9 мин.

«Как только мы станем забывать о своём прошлом, всё пойдёт под откос». Внутренняя кухня «Эйбара» и секретные ингредиенты

Txoko («чоко») — слово из баскского языка, обозначающее «уголок» или «местечко». Так называются местные заведения, где собираются гастрономические сообщества. Они также могут носить рекреационный или спортивный характер. Как правило, большинство сотрудников — мужчины, до недавнего времени женщины вовсе не имели права на вход в помещение. По-прежнему распространена практика запрета женщинам доступа на кухню.

Спортивное сообщество «Эйбар» — это семья, а «чоко» — гостиная в доме. В пространстве площадью всего 50 квадратных метров и сосредоточена вся суть клуба, который проводит пятый сезон в высшем испанском дивизионе и уже четыре года служит примером для учеников бизнес-школ. Здесь встречаются игроки, тренеры, менеджеры, администраторы и рядовые сотрудники. Здесь все наравне. Здесь ощущается биение сердца клуба. «Чоко» — это отражение нашей сущности», — говорит Патрисия Родригес, управляющий директор «Эйбара».

У каждого в клубе высокое самосознание, и это неудивительно, ведь в Эйбаре всё небольшого размера: «чоко» напоминает гостиную в семейном доме; на стадионе «Ипуруа» около семи тысяч мест, а население Эйбара — всего 27 тысяч человек (самое маленькое среди всех городов, представленных в Примере). Зато сам клуб растёт и развивается, набираясь опыта у ветеранов испанского футбола. «Эйбар» становится всё более конкурентоспособным, модель управления — эффективней, устремления — глобальней. Философия «Эйбара» сочетает в себе яркие вспышки софитов и неугасающий свет домашнего очага. «Эйбар» не забывает, откуда он родом, но в то же время покоряет новые горизонты.

Президент «Эйбара» Амайя Горостиса

Визит президента в «чоко» — обычное дело. Впрочем, Амайя Горостиса приходит туда не поесть, а просто провести время с единомышленниками. Она может в непринуждённой обстановке пообщаться с любым сотрудником. В 2016 она стала первой женщиной-президентом за 76-летнюю историю «Эйбара». В советах директоров всех команд Примеры едва ли наберётся два десятка женщин — они занимают менее 10% руководящих постов в клубах чемпионата Испании. «Мы работаем сообща. У нас горизонтальная структура управления. Это проект не одного человека, это проект целого клуба», — подчёркивает Горостиса. Всё в «Эйбаре» вращается вокруг принципа, о котором Горостиса и семья «оружейников» помнят всегда: «Мы не должны упускать из виду наше происхождение. Как только мы станем забывать о своём прошлом, всё пойдёт под откос».Горостиса пришла в «Эйбар» из «очень мужского мира». Она входила в совет директоров компании по производству автомобильных запчастей Amaya Telleria, которую в 1950-х возвела её мать из обанкротившейся мастерской. Амайя говорит, что её в 2014 году пригласили в клуб, «как и многих других людей, готовых протянуть руку помощи».

— Что для «Эйбара» успех?

— Жизнь.

Gure gero, gura gara. «Мы хотим оставаться собой» — таков девиз Школы оружейного мастерства, которая в течение прошлого века была одним из промышленных двигателей Эйбара и крупнейшим производителем оружия во всей Испании. Кейс «Эйбара» стал предметом исследования в бизнес-школе IESE. Этот филиал Университета Наварры проанализировал модель «Эйбара» и представил её в рамках курса «Управление малыми и средними предприятиями». В 2015 году клуб остался в Примере благодаря грамотному финансовому планированию. «Эльче» набрал больше очков, но был исключён из чемпионата за несоблюдение требований Департамента экономического контроля Ла Лиги. Формула успеха «Эйбара» проста: не трать больше, чем заработал.

Профессор бизнес-школы IESE Хавьер Агирреамальоа хочет, чтобы его ученики усвоили четыре главных урока: важность единства, финансовая осмотрительность, умение распоряжаться излишками и способность конкурировать при дефиците ресурсов. Последний пункт подразумевает «эффективное управление клубом» и «организацию таланта». 

Поиском и поддержкой одарённых игроков занимается Фран Гарагарса. Семь лет назад спортивный директор «Эйбара» не решался занять должность, поскольку боялся, что не готов к такой большой ответственности. По итогам его первого сезона в клубе «Эйбар» вылетел в Сегунду Б. Через два года команда уже играла в Примере. «Мы не можем сегодня руководствоваться тем, что делали в прошлом году, два года назад, три года назад. В каком направлении нам двигаться? Два года назад мы поступали так, как сейчас действовать явно не стоит. Нам нужно изобретать новые решения», — говорит Гарагарса.

Этот процесс переосмысления связан с переменами в тренерском штабе. Хосе Луис Мендилибар готовит из тех ингредиентов, которыми его снабжает Фран Гарагарса. Благодаря их совместной работе «Эйбар» каждый год превосходит ожидания. И всё же первостепенная задача — сохранение прописки в Примере. «Если мы вылетим, всё останется неизменным, будет столько же сотрудников и болельщиков. Когда у тебя высококлассная команда, легко построить эффективную бизнес-модель, но для клуба нашего уровня даже три очка могут иметь судьбоносное значение. Мы должны всегда твёрдо стоять на ногах», — считат Мендилибар.

— Чего вы ожидаете от этого сезона?

— Что мы не забудем о том, кем являемся на самом деле. Мы не феноменальная команда, просто очень хорошо делаем свою работу. Чтобы остаться в Примере, нам нужно свернуть горы.

Главный тренер «Эйбара» Хосе Луис Мендилибар

На входе в подтрибунное помещение игроков встречает девиз клуба Otro fútbol es posible — «Возможен другой футбол». «Мы хотим показать, что с помощью игры можно делать многое и за пределами поля: повышать уровень образования, воодушевлять людей, дарить ощущение чуда. Это, в свою очередь, способствует внедрению инноваций и экономическому развитию», — объясняет Горостиса.

Перекусив гаспачо, Патрисия Родригес быстро возвращается в свой офис. Время не ждёт: нужно готовиться к собранию акционеров, назначенному на 23 октября. На повестке дня — «одна из самых важных тем за последние годы»: где будет построен спортивный комплекс. В голосовании примут участие более 11 тысяч акционеров «Эйбара» из 69 стран. Каждый из них приобрёл частичку клуба в 2014 году, когда проводилась краудфандинговая кампания Defiende al Eibar по увеличению капитала. И у каждого из них есть право голоса.

«Оружейники» осознают важность увеличения доходов за счёт продажи аудиовизуальных прав. В этом году у клуба рекордный доход — более 50 миллионов евро. Кроме того, «Эйбар» активно работает на нескольких фронтах для получения разнообразных ресурсов. Одна из целей клуба — выход на международный рынок. Японский полузащитник Такаси Инуи, один из ведущих игроков команды в последние годы, летом перешёл в «Реал Бетис». Инуи — азиатский футболист с наибольшим количеством сыгранных минут в истории Ла Лиги. Его наличие в составе «Эйбара» позволило клубу завоевать аудиторию в Японии — там «Эйбар» стал третьей по популярности командой после «Реала» и «Барселоны». «Помня об этом и зная, что в Японии возрастает интерес к чемпионату Испании, мы решили, что эта страна может стать нашей стратегической платформой», — говорит Патрисия Родригес. Клуб заключил спонсорское соглашение с японской компанией Power Hikoki, и Родригес была одним из инициаторов этого альянса. Теперь благодаря данным о целевой аудитории, которые предоставляет Ла Лига, «Эйбар» пробует заявить о себе в Индии, где пользователи могут бесплатно смотреть матчи чемпионата Испании на Facebook, и в Китае, где живёт часть акционеров.

Микель Ларраньяга, Амайя Горостиса и Патрисия Родригес на собрании акционеров «Эйбара»

«Эйбар» расширяется, не теряя своей сути. «Нужно идти в ногу со временем, но не забывать, откуда мы вышли. Мы должны быть открыты для новых идей и использовать все возможности для развития», — считает Родригес.

За воротами «Ипуруа» видна гора Урко, у склона которой проходит граница города. Эйбар располагается на предгорной равнине — это не самое выгодное местоположение. Было непросто найти землю для строительства нового спортивного комплекса. Расширение «Ипуруа» до восьми тысяч мест пока только в планах — по той же причине. Дискомфорт обострил изобретательность руководства «Эйбара». «Мы уже много лет являемся колыбелью предпринимательства», — гордо заявляет Горостиса.

В Эйбаре было несколько крупных заводов по выпуску мотоциклов, огнестрельного оружия и бытовой техники, но почти все они перенесли производство в другие города из-за отсутствия в Эйбаре возможностей для финансового роста. Во второй половине прошлого века население сократилось с 50 до 30 тысяч человек.

Спортивный директор «Эйбара» Фран Гарагарса

Изобретательность и дух предпринимательства сегодня олицетворяет тандем главного тренера Хосе Луиса Мендилибара и спортивного директора Франа Гарагарсы. Между прочим, «Эйбар» купил Такаси Инуи у «Айнтрахта» в 2015 году всего за 300 тысяч евро — шикарная сделка по меркам современного трансферного рынка. Подробнее о том, как в «Эйбаре» происходит поиск и подписание новых игроков, мы рассказывали здесь. Мендилибар хочет видеть в команде самоотверженных и трудолюбивых новичков: «Они приезжают сюда работать. Когда игроки приходят к нам из более крупных клубов, стадион кажется им крошечным, но они привыкают. Им здесь нравится, потому что каждому футболисту обеспечен индивидуальный подход».

У Горостисы — чёткие приоритеты: «В профессиональном футболе всё воспринимается как нечто собой разумеющееся: новички — отличные футболисты, большие профессионалы... Но ведь нужно ещё учитывать их психологическое состояние — его почему-то никогда не берут во внимание, а для меня моральный аспект важнее всего остального».

На гербе города Эйбара написано Eredugarria hiri guziz — «Город, где всё образцово». Микель Ларраньяга, первый мэр-демократ в истории Эйбара, теперь отвечает за фонд клуба. «Люди, в чьих руках сегодня судьба «Эйбара», унаследовали ряд ценностей, которые передаются из поколения в поколение с момента создания клуба в 1940 году: уважение, солидарность, приверженность... Клуб — отражение города». По инициативе Ларраньяги на «Ипуруа» после гола «Эйбара» раздаётся сирена — такая же звучала в полдень на местном заводе Alfa. «Теперь весь город знает, когда забивает «Эйбар», — говорит Микель.

В конце рабочего дня стулья в «чоко» перевёрнуты вверх дном. Помещение опустело. «Тот, кто приходит сюда первым, накрывает скатерти, кто уходит последним, поднимает стулья», — объясняет правила Горостиса. Президент «Эйбара» не считает нужным подавать пример городу, где и так «всё образцово»: «Мы стараемся не шуметь без повода».

Оригинал — Пабло ванде Рустен, перевод с испанского — Артём Прожога