13 мин.

Даниил Лесовой как лучший дриблер РПЛ

***

— Обводка или стеночка с забеганием?

— Обводка

***

 

За последние годы в чемпионате России было достаточно дриблеров разной степени успешности. Среди них, разумеется, выделяются Халк, Промес, Молло, Эль Кабир, Вандерсон, Бериша, который и вовсе четырежды за последние 5 сезонов набивал наибольшее количество обводок за матч, сохраняя при этом не самую высокую эффективность и другие. Были и отечественные исполнители, способные порадовать болельщиков обыгрышем соперника 1 в 1 — Бакаев, Зиньковский, Головин. Но даже среди всех этих футболистов белой вороной выглядит Даниил Лесовой из-за совокупности среднего количества попыток обвести соперника и успешности этих самых попыток.Тем примечательнее, что лучший дриблер чемпионата летом может не пригодиться «Зениту», которому он все еще принадлежит. Конкуренция за место в составе в Петербурге высока, меж тем, параллельно с арендой Даниила, в «Сочи» успешно выступает другой футболист, претендующий на все ту же позицию левого полузащитника в составе сине-бело-голубых — Андрей Мостовой. Поэтому осенние слухи, направлявшие полузащитника «Арсенала» в московское «Динамо», появились не на пустом месте. Но достаточно ли красивой цифры в графе «успешность обводок» для того, чтобы на игрока обратили внимание?

Лучшие в обыгрыше соперников в чемпионате России 19/20 на момент 22 тура.

 Лучшие в обыгрыше соперников в чемпионате России 19/20 на момент 22 тура.

 

Вопрос не новый. Яркие индивидуальные действия на поле всегда привлекают к себе внимание болельщиков , агентов, скаутов. Сам Лесовой в интервью Спорт-Экспрессу замечал, российскому игроку достаточно провести несколько ярких матчей для того, чтобы попасть на карандаш к клубам статусом выше и эта проблема может стать еще актуальнее ввиду возможного применения нового злосчастного лимита со следующего сезона. 

История знает бесчисленное количество «безголовых» дриблеров, выполняющих на высоком уровне только один элемент — обыгрыш. 1 в 1, 1 в 2 — не имеет значения. На ум сразу приходит экс-спартаковец Куинси Овусу-Обейе с его ярким бэкграундом из нарезок на ютубе. Крайне редко такие истории, без наличия дополнительных умений или их развития по ходу карьеру, заканчиваются положительно для любой из сторон, будь то игрок, клуб, болельщики. 

Поэтому в разговоре об успешности дриблера важно исходить не столько из сухих цифр, сколько из контекста того, в каких ситуациях происходило сближение с соперником, была ли возможность отдать передачу вместо обводки, был ли продвинут мяч вперед, или же попросту — был ли мяч сохранен.

Карта обводок Даниила Лесового. Сезон 2019/2020

 Возвращаясь к Даниилу Лесовому, на карте его обводок по сезону 19/20 выделяются 3 зоны: (1) от угла штрафной до углового флажка, (2) полуфланг и, частично, центр (3) от центра поля до линии штрафной.

Излюбленной зоной для попытки пойти в обыгрыш в таком разрезе становится зона №1. В этом нет ничего критичного, хотя нельзя не учитывать скованность с двух сторон ( боковая и лицевая линии). Де-факто дриблинг здесь это улучшение момента для подачи/навеса. Такая картина свойственна «Арсеналу» — инвертированные вингеры Лесовой, Ломовицкий, ранее Бакаев могут убирать мяч в центр под удобную ногу. Другое дело эффективность такого приема. 

В РПЛ Лесовой входит в топ-20 по количеству подач в штрафную ( 3,76 за игру). К слову, в этом же списке строчкой выше расположился Дриусси. Впрочем, общее число кроссов нельзя назвать из ряда вон, до Дениса Кулакова из «Урала» с его 7,63 за игру подобраться близко почти невозможно. Интересно другое, все зенитовцы из топа ( Дриусси, Сантос, Караваев, Жирков, Смольников) держат планку в 30% точности, а аргентинец и вовсе показывает 46,5% точности. Здесь необходима сноска, Себастьян для навесов использует только правую ногу, с левого фланга отправляет мяч в штрафную вторым темпом, убрав его предварительно во внутрь, за счет чего в моменте кросса испытывает меньшее давление, а в штрафной передачу одновременно дожидаются Дзюба и Азмун. Цифры Лесового куда скромнее — 20,9%. И, с одной стороны, на поле есть Луценко, вступающий в 11,16 верховых единоборств за матч (много) и успешно конвертирующий кроссы в голы ( 7 мячей головой из 10; очень много), что должно было бы помочь подающему, исполняющему передачу пусть и с незначительным браком, с другой стороны — большое количество подач-прострелов следует с левой ноги от лицевой и их качество оставляет вопросы, даже несмотря на голевую в матче против «Локомотива». «Арсенал» мог бы использовать такие прострелы от лицевой эффективнее за счет большего наполнения штрафной, но насколько это рентабельно? Ведь это лишний игрок в штрафной, что при обрезе создаст дополнительные проблемы сзади. Качество кроссов с «родной» правой ноги ( зона, сила, высота, точность) у Даниила остается на среднем по лиге уровню — ничего примечательного. То есть из первой зоны не удается выжать максимальную выгоду как для команды, так и для футболиста.

Вторая зона имеет визуально меньшее количество обводок, но это связано и с большим радиусом действий. Что касается продолжения атак после дриблинга здесь — вариативность выше. Это и удары и передачи. Здесь и далее в качестве видео/гиф будут использоваться материалы из товарищеских встреч «Арсенала» для отсутствия недопониманий с правообладателями. Частично эти видеофрагменты могут продемонстрировать то, о чем ведется речь, но стоит учесть, в товарищеских матчах накал страстей ниже , оттого прессинг соперника и агрессивность действий могут отличаться в худшую ( для анализа) сторону.

Ситуации с ударами стандартны для любого инвертированного вингера — ложное движение, уход в центр, удар с удобной ноги. Если исключить из выборки совсем нереалистичные попытки ( обозначены красной зоной ниже), то отчетливо проглядывается ориентированность Лесового на удар с подступов штрафной. Таким способом он еще не забивал, но справедливо предположение — однажды количество попыток перейдет в качество. Приблизить желанный момент должна дополнительная работа над техникой удара. Сейчас в 100% случаев Даниил старается бить с подкруткой в дальний угол. В динамике перехода из рваного темпа обыгрыша соперника к удару полузащитник «Арсенала» подходит к финальной фазе эпизода не в оптимальном положении: мяч настолько близко, что приходится бить из-под себя, не получается положить корпус, поставить опорную ногу для необходимой подкрутки, поэтому мяч летит по центру или слишком слабо для придания хоть какой-то опасности эпизода. Характерно, 48,3% ударов в сезоне идут в створ, но 29 ударов в совокупности дали лишь 2,04xG, а если вычесть оба гола ( которые были достаточно очевидными и от того «весят» более остальных), получается 27 ударов и 1,44xG, то есть вес одного удара около 0,05.

 

В неудачных попытках забить из-за пределов штрафной глобально нет ничего плохого. Все-таки достаточно опрометчиво ожидать от молодого хавбека голов в стиле Арьена Роббена каждые выходные, но определенные предпосылки к этому есть: Лесовой действительно отлично чувствует момент , раскачивая соперника, и очень легко уходит в центр. Моменты, даже при плотной опеке, создаются. Вопрос лишь в завершающей стадии, прибавив в которой 22ой-номер заметно поправит свою голевую статистику.

Вместе с тем, зона полуфланга предполагает не только самостоятельное решение эпизода, но и передачу партнеру. Даже удивительно, текущая статистика по передачам вперед говорит о полузащитнике «Арсенала» не так много: он может отдавать передачи во внутрь поля, но , как правило, это короткие пасы, редко ведущие к обострению. Входов в штрафную через передачи ( за исключением кроссов) от Лесового минимум. Нагрузки на «14 зону» также немного. И от того яркие эпизоды , как тот, что можно было увидеть в матче против «Ростова», сменяются невыразительными по продвижению мяча передачами цифрами.

Определенное объяснение подобная пасовая пассивность имеет. Высокое расположение в расстановке 3-4-3 и 4-2-3-1 не позволяет играть вертикально из-за банального отсутствия адресатов впереди. Нередко средняя позиция Даниила на поле находится едва ли не на одной линии с Евгением Луценко, осложняя созидание большого количества проникающих передач в центр. Сама же позиция достаточно строгая, не ровня той,роли , что есть у Дриусси в «Зените». Оттого и результат иной.

Что же до третьей зоны — наиболее характерно для нее продвижение мяча самостоятельно за счет работы с мячом. Относительно этого самый главный вопрос, который возникает — насколько оправданно дриблер идет в обводку. Ведь если любое получения мяча становится триггером к началу обыгрыша — дела плохи. Особенно свойственна эта картина с излишней тягой к обводкам у свежих выпускников спортивных школ, которая со временем либо полностью сводится на «нет», либо снижается до разумных пределов. 

Поэтому, сформировав условную и максимально упрощенную таблицу — где есть лишь три поля, (1) оправданный дриблинг ( для случаев, когда рядом не было адресатов и/или они находились в менее выгодных позициях; Лесовой получал мяч в «закрытой» позиции, из которой передача куда-либо была невозможна; ситуация 1 в 1, которая предполагал сближение с соперником), (2) неоправданный, но удачный дриблинг, (3) неоправданный дриблинг — можно получить интересную картину: Даниил идет в дриблинг часто, очень часто ( более четверти от всех обводок «Арсенала», без Лесового тульский клуб был бы третьим с конца по попыткам продвинуть мяч за счет индивидуальных действий), но более половины из них вытекали из логики событий. Конечно, не без ложки дегтя — четверть обводок была не только неудачна, но и вовсе необязательна.

Почему так? Что приводит к таким цифрам, да и чем Лесовой отличается от многих других, впечатлявших своими умениями разобраться с оппонентом на пятачке, а иногда на большом оперативном пространстве.

Лесовой обладает сразу несколькими талантами, нетипичными большинству отечественных футболистов. Для начала — умение открываться. Достаточно общая формулировка, которой награждают каждого мало-мальски подвижного игрока. Возвращаясь немного назад, нередко Лесовой идет в обыгрыш из позиций, в которых оказывается после приема мяча от партнера. Многие из них относятся к случаям оправданного дриблинга из-за отсутствия каких-либо адресатов к приему мяча. Формально, не всегда партнеры могут столь же стремительно и своевременно открыться под ответную передачу. 

Классический пример открывания от Лесового — рывок в глубину, уводящий соперника, с последующим рывком к партнеру на прием мяча. Но бывают и другие опции — рывок за спины защитникам «Шахтера» тому пример.

В набор с открываниями отличным дополнением идет способность играть спиной к чужим воротам. Даниил , за счет легкости , мягкого приема мяча и резкости затрачивает минимальное количество времени на прием с последующим разворотом. В рамках РПЛ это очень нечастое явление. В некоторых случаях он изначально еще до приема начинает разворачивать корпус так, что при приближении мяча уже находится в пол-оборота к чужим воротам, в некоторых — овладевает мячом и, надежно контролируя его на коротком шаге, в два касания производит разворот.

К слову о коротком шаге. Семшов в своем интервью уже сравнивал Лесового по манере движения с мячом с легендой петербургского футбола — Аршавиным. Несмотря на сдержанную реакцию на эти слова со стороны Даниила определенное сходство все же есть — Лесовой очень любит переходить на короткий шаг при ведении мяча и обводках. Быстрота ног позволяет не провисать по скорости передвижения, а столь частые касания дают возможность контролировать мяч в очень сложном для соперников формате. Вернуть владение или просто помешать развитию атаки таким игрокам очень тяжело — мяч буквально приклеен к ногам и любое из касаний может привести к резкой смене направления движения, что в свою очередь оставит соперника за спиной. Этим футболист молодежной сборной России активно пользуется, добавляя сверху резанный темп с резким прокидыванием мяча на одном из касаний. Позиция слева и необходимость уходить в лицевую на дистанции помогли правше-Лесовому улучшить игру левой ногой, поэтому элемент неожиданности несет в себе и та сторона, в которую может быть совершен проброс.

Уже этих трех умений достаточно для интереса клубов Премьер Лиги сейчас и в будущем. 

Конечно, остается нераскрытым вопрос с видением поля. Лесовой умеет открываться, умеет двигаться с мячом сам, играть под давлением ( уже в этом сезоне некоторые клубы для сдерживания полузащитника эпизодически подключали в подстраховке одного или даже двух игроков), но его передачи сейчас далеки от передач Аршавина как по форме, так и по содержанию. Ответ на этот вопрос можно будет получить увидев Даниила на дистанции с несколько иной ролью относительно той, что есть сейчас. Все-таки, даже несмотря на игру в составе «Зенита-2» в ФНЛ в центральной оси, это была достаточно «тяжелая» команда для проявления себя.

Что же до первой команды «Зенита», то сценариев развития событий несколько:

— При сохранении в составе Дриусси, а начавшийся экономический кризис едва ли позволит выручить за него близкие суммы к тем, что озвучивались в СМИ в минувшее зимнее трансферное окно, Мостовому и Лесовому уготована участь конкурентов за место «первого запасного». Да, Олег Шатов команду покинет, но он появлялся на поле не очень часто, то есть глобально на игровое время его уход не повлияет. Не стоит списывать со счетов и Алексея Сутормина , который наверняка получит еще свои шансы.

— При уходе Дриусси место в старте разыграют между собой все те же Мостовой, Лесовой и Сутормин. С точки зрения необходимого команде сильные качества Мостового сейчас выглядят предпочтительнее того, что может предложить Лесовой — «Зенит» почти не использует дриблинг как способ взлома обороны соперника. Возвращение в состав Малкома эту картину должен исправить, но пока это лишь осторожные ожидания, подкрепленные ударным началом ( 17 попыток в среднем за матч после травмы).

— Перехода на другую схему ожидать пока не приходится, хотя и Мостовой, и Лесовой подойдут для позиции крайнего нападающего в 4-3-3. В то же время сильные стороны Даниила позволяют размышлять о возможном перемещении ближе к центру поля. Ранее полузащитник уже имел краткий опыт игры в центре поля в составе «Арсенала» в РПЛ, в том числе в качестве «ложной девятки». Сам Даниил комментировал этот опыт как «не моя позиция», но, быть может, в карьере молодого футболиста тренера, способного донести до игрока возможную пользу от перестановки, еще не было. Так или иначе, вводные связанные с работой с мячом есть. Остается только белое пятно в пасовой активности — способен ли Лесовой продвигать мяч вертикально на постоянной основе не только за счет дриблинга, но и через передачи.

Больше деталей – в ВК и телеграмм.

Данные: WyScout, inStat.

Фото: РИА Новости