5 мин.

Годичные контракты – плохой тренд казахстанского футбола. Ситуацию меняют «Астана», «Кайрат» и открытые границы с Россией

На днях Кайрат Боранбаев пришел в подкаст «Че травишь?», где затронул тему контрактов в казахстанской Премьер-лиге. Владельца «Кайрата» сильно удивляет нежелание игроков подписывать с клубами долгосрочные соглашения. По словам Боранбаева, это стало главной причиной начала строительства собственной академии. 

«Чемпионат заканчивается – футболисты как на вокзале берут чемоданы и ждут, в какой клуб и куда позовут. Я не мог понять. Обсуждаешь с футболистом подписание трехлетнего контракта, а он отвечает: «Нет, мне на год контракт нужен», – недоумевает владелец «Кайрата».  

У 65% игроков КПЛ – контракты на год. Клубы не могут себе позволить долгосрочное планирование

Годичные контракты – вечная проблема профессионального спорта в Казахстане. Неважно, о каком виде спорта идет речь, если в деле запутаны бюджетные средства, то что-то планировать больше чем на год сложно. 

По данным Transfermarkt, у 185 из 282 игроков КПЛ (65%) годичные контракты. В казахстанском футболе этот способ удобен с точки зрения возможных юридических проволочек с ФИФА. Когда клубу урезали финансирование на следующий сезон – необходимо избавится от легионеров с жирными контрактами. И сделать это нужно без возможных запретов на трансферы и снятие очков. 

Однако с краткосрочными контрактами заниматься планомерным построением команды практически невозможно. Казахстанские клубы, за исключением базы и академии «Кайрата», почти ничем не владеют. Все стадионы находятся в собственности государства, либо переданы в доверительное управление. Команды занимаются лишь формированием состава, исходя из принятого бюджета на следующий сезон. И ситуация не меняется из года в год. Клубы ничего не зарабатывают и живут на дотационные деньги. Оказана государственная поддержка – есть состав, сменили акима на нефутбольного человека – денег нет. Так и живут, подписывая контракты с игроками на один сезон. 

«Астана» и «Кайрат» меняют ситуацию: одни делают ставку на легионеров, другие – на воспитанников 

Первыми на проблему обратили внимание лидеры чемпионата. Это не означает, что в их составе нет годичных контрактов – у «Астаны» и «Кайрата» они есть. В основном, это казахстанцы. 

Переломной для «Астаны» стала история с Неманьей Максимовичем – в 2015 году с сербом не подписали долгосрочный контракт. Тогда команда только переходила с годичных контрактов с легионерами на двухгодичные. Летом 2017-го «Валенсия» вышла на игрока в момент, когда по контракту с «Астаной» оставалось полгода. Испанцы отказались от выплаты 300 тысяч евро, дождавшись окончания договора. С тех пор с перспективными и молодыми легионерами «Астана» подписывала только долгосрочные контракты: с Максом Эбонгом на 4 года, а с Сотириу и Ротариу – на 3. 

В «Кайрате» совсем иная история, завязанная на собственной академии. Их цель — воспитать игрока, которого можно со временем подвести к основе, либо продать. Но не допустить раннего ухода из команды. Единственный рычаг управления – долгосрочные контракты с самыми перспективными воспитанниками: до конца 2024 года – Устименко, до конца 2023-го – Адахаджиев и Швырев, до конца 2022-го – Шушеначев. Впрочем, здесь бывают промашки, когда игроки убегают из команды, имея на руках контракты. Вспоминаются случаи Рамазана Оразова и Акмаля Бахтиярова.           

В остальных казахстанских клубах ситуация сильно хуже. Некоторые игроки поиграли почти за все команды КПЛ 

Каждую зиму из-за годичных контрактов в казахстанской Премьер-лиге открывается огромный рынок из свободных агентов. Футболисты занимаются поиском команды, в которой им будет выгоднее играть в следующем сезоне. Через год история повторяется. 

Карьера, в которой футболист сыграл почти за все команды Премьер-лиги – для Казахстана не редкость. Яркий пример – нынешний дуэт форвардов «Ордабасы» Хижниченко и Жангылышбай, которых можно смело назвать главными кочевниками последних лет. Все из-за того, что никто из клубов Премьер-лиги (кроме «Астаны» и «Кайрата») не может гарантировать, что в ближайшие годы не превратится из успешной команды в бедствующую.

Есть и приятные исключения. В «Ордабасы» минувшей зимой пошли по пути «Астаны», подписывая двухлетние контракты с легионерами (Махлангу, Жоао Паулу), а в «Кайсаре» такие соглашения заслужили лидеры команды (Тагыберген, Нарзильдаев). Однако есть команды с амбициями на медали, в которых есть много игроков с контрактами на один год, такие как «Тобол» (14 человек), «Шахтер» (19), «Кайсар» (12)  и «Жетысу» (12). 

Почему краткосрочных контрактов в ближайшие годы станет меньше?

У команд не останется выбора. Иначе лучших и молодых игроков каждую зиму будут бесплатно забирать соседи. Теперь вместо существующих 12 рабочих мест, добавляя РПЛ и ФНЛ, мы получаем 50. Новый лимит в России поменял правила игры, превратив казахстанских игроков в актив, которым можно торговать. Но для начала зимой из-за годичных контрактов мы увидим массовый отток игроков в Россию. Важность долгосрочных контрактов уже поняли на уровне ФНЛ. Особенно четко этот тезис прослеживается в переходе Армана Кенесова в «СКА-Хабаровск». Там молодому игроку сразу дали трехлетний контракт, так как понимают, что в будущем могут заработать на продаже.

Единственный выход – скомбинировать пути, по которым пошли «Астана» и «Кайрат». Подписывать долгосрочные контракты с молодыми талантами и ждать предложений. Наладить рынок сбыта, зарабатывать на продаже игроков. Делать все то, чем уже занимаются в Беларуси, где недавний трансфер Виталия Лисаковича в «Локомотив» дошел до миллиона евро, а Ильи Шкурина в ЦСКА – до 500 тысяч.

Отказ от премиальных за матчи, трансфер Вагнера и бывшие игроки, которых ждет суд: владелец «Кайрата» в подкасте «Че травишь?»

Еркебулан Сейдахмет: восхищал боссов «Уфы», был в топах рядом с Мбаппе, оценивался «Кайратом» в 20 млн евро, а теперь едет спасать карьеру в «Жетысу»

Фото: fckairat.com