗ же, несмотря на все успехи в маркетинге, все еще не может собрать и треть стадиона. В зоне «Урал-Приволжье» наибольшая посещаемость у возрожденной «Звезды» из Перми. Во всей ПФЛ наибольшая средняя аудитория у ивановского «Текстильщика» (3533 зрителя) и «Кванта» из Обнинска (3400 зрителей).

В целом же проведенный ЧМ-2018 никак не повлиял на посещаемость ПФЛ, так что можно сказать, что в целом по стране интерес к футболу никак не увеличился. Именно посещаемость низших дивизионов и показывает то, насколько страна заинтересована в футболе. В Англии средняя аудитория чемпионшипа превышает 20 тыс зрителей, посещаемость третьего дивизиона – 12 тыс. В Германии посещаемость второй бундеслиги около 17 тыс.

Бизнес-онлайн