9 мин.

С чего все начиналось

Несмотря на то, что «Селенга» всегда была главным и любимым клубом Бурятии, мало кто знает, когда началась эта любовь.

Футбол долгие годы был самым популярным видом спорта в республике, но популярность он завоевывал медленно. Поворотным моментом в этом вопросе стало создание футбольного клуба «Армеец».

Рождение «Армейца»

С первого своего матча команда запала в душу любителям футбола. Когда «Армеец» играл в Улан-Удэ, люди шли на стадион как на семейный праздник. Болельщики из районов республики специальными автобусами подъезжали прямо к игре. Заполненные до отказа трибуны стадиона им. 25-летия БурАССР вдохновенно болели за красивый футбол, а после матча многочисленный поток зрителей, чаще всего радостно обсуждавших перипетии футбольного поединка, дружно растекался по всему городу. Во многом благодаря «Армейцу» республиканские и городские власти позаботились о реконструкции стадиона, зеленого газона, а о столице Бурятии с оттенком уважения заговорили футбольные специалисты.

«Армейцу», увы, была предопределена короткая судьба. Клуб доблестно просуществовал два года (1964 - 1965), а затем был расформирован, а на его базе была создана профсоюзная команда «Селенга». Хотя «Селенга» достойно приняла эстафету от «Армейца», болельщики еще долго вспоминали полюбившуюся им команду. Впрочем, многое из сравнительно короткой биографии «Армейца» оставалось и остается для любителей спорта загадкой. Как возникла сама идея организации армейского футбольного клуба в Улан-Удэ? В чем заключался секрет заметного день ото дня прогресса команды? И где причина неожиданных разногласий между руководством республики и военным ведомством, повлекшая затем внезапный перевод части команды на новое место базирования – в Читу? Разговоров и слухов на каждую из этих тем было немало.

Некоторые небылицы, искаженные исторические факты проникают и на страницы современных изданий. В одной из книг, опубликованных в Улан-Удэ, утверждается, например, что под флагом «Армейца» выступала команда «Молот», победившая в чемпионате Бурятской АССР в 1963 году. В фундаментальном труде читинских журналистов «Век футбола в Забайкалье» распространяется еще более фантастическая нелепица, как руководство ЗабВО еще в 1961 году инициировало создание армейского клуба в Улан-Удэ, «замаскировав» его зачем-то в первые годы существования под именем «Байкал». Попытаемся теперь восстановить историческую справедливость, оживить реальные, в том числе загадочные страницы биографии «Армейца», опираясь на воспоминания очевидцев того времени, прежде всего бывших футболистов команды.

Коротко напомню, что футболисты Бурятии дебютировали в чемпионате страны под флагом спортобщества «Локомотив» в 1958 году. В первенстве Бурятской АССР 1960 года победителем стала команда авиазавода «Байкал». Она же выиграла переходные встречи за право на участие в первенстве страны по классу «Б» у команды «Локомотив ЛВРЗ». Неплохо проявив себя в сезонах 1961 - 1962 годов, «Байкал» опустился на самую нижнюю ступеньку турнирной таблицы в чемпионате 1963 года. Возможно, неудачи авиазаводчан были связаны также и с тем, что сразу четыре ведущих игрока (Ю. Алтынбаев, Е. Карпунин, В. Левандовский, Б. Ширабон) были призваны в ряды Советской Армии и проходили службу в спортроте читинского СКА.

В этой ситуации руководство авиазавода отказалось в дальнейшем финансировать команду мастеров класса «Б», а Улан-Удэ грозила дисквалификация в чемпионате страны по футболу. Спасительная идея пришла в голову Александра Даниловича Левандовского, в ту пору одного из директоров авиазавода и «по совместительству» отца футболиста Владимира Левандовского. Узнав от сына о футбольной команде, составленной молодым офицером В.В. Зубаревичем из призванных на срочную службу спортсменов и безжалостно расправляющейся со своими соперниками, А.Д. Левандовский не только сам загорелся мыслью перевести эту команду в Улан-Удэ, но и увлек этой идеей большого поклонника футбола, секретаря обкома КПСС К.М. Продайводу и первого секретаря обкома КПСС А.У. Модогоева. Переговоры с командованием ЗабВО закончились успешно.

Позже футболисты рассказывали: «…слухи о возможной передислокации в Улан-Удэ до нас доходили, но все прошло по-военному быстро. Мы только-только вернулись с полевых весенних учений, а нас по тревоге собрали на взлетной полосе и транспортным самолетом перебросили в Улан-Удэ». Так армейский футбольный коллектив (название команды, кстати, придумали сами игроки) «прописался» в столице Бурятии, а А.Д. Левандовского по праву следует считать основателем улан-удэнского «Армейца».

Команда будущих звезд

Дебютировал «Армеец» в Улан-Удэ 26 апреля  1964 года в кубковой встрече с красноярским «Локомотивом». На стадион им. 25-летия БурАССР пришли более 12 000 зрителей. Игра закончилась со счетом 2:2. И хотя в повторном матче хозяева поля уступили опытному сопернику (красноярцы в итоге оказались лучшей кубковой командой Сибири и Дальнего Востока, а их успешное продвижение к финалу удалось прервать только знаменитым тбилисским динамовцам), болельщики сразу поверили в «Армеец». В 34 календарных играх чемпионата «Армеец» добился 9 побед, 16 матчей свел к ничейному результату и впервые за время участия команд Бурятии в первенстве страны достиг положительного баланса забитых и пропущенных мячей.

 

В составе «Армейца» на поле выходили вратари Ю. Веригин, Б. Конфедерат, защитники В. Чикачев, Г. Санников, В. Жилкин, В. Выборов, полузащитники В. Семенов, Д. Бабич, А. Бурлаченко, И. Ансимов, В. Батуев, В. Беликов, И. Рекуненко, нападающие Б. Крыласов, В. Яковлев, А. Жуйков, В. Сенотрусов, В. Неизвестных. Чуть позже к ним присоединились братья Ю. и В. Бутырины, С. Аккуратов, В. Братищенко. Почти все перечисленные игроки получили начальную подготовку в командах Читинской и Иркутской областей. Дмитрий Бабич и Александр Бурлаченко прибыли служить в Забайкалье из Молдавии, где играли за команду г. Тирасполя. Борис Конфедерат имел опыт выступлений за кременчугский «Днепр».

В команду были включены и улан-удэнские футболисты Владимир Левандовский, Баир Ширабон, Иван Кучерук и Владимир Кадочников. Могли сыграть за «Армеец» также хорошо известные всей Бурятии футболисты Александр Котельников, Георгий Гаврилов, Игорь Ершов. По словам самого В.В. Зубаревича, которому в тренерской работе помогал улан-удэнец Ю.К. Поздоровкин, он решил сделать ставку на свою армейскую поросль.

Бывшие футболисты «Армейца» Анатолий Жуйков и Борис Крыласов вспоминали: «…многие тогда удивлялись: команда играет буквально «с листа», без основательной подготовки к сезону, а выглядит вполне основательно. Но ведь нам и не надо было долго сыгрываться. Основной состав был уже наигран, в команде не было «желторотых» новичков, всех соперников сразу заставили считать с собой». И действительно, несмотря на молодой возраст, солидный игровой опыт был у всех футболистов «Армейца». А Владимир Неизвестных, Виктор Сенотрусов и Владимир Бутырин, воспитанники известного иркутского тренера А.П. Веденеева, уже носили звание бронзовых призеров юношеского первенства СССР (1963).

Как пришла популярность

Особый спортивный дух, по-настоящему «искренний» футбол в свое удовольствие и на радость болельщикам - это как раз то, что отличало «Армейца» от многих соперников. Малодушие на тренировках или в игре не прощались. За слабину ребята могли сами наказать товарища по команде, и очень больно. Нельзя не признать: свои лучшие качества, которые помогли раскрыть индивидуальные таланты каждого футболиста, команда приобрела благодаря старшему тренеру Владимиру Васильевичу Зубаревичу. У него было высшее физкультурное образование, он окончил ленинградский институт им. Лесгафта. 

В чем он был особенно силен, так это в вопросах психологической и физической подготовки. На тренировках игроки много времени уделяли акробатике и гимнастике. Приобретенные навыки уберегали футболистов от неизбежных травм, а техническое оснащение команды обогатилось чисто исполненными подкатами и ударами через себя в падении. Вольницу в армейской команде Зубаревич не допускал, воспитательные меры порой были предельно жесткими. Но и отстаивать интересы футболистов талантливый и коммуникабельный тренер умел.

Все игроки стояли на офицерском денежном довольствии. Всех игроков Зубаревич заставлял учиться в вузах, даже специальные курсы по иностранному языку с помощью преподавателей пединститута для футболистов организовывал. 

Молодые, симпатичные парни из команды «Армеец», наверное, были в то время самыми популярными спортсменами в Улан-Удэ. Великтон Баранников после своего блистательного выступления на Токийской Олимпиаде поспешил первым делом познакомиться с «Армейцем» и даже сыграл в составе команды несколько товарищеских матчей, в том числе международных.

В 1965 году «Армеец» одержал 15 побед, 11 встреч свел к ничейному результату, в 10 матчах потерпел поражение при общем соотношении мячей 48:36. Таких показателей улан-удэнские команды раньше никогда не добивались. Шестое место в зональном турнире – несомненный успех молодой команды. Наиболее результативным нападающим был В. Яковлев – 13 забитых мячей. На счету В. Неизвестных – 12 голов, а А. Жуйков шесть раз заставлял вратаря соперников вынимать мяч из сетки. За хорошие спортивные результаты команда «Армеец» была награждена Почетной грамотой Верховного совета БурАССР – высшей наградой республики.

Судью спасла милиция

С сезоном 1965 года связана и одна скандальная история вокруг «Армейца». В ходе встречи с томским «Торпедо» Валерий Яковлев в привычном для себя стиле с угловой отметки «закрутил» мяч прямо в ближний верхний угол ворот соперника. Низкорослый защитник томской команды Юрий Топчиенко, не допрыгнув до мяча, выбил его на глазах честной публики из угла ворот обеими руками. Бесспорный пенальти!

Переполненный улан-удэнский стадион радостно предвкушал карающий одиннадцатиметровый удар, но московский арбитр матча Ю. Черников предпочел не заметить явное нарушение правил. Ни апелляции игроков «Армейца», ни возмущенный рев стадиона не подействовали на судью встречи. А за несколько минут до конца матча улан-удэнцы пропустили обидный, решивший исход поединка гол. По окончании матча на стадионе им. 25-летия БурАССР впервые в истории Улан-Удэ возникли серьезные беспорядки. Сигналом послужила брошенная в судью пустая бутылка.

Команду гостей и судейскую бригаду возмущенная толпа болельщиков заблокировала в подтрибунном помещении. Осада длилась несколько часов. Вывозили томичей и судью со стадиона на милицейских машинах. Инцидент рассматривался на самом высоком уровне президиумом Всероссийской федерации футбола. Сначала было решено дисквалифицировать футбольное поле в Улан-Удэ, но затем наказание перевели в разряд условных мер воздействия.  

В конце чемпионата 1965 года уволилось в запас и покинуло команду несколько ключевых игроков. Ревниво следившее за успехами «Армейца» командование ЗабВО уже вынашивало идею воссоздать базовый армейский футбольный клуб в Чите. Руководителям Бурятии удалось, в свою очередь, еще на один год «задержать» в Улан-Удэ В.В. Зубаревича, но в 1966 году он командовал уже профсоюзным клубом «Селенга». В игровом составе «Селенги» сохранили свои позиции 12 бывших «армейцев».

Выиграв зональный кубковый турнир и заняв второе место в чемпионате команд Сибири и Дальнего Востока, «Селенга» в год дебюта добилась своего самого большого успеха в классе «Б». После этого сезона вратарь «Армейца» и «Селенги» Борис Конфедерат был приглашен в команду класса «А» «Спартак» (Орджоникидзе, ныне Владикавказ), впоследствии он стал известным арбитром. Капитан команды Валерий Выборов, как игрок сборной РСФСР, был удостоен звания «Мастер спорта СССР».

Эпилог

В заключение несколько слов о дальнейшей судьбе людей, связанных одной нитью с историей «Армейца». А.Д. Левандовский закончил свой жизненный путь в Феодосии, куда его пригласил возводить очередной стратегический объект знаменитый авиаконструктор Н.И. Камов. В.В. Зубаревич победно вернулся в читинский спортклуб армии в 1967 году. В конце семидесятых – начале восьмидесятых судьба свела его вновь с улан-удэнским футболом. К сожалению, ненадолго. После тяжелой болезни Владимир Васильевич скончался в Ленинграде, а неутешительный диагноз был поставлен еще в Улан-Удэ – цирроз печени.

Даже завершив карьеру футболиста, сохранили навсегда свою привязанность к Бурятии Анатолий Жуйков, Борис Крыласов, Дмитрий Бабич, Виктор Чикачев, не говоря уже об улан-удэнцах, приглашенных в состав «Армейца». К сожалению, нет уже рядом с нами Б. Крыласова и В. Чикачева. Трагически, по какой-то странной, извилистой тропинке ушли в небытие относительно молодыми «вундеркинды» Владимир Неизвестных, Виктор Сенотрусов, Баир Ширабон. Александр Бурлаченко, вдоволь поиграв в Бурятии, увез жену-улан-удэнку в Молдавию.

В Свердловске (Екатеринбурге) долгое время успешно работал тренером Геннадий Санников. В Усолье-Сибирское вернулись Вячеслав Семенов и Василий Жилкин. Валерий Яковлев и Юрий Бутырин получили звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» за успешную педагогическую деятельность в родном Иркутске. Больших успехов на ниве спортивной педагогики добились и иркутянине Валерий Выборов и Владимир Бутырин.